«Работа, несовместимая с жизнью»: как в России убили профессию преподавателя вуза

Российская высшая школа сегодня переживает серьёзный кадровый кризис: преподавательский состав стремительно стареет, а молодые специалисты отказываются работать за копеечные зарплаты. Если во времена СССР преподавать в вузе было не только престижно, но и выгодно — можно было получить бесплатную квартиру, а за учёную степень полагалась дополнительная комната — то сегодня молодёжь рассматривает эту профессию как временный вариант на «самый крайний случай», если больше никуда не возьмут. Лишь единицы приходят в вузы «по зову сердца», ведь не секрет, что в бизнес-структурах можно заработать в разы больше, да и карьеру сделать куда реальнее.
Всё это приводит к тому, что грамотных кадров в университетах и академиях катастрофически не хватает, а те специалисты, что ещё каким-то чудом или по инерции работают, вынуждены разрываться от огромной нагрузки. И хотя официальная статистика не кажется такой уж печальной, разрыв между сухими цифрами отчётов и реальным положением дел колоссальный.
Кадровая яма
Пару лет назад Минобрнауки России опубликовало шокирующие цифры: к началу 2023/2024 учебного года в российских вузах оставалось всего 216,1 тыс. преподавателей (без учёта тех, кто приходит на пару часов по совместительству или по разовым договорам). Но ведь всего за пять лет до этого, в 2017–2018 году, преподавателей было 245,1 тыс. человек. Куда делись почти 30 тыс. специалистов? Ответ очевиден: ушли туда, где платят деньги.
Остались же в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста. Почти каждый третий преподаватель перешагнул 60-летний рубеж — за последние 30 лет доля таких «возрастных» педагогов выросла почти в четыре раза. Средний возраст преподавателя в российском вузе сегодня — почти 50 лет, это на восемь лет больше, чем у работников других отраслей. При этом каждый пятый преподаватель старше 65 лет, а каждый третий — в возрасте 50–64 года. Молодёжи до 39 лет — всего около 30 %, и это антирекорд с 1988 года.
Особенно печально выглядит ситуация на вершине академической лестницы: профессора в среднем разменяли седьмой десяток — им по 61–62 года. Самые молодые — ассистенты, средний возраст 35 лет, но их в вузах можно пересчитать по пальцам.

Получается, что российская высшая школа в последние годы фактически работает на энтузиазме тех, кто помнит ещё советские времена, когда профессия преподавателя что-то значила.
Бегство умов
На первый взгляд, статистика вроде бы не такая уж плачевная: у 72 % преподавателей есть учёные степени — среди них почти 15 % докторов наук и 57 % кандидатов. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях: за последние пять лет из вузов исчезли 4,4 тыс. докторов наук и 14,6 тыс. кандидатов. Причём исчезли не в никуда — многие ушли работать туда, где их знания и опыт действительно ценят и оплачивают соответственно.
По прогнозам экспертов из РАНХиГС, если ничего не изменится, к 2035 году доля кандидатов наук упадёт до 42,6 %, а докторов — до жалких 6,9 %. Дефицит составит 18 200 кандидатов и 2500 докторов наук. Парадокс в том, что численность преподавателей с учёными степенями падает настолько стремительно, что многие вузы уже не дотягивают даже до минимальных требований аккредитационного мониторинга. То есть формально университет может существовать, а по факту квалифицированных кадров, способных готовить специалистов, катастрофически не хватает.
Что касается учёных званий, то звание профессора имеют около 9 % преподавателей вузов, доцента — чуть больше трети, и в сумме это даёт примерно каждого второго. Но вот незадача: три четверти всех преподавателей застряли на должности доцента или ниже. Для большинства это настоящий потолок — дальше не пробиться ни при каких условиях. Можно десятилетиями писать статьи, защищать диссертации, вести исследования — а толку? В лучшем случае останешься доцентом до пенсии, а в худшем (хотя это как посмотреть) — опять же, уйдёшь туда, где хотя бы нормально платят.
Зарплаты в вузах: сказка не для всех
В мае 2025 года Минобрнауки бодро отрапортовало о выполнении Указа Президента № 597: средняя зарплата профессорско-преподавательского состава вузов достигла 136 500 рублей и выросла на 9,3 % за год, а в 84 субъектах РФ зарплата преподавателей превысила 200 % от средней по региону. Красивые цифры, вот только к реальности они имеют примерно такое же отношение, как средняя температура по больнице к состоянию каждого конкретного больного.
Региональный разрыв в зарплатах космический: по данным «Т–Ж», в 2024 году больше всего получали педагоги в Москве — в среднем 206 тыс. рублей. На втором и третьем месте — Камчатка и Ханты-Мансийский автономный округ: 194 и 179 тыс. рублей соответственно. Наибольший доход у преподавателей зафиксирован в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, где сосредоточены ведущие вузы страны. Высокие показатели также на Дальнем Востоке, но там они связаны с компенсационными надбавками за работу в сложных климатических условиях.

А вот коллегам из других регионов повезло меньше. Самые низкие зарплаты — в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, а также в новых регионах России. Худший показатель — у сотрудников вузов Республики Дагестан: всего 60 тыс. рублей. В семи регионах — Иркутской области, Хакасии, Свердловской области, Ингушетии, Алтае, Коми и на Чукотке — зарплата преподавателей вузов повыше, но всё же не дотягивает до целевого показателя в 200 % от средней по региону. На эти деньги в регионах, может, ещё как-то можно прожить, но о том, чтобы чувствовать себя уважаемым человеком с высшим образованием и научной степенью, речи не идёт. При этом провинциальным педагогам, как и их столичным коллегам, нужно вести лекции, проверять курсовые и дипломы, заниматься научной работой, писать статьи для индексов цитирования — список бесконечен.
Есть, конечно, вузы-счастливчики. Лидер по зарплатам, по данным Центра институционального анализа науки и образования, — Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ), где преподаватели получают в среднем 226 300 рублей. На втором месте — МГТУ «СТАНКИН» с зарплатой 205 603 рубля, на третьем — НИЯУ МИФИ с 190 930 рублями. В петербургском Университете ИТМО преподаватели получают 170 153 рубля, в Горном университете — 148 319 рублей.
Неудивительно, что в крупнейших и престижнейших университетах страны о кадровой проблеме особенно не слышали: там работают тысячи преподавателей. В НИУ ВШЭ, например, по данным мониторинга Министерства науки и высшего образования, в 2023 году преподавательский состав превышал 7 тыс. человек, причём многие из них — сильные практики, которые совмещают работу в вузе с карьерой в крупных компаниях и госструктурах. В одном только Санкт-Петербургском политехе — более 500 профессоров и докторов наук. Но таких вузов — единицы, и попасть туда на работу едва ли не сложнее, чем студенту поступить на бюджет.
Почему молодёжь бежит из вузов?
Тот факт, что молодёжь не хочет идти преподавать в вузы, — не случайность и не прихоть поколения, а результат долгих лет системного разрушения профессии. Когда-то в университетах была выстроена чёткая карьерная лестница: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Сегодня первые две ступени практически исчезли — вузы массово сокращают ассистентов и преподавателей, оставляя только доцентов и профессоров. А где молодым начинать? Сразу на должность доцента с минимальной зарплатой и горой обязанностей?
Нынешние выпускники быстро соображают, что выгоднее. Коммерческие компании предлагают нормальные условия труда, адекватную зарплату, реальный карьерный рост и социальный пакет. А что предлагает вуз? Мизерный оклад, бесконечную бюрократию, отчёты по каждому чиху и перспективу до пенсии оставаться на одной и той же должности. Выбор очевиден.

Особенно показательна ситуация в IT-сфере. Дефицит преподавателей там настолько критический, что компании вынуждены сами «делиться» своими специалистами с университетами. От 900 до 1000 IT-специалистов — это 6-7 % от всех профильных сотрудников крупных компаний — ежегодно приходят в вузы, чтобы хоть как-то закрыть дыры в преподавательском составе. Но это полумера: люди совмещают основную работу с преподаванием и читают несколько лекций в неделю. Полноценного погружения в образовательный процесс нет и быть не может, когда человек работает в двух местах одновременно.
Бесплатные квартиры, санатории и ранняя пенсия: как жили преподаватели вузов в Советском Союзе
Еще лет 40 назад, во времена Советского Союза, преподавать в высшей школе было не только престижно, но и выгодно, а преподаватель вуза занимал особое место в обществе и пользовался как безмерным уважением, так и всевозможными благами от государства. В СССР высшее образование крайне ценилось, а потому действовала целая система материальных и социальных гарантий, которые делали работу в вузе привлекательной для талантливой молодёжи.
В частности, преподавателям вузов государство предоставляло реальные жилищные льготы: педагогам со стажем давали бесплатные квартиры с бесплатным отоплением и освещением. Тем же, кто только начинал свой трудовой путь в институте, предоставляли служебное жильё. Это была очень весомая мотивация, поэтому специалисты старались держаться за свои должности и не увольнялись пачками в поисках лучших условий, как сегодня.
Платили тоже прилично — доценты и профессора вузов получали 250–300 рублей в месяц. Кроме того, профессора и преподаватели вузов имели право работать на полставки в научно-исследовательском учреждении, получая полные оклады за работу по совместительству. К тому же учёная степень, помимо того что давала прибавку к окладу в размере порядка 100 рублей, позволяла ещё и претендовать на дополнительные квадратные метры. Фактически она приравнивалась к ещё одному члену семьи, и с её помощью можно было получить лишнюю комнату.
Правда, очередь на жильё в вузах и НИИ шла медленнее, чем в других учреждениях, поэтому многие, не дожидаясь очереди, вступали в кооператив, благо зарплата позволяла выплатить всю сумму за пару лет. Так что с жильём преподаватели университетов проблем точно не имели, недаром же в те годы многие мечтали женить сыновей на «профессорских дочках».
Сегодня ситуация с надбавками за учёную степень изменилась кардинально. Согласно закону от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливались надбавки: 3 тыс. рублей за учёную степень кандидата наук и 7 тыс. рублей за степень доктора наук. Однако эти надбавки были отменены.

В феврале 2024 года в Госдуме предложили их вернуть, а в 2025 году Минобрнауки России выступило с предложением внедрить новую систему оплаты труда и установить стимулирующие выплаты за наличие учёной степени кандидата наук и доктора наук. Однако если сравнить с советскими временами, когда доплата в 30–50 рублей была весьма существенной прибавкой к среднему окладу, сегодняшние надбавки в процентном соотношении значительно скромнее. При базовой зарплате доцента в 39 900 рублей надбавка за учёную степень кандидата наук составит всего 2–8 тыс. рублей (5–20 %). Надбавка за звание доцента чуть больше — около 5–10 тыс. рублей, профессорам — до 15–20 тыс. рублей.
О служебном жилье преподаватели вузов уже давно и не мечтают — бесплатные квартиры остались далеко в советском прошлом. Правда, в Госдуме время от времени обсуждают инициативу о предоставлении квартир учителям с возможностью приватизации через 10–15 лет работы, но речь идёт только о школьных педагогах. Преподаватели вузов вынуждены самостоятельно решать жилищный вопрос, хотя даже накопить на первоначальный взнос по ипотеке, работая только в университете, почти нереально.
Что уж тут говорить об отдыхе и лечении в лучших санаториях, которым советское государство обеспечивало университетских преподавателей. Лишь ветераны профессии помнят, как можно было вывезти всю семью на отдых всего за 10–30 % стоимости путёвки, а то и вовсе бесплатно — остальное покрывал профсоюз.
Сегодня система санаторно-курортного лечения для преподавателей вузов практически отсутствует — на федеральном уровне льготы на санаторное лечение для педагогов (включая преподавателей вузов) законом не предусмотрены. Преподаватель может купить путёвку со скидкой как член профсоюза, а получить бесплатно — только в связи с заболеванием на общих основаниях.
Впрочем, единичные вузы сумели сохранить собственные санатории-профилактории. Например, в Дагестанском государственном техническом университете действует санаторий-профилакторий, который предоставляет лечение студентам, сотрудникам и преподавателям. Но получить путевку за счёт средств университета довольно сложно: приоритет отдаётся многодетным матерям, беременным, инвалидами и ветеранам войны.
Одна из немногих льгот вузовских педагогов, сохранившихся с советских времён до наших дней — это досрочный выход на пенсию. Но и тут не всё так просто: чтобы выйти на пенсию по выслуге лет, преподаватель должен выполнить целый ряд обязательных условий: а частности, отработать в учебном заведении не менее 25 лет, а также накопить определённый индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). В 2024 году этот порог был равен 28,2 балла, а с 2025 года — уже 30 баллов.

Кроме того, есть и ещё один нюанс: досрочный выход на пенсию возможен только после работы на должностях и в организациях, перечисленных в постановлении Правительства РФ № 781. При этом в 2021 году произошло и важное положительное изменение: согласно Указу № 322 был расширен список периодов, включаемых в трудовой стаж. Теперь периоды обучения и дополнительного профессионального образования также включаются в стаж, учитываемый при досрочном выходе на пенсию.
Уйти из вуза мечтает каждый третий преподаватель
Несколько лет назад в России провели опрос по поводу удовлетворённости вузовских преподавателей своей профессией. Результаты оказались столь же печальны, сколь и предсказуемы: практически каждый третий (порядка 32 %) признался, что мечтает сменить работу, при этом большинство готово вообще уйти из профессии и «завязать» с преподаванием. И многие, нужно сказать, действительно решаются на такой шаг, причём далеко не всегда причиной становятся низкие доходы — педагоги просто-напросто «не вывозят» нагрузки.
— Я в 42 года ушла из вуза, будучи доктором наук и проработав преподавателем 19 лет, — рассказала одна из педагогов. — Причины: постоянное повышение учебной и бюрократической нагрузки (одно переписывание ФОС под новые шаблоны чего стоит!) в сочетании с требованием серьёзно заниматься наукой. Из коллег не уходят те, кому совсем некуда уйти, предпенсионеры и пенсионеры. Жалко, но работа перестала быть совместимой с жизнью.
И это говорят люди, которые, казалось бы, привыкли к особенностям университетских будней, а что говорить о молодёжи!
— Кафедры часто пользуются наивностью нового сотрудника и дают ему максимум нагрузки, — делится другой преподаватель. — Моим 25-летним коллегам без опыта преподавания сразу давали полторы-две ставки. Ставка — это около 900 аудиторных часов в год, где-то 6 предметов по 5 групп каждый или 30 разных предметов по одной группе. По каждому предмету нужно не просто провести пары, но и сделать тесты, проверить их, выставить оценки, написать гору отчётов.
Но и это ещё не всё:
— Всю общественную нагрузку тоже дают молодым преподавателям: кураторство групп, обзвон родителей, заполнение журналов и таблиц, выезды в школы, посты в соцсетях. Список можно продолжать бесконечно.

«Я доцент, а ты кто?»
Кроме того, молодые преподаватели, едва придя на работу, сталкиваются с откровенным высокомерием коллег постарше — ни о каком «дружном коллективе» в вузах, как правило, и речи не идёт, а молодым кадрам всеми способами указывают «их место» во внутренней иерархии. В итоге начинающие специалисты чувствуют себя аутсайдерами и не могут даже обратиться к кому-то за советом, не говоря уже о каких-то дружеских связях.
— Я стала как крокодил Гена — ходила на все университетские мероприятия, искала там не то чтобы друзей, но хотя бы тех, с кем можно поговорить. Оказалось, в академической среде снобское, высокомерное отношение к коллегам — норма, — жалуется молодая преподавательница. — На одном обучении я была в команде со взрослыми преподавателями. Мне прямым текстом сказали: «Я доцент, профессор, автор патентов и учебников, а ты кто?».
Иными словами, молодые бегут из вузов, как чёрт от ладана, не только и не столько из-за «копеечных» окладов и отсутствия льгот, хотя это тоже немаловажный фактор. Начинающие специалисты готовы и хотели бы работать ради науки, но они нуждаются во всесторонней поддержке, а её, как показывают опросы, как раз и не хватает:
— Для молодых людей нужна подходящая среда, в которой чувствуешь себя живым. Тогда ни низкие зарплаты, ни проблемы в коллективах не остановят порыв делиться знаниями и помогать студентам.




