Прямой эфир

Три развода, голод и 93 % поражения лёгких: испытания невероятной Алисы Фрейндлих

Светлана Улитина
Сегодня, 14:10
В детстве она ела студень из столярного клея и пила соду с кипятком, а потом стала иконой советского кино и самой любимой «мымрой» в СССР. Алиса Фрейндлих пережила три брака, потеряла зятя в теракте и чудом победила коронавирус, получив 93 % поражения лёгких. Читайте в материале 78.ru невероятную историю женщины, которая стала живой легендой Петербурга.
Коллаж 78.ru: vk.com/bdtspb, kino-teatr.ru, pixabay.com, flaticon.com/monkik

8 декабря 1934 года в Ленинграде родилась девочка, которую назвали Алисой. Имя выбрал отец — актёр Бруно Артурович Фрейндлих, потомок старинного немецкого рода стеклодувов, приехавших в Россию ещё при царях. Мама, правда, мечтала для дочери о простом русском имени Наталья, но муж настоял на своём. Бруно сделал ещё кое-что важное: добился, чтобы в документах дочь записали русской, по национальности жены. Как будто предвидел, что через несколько лет это спасёт ребёнку жизнь.​

Выжить в блокаду

Война застала Алису семилетней девочкой. Первая блокадная зима 1941–1942 годов стала самой тяжёлой. В крошечной ленинградской квартире жили бабушка Шарлотта, мама, трое детей – Алиса, младший брат и годовалая сестрёнка. Каждому полагалось по 125 граммов хлеба в день: кусочек размером с ладонь нужно было растянуть на целые сутки.​

Семью спасла немецкая педантичность бабушки: Шарлотта забирала весь хлеб, прятала в шкаф под замок и выдавала строго по часам, крошечными порциями. А многие тогда не выдерживали, съедали весь паёк сразу и быстро умирали. Маленькая Алиса, сходя с ума от невыносимой пустоты в животе, сидела неподвижно, глядя на стрелку часов — когда же подойдёт время получить свой кусочек.​

— Бабушка установила в доме жёсткую дисциплину: не позволяла нам выкупать хлеб вперёд, съедать его раньше времени. Она выдавала нам, детям, еду строго по расписанию. Мы получали по часам по маленькому-маленькому кусочку хлеба, — вспоминала актриса спустя десятилетия.​

День, когда на столе появлялось хоть что-то кроме хлеба, считался праздником.

— У бабушки с довоенных времён оставалась горчица. Роскошь! С ней казался вкусным даже студень из столярного клея, который тогда все в Ленинграде варили. А когда кончилось всё, то бабушка давала нам соду, мы бросали её в кипяток, и получалась шипучка, — рассказывала Фрейндлих.​
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

А потом случилось чудо. За много лет до войны мама Алисы выкормила грудью чужого младенца, поскольку у его матери не было молока. Мальчик вырос и во время блокады разыскал свою спасительницу. Благодаря своей работе в горздраве он смог выхлопотать маме будущей звезды место бухгалтера в детских яслях. Ну и заодно туда же пристроили Алису, хотя ей было уже 8 лет.

— Когда приходила проверка, меня прятали в лазарет и закутывали в одеяло, — вспоминала актриса.​

Вторая блокадная зима оказалась чуть легче — по «Дороге жизни» через Ладогу пошли продукты. Однако бабушки Шарлотты, спасшей семью железной дисциплиной, уже не было рядом. Её, потомственную немку, выслали из Ленинграда эшелоном на восток, но до места назначения она не доехала: умерла по дороге.​

Семье удалось выжить, но блокада осталась в памяти актрисы навсегда: до сих пор Алиса Бруновна не может оставить ни крошки на тарелке, хотя ест при этом как птичка крошечными порциями. Миниатюрная стройная фигура Алисы Бруновны, которой всю её жизнь восхищались миллионы зрителей, — тоже наследие блокады: недоедание в детстве приучило к маленьким порциям раз и навсегда.

— До сих пор я насыщаюсь буквально с капли! Хотя это не значит, что я через час снова не захочу есть, — признаётся Фрейндлих.​

После войны семья на три года уехала в Таллин, но затем вернулась в Ленинград. В 1957 году Алиса окончила театральный институт имени Островского, курс Бориса Зона. Однако тогда никто ещё не мог предположить, что ей уготовано стать великой актрисой.

Театр и кино: трудное начало

После окончания института в 1957 году Алиса попала в Театр имени Комиссаржевской. Казалось бы, путь к славе открыт, но первые годы актрисы оказались совсем не такими триумфальными, как она мечтала, а в кино ей доставались крошечные эпизодические роли. Дебют Фрейндлих случился в 1955 году в фильме «Неоконченная повесть», и долгое время картина оставалась единственной. Спустя 6 лет ей досталась роль буфетчицы в цирке в комедии «Полосатый рейс», однако зрители почти не обратили внимания на юную актрису: все смотрели на роскошную Маргариту Назарову, комичного Евгения Леонова и тигров.​

Были и другие неудачи: случались простои, неинтересные роли, которые ничего не давали ни душе, ни карьере. А ещё у актрисы была особенность внешности, которая могла поставить крест на актёрской судьбе — неправильный прикус и тяжеловатый подбородок. В те годы в театральные институты с таким «дефектом» почти не принимали, но Алисе несказанно повезло: педагог Борис Зон, видимо, разглядел в неброской девушке что-то особенное. Критики тоже писали: «не красавица», хотя миниатюрная фигурка, сияющие глаза и невероятное обаяние с лихвой перекрывали отсутствие классической красоты.​

Фото: vk.com/lensovet_theatre
Фото: vk.com/lensovet_theatre

Встреча, изменившая всё

В конце 1950-х в Театр имени Комиссаржевской пригласили режиссёра Игоря Владимирова поставить спектакль «Время любить». Он был старше Алисы на 16 лет, успел повоевать, окончить Ленинградский кораблестроительный институт и режиссёрский факультет театрального института, поработать актёром в БДТ. Высокий красавец с обаятельной улыбкой и блестящим чувством юмора мгновенно очаровал всех, включая и юную Алису. ​

— Меня поразило наше творческое единодушие, — вспоминала Фрейндлих. — А ещё Игорь покорил меня своим чувством юмора, он в целом был потрясающим мужчиной. Высокий красавец, обаятельный, эмоциональный, эмоции менялись от буквально юношеской лёгкости до холодной мрачной глубины.​

Владимиров тоже сразу отметил, как молодая актриса преображается на сцене: мгновенно входит в образ и умеет захватить внимание зрителя с первых секунд появления на сцене. За первым спектаклем последовал второй — «Случайные встречи». Совместная работа быстро привела к появлению взаимной симпатии, а потом и к чему-то большему.​

— Я была влюблена мертвецки! — признавалась Алиса Бруновна. — Ещё не развелась со своим первым мужем, а думала только об Игоре Петровиче. Но я влюбилась на расстоянии, тайно, и два года мы так работали.​

Первый брак с однокурсником Владимиром Карасёвым актриса потом называла «черновиком», попыткой узнать, что такое семья. Карасёв страшно обиделся на эти слова, но по сути Фрейндлих сказала чистую правду: эта наивная студенческая любовь продлилась лишь полтора года и не имела ничего общего с мощной страстью, которая захлестнула Алису в отношениях с Владимировым.​

Королева Театра Ленсовета

В 1960 году Игоря Владимирова назначили главным режиссёром и художественным руководителем Театра имени Ленсовета. Он, разумеется, сразу пригласил в труппу Алису. Приглашение застало её в санатории в Крыму, где она лечилась от туберкулёза — отзвука блокадного детства. Но, по собственному признанию актрисы, она отбросила все мысли о болезни и очень быстро выздоровела, потому что должна была идти вслед за Игорем Петровичем.​

В 1961 году Алиса окончательно развелась с Карасёвым и перешла в Театр Ленсовета. Началась совершенно новая жизнь.​

— Мы растили Театр Ленсовета как своё дорогое дитя, черпая в творчестве вдохновение и силы, — рассказывала Фрейндлих. — Наша любовь друг к другу переплеталась с профессиональной увлечённостью театром. Игорь был большой умница, а я жадно, как губка, впитывала всё, что муж знал, умел, мог, чем был богат. Это были счастливые, радостные годы!​
Фото: vk.com/lensovet_theatre
Фото: vk.com/lensovet_theatre

Владимиров, как отмечали критики, сумел «уловить специфику таланта Фрейндлих». Он не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы. Алиса играла Селию Пичем в «Трёхгрошовой опере» Брехта, Джульетту в «Ромео и Джульетте» Шекспира, Катерину Ивановну в «Преступлении и наказании» Достоевского. Её даже стали называть «первой леди театра». Работа в Театре Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни актрисы — целых 22 года, с 1961 по 1983 год.​

Многие завистники тогда шептались о том, что Владимиров делает театр «под жену», а о ней говорили, что звездой она стала только благодаря мужу-режиссёру. Но это было не так: к моменту прихода в театр у Алисы уже были и имя, и репутация в театральных кругах. Нельзя сказать, что Владимиров «сделал» её — скорее, они делали друг друга и росли вместе как профессионалы и как семья.

Звёздные роли Алисы Фрейндлих

Всесоюзная слава пришла к Алисе Фрейндлих не сразу. Первые крупные работы в кино случились в 1974 году: мелодрама «Анна и Командор», музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония». В «Агонии» — фильме о последних днях царской России — актриса сыграла императрицу Александру Фёдоровну, жену Николая II. Сложная, трагическая роль женщины, загнанной в угол истории.​

Но настоящим триумфом стала встреча с Эльдаром Рязановым.

«Служебный роман»: мымра, ставшая легендой

Именитый режиссёр давно хотел снять Фрейндлих, но что-то постоянно мешало: на главную роль в «Гусарской балладе» её не утвердили, от съёмок в «Иронии судьбы» актриса отказалась сама. Но когда в 1977 году готовился «Служебный роман», Рязанов был категоричен.​

— Я решил, что стану перекладывать эту пьесу для кинематографа лишь в том случае, если Калугину сыграет Фрейндлих… Фильм «Служебный роман» существует в первую очередь потому, что существует Алиса Фрейндлих, — писал Рязанов в книге «Неподведённые итоги».​

В итоге ему удалось уговорить актрису. Но съёмки дались ей очень тяжело: ежедневно она металась между театром и съёмочной площадкой, между Ленинградом и Москвой. Всё это время фактически жила в поездах. Кроме того, по словам Рязанова, актриса проявила немалое мужество — ведь ей пришлось предстать перед миллионами зрителей в образе «мымры», некрасивой женщины, которая лишь постепенно раскрывается и преображается.​

Фото: Russian Look/globallookpress.com
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Фильм стал сенсацией 1977 года. Мымра Людмила Прокофьевна Калугина превратилась в символ своего времени. После премьеры на Алису Фрейндлих обрушился шквал зрительской любви: она получала мешки писем от поклонников и не могла спокойно пройти по улице или спуститься в метро — её узнавали всюду. Но вот только по абсурдной причине Государственную премию за «Служебный роман» получили все актёры, кроме неё.​

— Получая мешки зрительских писем после «Служебного романа», я была единственной, кто не получил Государственную премию за этот фильм. Потому что по тогдашнему порядку нельзя было давать награды раньше, чем через два года после предыдущей. А у меня уже была премия за театральную роль, — рассказывала звезда.​

Нужно сказать, что по тем временам премия составляла 5 тыс. рублей на руки — примерно 35 средних советских зарплат. Обида была тяжёлой, хотя актриса старалась не показывать этого.​

Королева Анна и другие

Следующей яркой работой стала роль королевы Анны Австрийской в культовом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетёра». Фрейндлих удалось создать образ королевы, которая под маской придворного этикета скрывает живого человека с настоящими чувствами и страстями.​

— Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой, — объясняла актриса.​

Кинооператор Александр Полынников вспоминал, как снимали музыкальный номер королевы с кинжалом в руках. Произошёл небольшой конфликт: он попросил Фрейндлих встать на колени для съёмки сверху, но актриса, видимо, сочла такой ракурс неподходящим. Вообще работа была очень непростой: например, сцену на балу, где король пересчитывает алмазные подвески на плече королевы, снимали с полуночи до четырёх утра во Дворце бракосочетаний.​

Тарковский: до потери сознания

Совершенно особой оказалась встреча с Андреем Тарковским. В 1979 году он пригласил Алису на роль жены Сталкера. До этого режиссёр собирался снимать её в «Зеркале» — хотел дать ей роль корректора. Но у актрисы были гастроли, и съёмка не состоялась, о чём Алиса Бруновна жалела всю жизнь.​

— Конечно, я понимала, что с великим режиссёром общаюсь. Ведь до «Сталкера» у Тарковского уже были «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис» и «Зеркало», — вспоминала Фрейндлих.​
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Сталкера» снимали в Москве, в павильоне. Тарковский был невероятно дотошен в разработке каждого кадра. Например, он сам смотрел, как стоит стакан, как мелькает свет и дрожат флакончики на табуретке от проходящего за окном поезда.​

— Когда снималась первая сцена — пробуждение Сталкера, жены и Мартышки, — так долго проверяли всё, даже мельчайшие детали, что я и в самом деле уснула в постели, куда нас положили, — рассказывала актриса.​

Но самой трудной оказалась сцена истерики. Тарковский добивался нужной ему эмоциональной наполненности с помощью многократных дублей. Поскольку играть нужно было истерику, напряжение с каждым дублем нагнеталось, и под конец актрисе стало плохо. Она даже на минуту потеряла сознание. Жена Тарковского, которая была его ассистентом, увидев, в каком состоянии измученная Фрейндлих, потребовала, чтобы супруг остановил съёмку.​

И снова Рязанов: «Жестокий романс»

В 1984 году состоялась новая встреча актрисы с Эльдаром Рязановым — на этот раз в драме «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница». Алиса сыграла Хариту Игнатьевну Огудалову, отчаянно пытающуюся выдать дочь замуж. «Жестокий романс» стал попыткой Рязанова выйти за пределы комедийного жанра, и во многом попытка оказалась удачной благодаря Алисе Бруновне, которая сумела создать яркий, запоминающийся образ провинциальной хищницы с рвущимся от тревоги за дочерей сердцем.​

Позднее творчество

Уже в 2000-е годы Алиса Фрейндлих снялась в цикле детективных фильмов «Женская логика», где играла главную героиню — Ольгу Петровну, которая приезжает в Петербург и начинает собственное расследование. К моменту съёмок актрисе было уже за 70, но она продолжала блистать на экране.​​

В 2009 году вышел фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — экранизация эссе Иосифа Бродского. В этой работе актриса в очередной раз доказала скептикам, что возраст — не помеха большому искусству.

Три мужа и три развода

Но вернёмся в 1964 год. Алиса Фрейндлих официально вышла замуж за Игоря Владимирова. К тому моменту они уже три года работали вместе и режиссёр успел полностью подчинить себе театр и свою главную актрису. В 1968 году, когда Фрейндлих было 33 года, а её супругу 49 лет, родилась долгожданная дочь — Варвара. Больше всего появлению малышки обрадовалась бабушка по материнской линии, Ксения Фёдоровна.​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Варвара, будучи поздним и очень желанным ребёнком, была избалована вниманием всей семьи. Но при этом Алиса Бруновна была достаточно строгой мамой, к тому же всегда старалась привить дочери полезные бытовые навыки — например, она сама прекрасно готовила и учила Варю тому же.

— У мамы много разных талантов, у неё действительно золотые руки, — вспоминала Варвара. — И причина этому одна: она росла в то время, когда людям приходилось учиться делать всё самим.

К слову, в детстве она очень дружила с сыном Игоря Владимирова от первого брака с актрисой Зинаидой Шарко, Иваном. Несмотря на 12-летнюю разницу в возрасте, единокровный брат много времени проводил с Варей, однако во взрослой жизни их пути разошлись.​

Разрыв с Владимировым

Идиллия с Владимировым продлилась чуть больше десяти лет. Но постепенно всё изменилось. Владимиров не смог смириться с тем, что его жена затмила его самого. По воспоминаниям коллег, у режиссёра были романы на стороне, о которых знала и жена.

— Муж превратил театр в собственный бордель и думал, что я ничего не знаю, — с горечью говорила Фрейндлих. — Я действительно долго терпела из любви к мужу, слушаясь его, как комнатная собачонка.

После «Служебного романа» к Фрейндлих пришла настоящая слава — её признали актрисой года. Владимиров болезненно ревновал жену к успеху в кино, он хотел, чтобы Алиса посвящала всё время только его театру. Последней каплей стало присвоение актрисе звания народной артистки, после чего в одной из газет вышла язвительная статья под заголовком «Театр одной актрисы».​

В конце концов в 1981 году, после 17 лет брака, они развелись. Впрочем, ещё два года бывшие супруги продолжали работать вместе, но в конце концов их пути разошлись окончательно: в 1983 году Алиса ушла в БДТ.​

Юрий Соловей: третья попытка

Через год после развода Алиса снова вышла замуж. Её избранником стал актёр и художник Юрий Соловей, младше её на 15 лет. Роман разгорелся во время репетиции спектакля «Варшавская мелодия». «Ленком» супруги покидали уже вместе, перейдя в БДТ.​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Но и этот брак столкнулся с трудностями. Дочь Варвара, переживавшая развод родителей, так и не смогла принять нового мужа матери.​

— Мне совсем житья не стало, поскольку отчима я не приняла, — вспоминала Варвара. — Слава богу, у меня была своя комната, где я запиралась на ключ. Помню, даже плакала ночами. Мама пыталась нас примирить, всячески демонстрировала мне свою любовь. Но этого было недостаточно. Мы ссорились, скандалили, ругались. Разумеется, из дому не убегала, но крови у мамы и отчима я попила изрядно! И как могла, пыталась защитить свою территорию. Это был мой дом! Это была моя мама! Конечно, я сравнивала Юру с отцом. Удивлялась — на мой взгляд, мамин новый муж не шёл ни в какое сравнение с ним! Сейчас понимаю, Юра был неплохим человеком, а тогда была убеждена: он маме не пара...​

Со временем Юрий и сам стал чувствовать себя некомфортно рядом со знаменитой и успешной женой. Актёрская карьера у него не складывалась, а довольствоваться ролью «мужа Алисы Фрейндлих» он не хотел.​

Со временем оба супруга поняли, что стрессов от общения стало больше, чем радости. В середине 1990-х, спустя 12 лет после начала отношений, Алиса и Юрий расстались друзьями. Соловей быстро женился на актрисе Римме Шибаевой и эмигрировал за границу. Спустя время он признался, что был человеком неудобным и Алисе Бруновне с ним оказалось непросто. Фрейндлих замуж больше не вышла. Она до сих пор поддерживает общение с новой семьёй экс-мужа, даже посещает выставки художника и покупает понравившиеся полотна.​

Дочь, внуки, правнуки

Варвара Владимирова пошла по стопам родителей — окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, снималась в кино и сериалах. Вышла замуж за политика Сергея Тарасова, в браке родились двое детей: сын Никита в 1992 году и дочь Анна в 1994-м. Впрочем, семью сохранить не удалось: брак с Тарасовым окончился разводом.

Фрейндлих, по словам окружения Сергея, даже после развода дочери поддерживала с зятем хорошие отношения, и никогда не ругала дочь за разрушенную семью.

— Вместо запретов, нотаций и указаний, как жить, мама проводила со мной беседы, — вспоминает Варвара.
Фото: Anatoly Lomokhov/globallookpress.com
Фото: Anatoly Lomokhov/globallookpress.com

В 2009 году семью настигла страшная трагедия. Сергей Тарасов, к тому времени уже бывший муж Варвары и глава Росавтодора, погиб в теракте в поезде «Невский экспресс» по пути из Москвы в Санкт-Петербург.

Сейчас мать и дочь — лучшие подруги, делятся всеми радостями и горестями. В 2009 году зрители впервые увидели их вместе на одной сцене. Работать с мамой, по признанию Варвары, и тяжело, и легко: Фрейндлих всегда подсказывает и направляет, но и сама может советоваться с дочерью.

Оба внука Алисы Бруновны также выбрали творческие профессии. Никита Владимиров окончил Школу-студию МХАТ, получил актёрское, режиссёрское и продюсерское образование, стал кинопродюсером. В 2025 году 32-летний Никита возглавил Театральный центр «На Страстном». Анна Тарасова также занимается продюсированием.​

У Алисы Фрейндлих уже трое правнуков — Пётр, Юрий и Софья. С годами семья стала занимать важнейшее место в жизни 91-летней актрисы, она обожает дочь, внуков и правнуков. Те отвечают ей той же любовью и неизменно с теплом и гордостью отзываются о знаменитой бабушке — считают её не просто талантливой актрисой, но и невероятной труженицей.

БДТ: новая глава

В 1983 году, после ухода из Театра имени Ленсовета, Алиса Фрейндлих получила приглашение от легендарного Георгия Товстоногова. Он пригласил её в свой БДТ и сразу понял, что дебют должен быть ярким, а потому предложил актрисе главную роль «кипуче-деятельной блондинки» Ирины в постановке «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина. Спектакль оказался триумфальным.​

В БДТ актриса проработала более сорока лет, сыграв десятки крупных ролей: Глафиру в «Волках и овцах» Островского, леди Макбет в «Макбете» Шекспира, героинь в пьесах Володина и других драматургов. А в 2019 году Иван Вырыпаев специально к 35-летию службы Фрейндлих в БДТ написал для неё пьесу «Волнение». Премьера стала большим событием в театральной жизни Петербурга.​

— Я в кино пришелец, который на этой планете так и не прописался. А театр — это моё! — признаётся звезда.

Новый этап в кино и внук-режиссёр

В кино 1980-х и 1990-х Фрейндлих снималась реже, чем в предыдущее десятилетие. Среди работ этого времени — «Клетка для канареек» (1983), сериал «Тайна Снежной королевы» (1986), «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (1988). ​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Новый виток киноработ начался во второй половине 2010-х. А в 2017 году Валерий Тодоровский пригласил Фрейндлих в драму «Большой» о юной танцовщице балета. Актриса сыграла Белецкую, властную и гениальную преподавательницу, впадающую в маразм, но остающуюся самым близким человеком для героини.

Актриса с радостью согласилась на участие в проекте — с юных лет она обожает танцы.

— Мне важно было впустить в себя атмосферу урока, как балерины носятся на переменках, как шалят. Какие они трогательные, маленькие, худенькие зайки. Каждую из них хочется накормить, — шутила Алиса Бруновна.​​

Но самым важным проектом последних лет стал фильм 2022 года «Родители строгого режима», который снял её внук Никита Владимиров. Трагикомедия рассказывает о том, как пожилые родители посадили под замок своего сына-коррупционера. На главную роль Никита, разумеется, пригласил бабушку. Партнёрами по съёмочной площадке стали Александр Адабашьян и Евгений Ткачук.​

По словам молодого режиссёра, уговаривать Фрейндлих сниматься пришлось долго. Бабушка сомневалась, смущалась. Но в итоге согласилась, и сыграла, по обыкновению, великолепно, хотя сам фильм критики оценили неоднозначно. ​​

Коронавирус: на грани жизни и смерти

Алиса Фрейндлих всегда была крепкой женщиной, но возраст брал своё. Давали о себе знать и последствия многолетнего курения: к сигаретам Фрейндлих пристрастилась в 36 лет, после смерти матери, и до сих пор не может отказаться от этой привычки.

В 2011 году народная любимица перенесла операцию на кишечнике. Но самое страшное испытание было ещё впереди. В декабре 2020 года 86-летняя актриса заболела коронавирусом. Поначалу она лечилась дома, однако состояние с каждым днём всё ухудшалось, и в конце концов Алису Бруновну экстренно доставили в больницу. Диагноз был неутешительным: поражение лёгких 93 процента. Несколько недель звезда «Служебного романа» провела в реанимации на аппарате искусственной вентиляции лёгких, а тысячи поклонников с тревогой следили за новостями из больницы.​

Целый месяц врачи буквально вырывали Алису Бруновну из лап смерти. И снова случилось чудо — в феврале 2021 года её выписали. Девочка, пережившая блокаду, в который раз обманула смерть. Правда, после болезни появились проблемы со слухом, но разве это могло остановить актрису? Уже вскоре, к неимоверной радости зрителей, она вновь вышла на сцену.​

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Ольга Мальцева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Ольга Мальцева

Прощание со сценой

25 сентября 2025 года БДТ объявил новость, от которой у поклонников сжалось сердце: спектакль «Лето одного года», который на протяжении 15 лет шёл с участием Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили, снимается с репертуара. За полтора десятка лет постановку по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере» показали более 220 раз.​

— Мы будем скучать по этому полному искренности, радости, пронзительной грусти и виртуозной игры спектаклю, но жизнь театральной постановки следует своим законам — и сейчас творческая команда спектакля принимает решение о расставании со зрителями, каким бы трудным оно ни было, — говорилось в заявлении театра.​

В пресс-службе БДТ уточнили: спектакль сняли по просьбе самих артистов. Впрочем, и Фрейндлих, и Басилашвили продолжают служить в театре — Алиса Бруновна по-прежнему занята в спектаклях «Война и мир Толстого», «Дядюшкин сон» и «Алиса».​

О своей легендарной партнёрше Олег Басилашвили говорит с огромной нежностью:

— Конечно, мы с Алисой очень близки. Я давно и сильно люблю мою дорогую Алису. Мы с ней уже долгие годы мучаем друг друга на сцене. Только эти муки приводят к хорошему результату — каждый раз мы слышим аплодисменты зрителей, а значит, всё мы делаем правильно. И не стесняюсь признаться, что до сих пор учусь у неё мастерству. Находиться с ней на одной сцене — это огромная привилегия!​

А ещё он как-то сказал про неё фразу, которая стала крылатой:

— Её ни с кем нельзя сравнивать, её можно сравнить только с явлением природы — гроза, радуга, дождь, снег, жара, холод. Вот это явление природы.​

Сама Алиса Бруновна, впрочем, признавалась с улыбкой:

— Олег Басилашвили — дитя абсолютное, хотя и строгий… я его безумно боюсь, он очень умный дядька, образованный.​

Несмотря на свой почтенный возраст, Алиса Бруновна продолжает, хоть и всё реже, появляться на публике. Актриса в ясном уме и полна энергии, хотя честно признаётся, что уже много лет пытается уйти со сцены, но не может. Зрители не отпускают — их любовь подпитывает её.​

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

​Икона Петербурга

Для жителей Северной столицы Алиса Фрейндлих и правда больше, чем просто любимая актриса. Она буквально икона, один из главных символов города наравне с разводными мостами и белыми ночами. Петербуржцы боготворят Алису Бруновну, видя в ней воплощение духа своего города — выстоявшего, непобедимого, изящного.​

Каждый год 8 декабря, в день её рождения, социальные сети взрываются тысячами постов с благодарностью и восхищением. «Легендарная актриса», «явление природы», «наша королева», «гордость Петербурга» — эти слова звучат снова и снова. Для города, пережившего блокаду, Фрейндлих — живое напоминание о том, как можно выжить, выстоять и победить. Эта крохотная женщина ростом чуть более полутора метров стала символом несгибаемости Северной столицы, да и всей нашей страны.​