Прямой эфир

Самодур или гений, который создал советское кино: тёмные пятна биографии Эльдара Рязанова

Михаил Садчиков-младший
18 ноября, 16:30
Эльдар Рязанов — один из главных режиссёров не только СССР, но и России — родился 98 лет назад. Гений ушёл от нас в 2015 году, но его фильмы, кажется, живее всех живых: их пересматривают, обсуждают, делают пародии. А про личную жизнь кинодеятеля до сих пор слагают легенды. Кем же он был на самом деле? 78.ru разбирается в биографии Эльдара Рязанова.
Коллаж 78.ru: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, freepik.com, flaticon.com/Freepik

Случайно попал во ВГИК и чуть не вылетел: юные годы Эльдара Рязанова

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре в семье советских предпринимателей, а позже государственных чиновников. Отец Александр Семёнович Рязанов и мама Софья Михайловна Шустерман в те годы работали в советском торгпредстве в Тегеране, и именно там прошли первые годы жизни будущего режиссёра. Спустя три года семья перебралась в Москву, где отец занял должность руководителя винного главка. Переезд в столицу совпал с семейными переменами: родители вскоре расстались, поэтому маленький Эльдар остался жить с матерью.

Когда ему исполнилось семь, Софья Михайловна вышла замуж снова, и отчим взял на себя заботу о воспитании мальчика. С новым главой семьи отношения сложились тёплые, именно его режиссёр считал своим отцом, тогда как родного папу он почти не помнил. Известно, что Александр Рязанов женился вновь и у него родилась дочь, но в 1938 году его приговорили к 17 годам заключения. Через несколько лет он скончался.

— Меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал, — вспоминал Рязанов.

Будущий режиссёр с детства обожал книги о путешествиях и мечтал стать писателем. Вторая его детская мечта — уйти в море, чтобы посмотреть весь мир. Он даже отправил письмо в одесское морское училище, интересуясь возможностями поступления. Однако планы мальчика перечеркнула Великая Отечественная война.

Пережив страшные годы, Рязанов поступил во ВГИК — попал он туда совершенно случайно, так как пошёл за компанию с приятелем. Юного Эльдара приняли на режиссёрский факультет, когда курс набирал знаменитый мастер Григорий Козинцев. Учёба давалась нелегко, жизненного опыта парню пока не хватало, получалось не всё, встал вопрос об отчислении. Но благодаря смекалке и упорству Рязанов сумел остаться в институте, а вскоре взялся за ум и стал учиться.

— «Знаете, дорогой Элик, нам придётся с вами расстаться. Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды». На что Рязанов выпалил: «Когда вы меня принимали, я был на 2 года моложе. Вы могли бы это заметить тогда», — приводит писатель Фёдор Раззаков историю из биографии режиссёра.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Даже Сергей Эйзенштейн, преподававший в те годы во ВГИКе, отмечал Рязанова как одного из самых талантливых студентов.

Отказывался снимать «Карнавальную ночь»

Первые пять лет после института Рязанов отдал документальному кино. Ему удалось объездить множество уголков Дальнего Востока, во время путешествий он снимал фильмы о трудовых буднях китобоев и краболовов Охотского моря, о кубанских нефтяниках, рыбаках, пограничниках, оленеводах и писателях. Ему удалось посетить Курильские острова, Командоры, Сахалин и Камчатку.

А в 1955 году Рязанов устроился на «Мосфильм». Первой его работой там стала полудокументальная картина «Весенние голоса», созданная совместно с Сергеем Гуровым. Фильм увидел Иван Пырьев, который настоял, чтобы молодой режиссёр попробовал себя в комедийном жанре, и предложил ему сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова под названием «Карнавальная ночь».

Идея постановки Рязанову сначала не понравилась, но Пырьев настоял, и режиссёр решил попробовать себя в новом жанре. Усилия обоих окупились: «Карнавальная ночь» моментально принесла своему создателю всесоюзную славу.

— Его первым художественным фильмом была «Счастливая юность» (вышла в 1955 году под названием «Весенние голоса»). Это было первое в СССР экспериментальное широкоформатное кино. Но известность режиссёру принесла «Карнавальная ночь», вышедшая в следующем году. С тех самых пор он нашёл свой жанр — тонкий микс комедии и драмы, который откликается каждому зрителю, — рассказывала Светлана Бондарчук, которая изучала творчество Рязанова.

Благодаря картине прославились и молодые артисты — Людмила Гурченко и Юрий Белов, исполнившие главные роли. Реплики персонажей разошлись на цитаты, а песни «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» стали настоящей классикой и до сих пор остаются популярными. Новогодняя комедия стала лидером кинопроката 1956–1957 годов, собрав в кинотеатрах более 45 миллионов зрителей.

Вторая работа Рязанова «Девушка без адреса» тоже была принята на ура, главные роли там исполнили Николай Рыбников и Светлана Карпинская, а посмотрели ленту 36,5 млн зрителей.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Как запрещали «Иронию судьбы» и почему Рязанов возненавидел актёров

В 60-е Рязанов собрал свою команду мечты, с которыми он активно работал все следующие годы. В неё вошли композитор Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев, а также актёры: Андрей Миронов и Юрий Яковлев, Валентина Талызина и Евгений Евстигнеев, Лия Ахеджакова и Людмила Гурченко, Олег Басилашвили и Андрей Мягков, Валентин Гафт, Георгий Бурков и многие другие. В 1966 году на экраны вышла одна из самых значимых картин режиссёра — «Берегись автомобиля».

В конце 60-х Рязанов задумался над созданием своего главного хита — фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Причём сначала это был спектакль, который успел покорить публику в театрах. Перенести историю на экраны было сложно, ведь в сюжете нашли пропаганду алкоголя. Лишь спустя годы «Гостелерадио» решило, что 1976-м году фильм нужно показать зрителям.

В творческой истории Рязанова не обошлось и без сложных моментов. Присуждение Барбаре Брыльской Государственной премии за роль Нади вызвало недовольство со стороны Валентины Талызиной, озвучившей героиню. Она также напомнила, что вокальные партии в фильме исполнила Алла Пугачёва.

Интересно, что Андрея Мягкова режиссёр до последнего не рассматривал как кандидата на главную мужскую роль — предпочтение отдавалось Олегу Далю, Станиславу Любшину или Андрею Миронову. Но именно Мягков смог убедить Рязанова во время проб, после чего получил заветную роль.

С Талызиной у него случился скандал и во время работы над «Зигзагом удачи», когда она неожиданно начала прикладываться к бутылке с Евстигнеевым и Бурковым.

— Холодно было. Февраль. Мосфильмовские костюмы только видимость тепла создавали. А Евстигнеева так любили, что ему в обед приносили спиртное, а он делился. И сразу было очень весело, тепло и симпатично. А через неделю пришёл Рязанов, собрал нас и сказал: «Я вас ненавижу! Вы не любите искусство! Я напишу вам всем телеги в театр! Как можно было так относиться ко мне, к картине! Я сейчас вышел из монтажной и не смог выбрать ни один трезвый дубль! — вспоминала актриса на программе «Центральное телевидение».

О характере Рязанова слагали легенды. Многие думают, что режиссёр был милым и приятным человеком, но те, кто работали с ним на площадке, зачастую отзывались о нём как о жёстком и бескомпромиссном человеке, который не терпел хамства. Несколько актёров рассказывали, что его можно было легко вывести из себя даже из-за малейшей провинности. Некоторые даже называли его «деспотом», который не терпел советов и подсказок.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Рязанов считал, что артисты обязаны воплощать его задумки без всякой самодеятельности. А кто с этим не соглашался, моментально отстранялся от процесса. Например, Рязанов перестал работать со Львом Поляковым после того, как тот сыграл в «Гусарской балладе». Много лет спустя к режиссёру пришла супруга актёра Инна Выходцева.

— Я снялась у Рязанова один раз в «Служебном романе» и приходила к нему на озвучивание картин. Но когда он узнал, что я — жена Полякова, то попросил больше меня не приглашать. Ну и ладно, подумала я, хотя озвучивание давало большой доход, хорошую прибавку к нашей зарплате, — рассказала о болезненном самолюбии Рязанова актриса.

За «Иронией судьбы» последовали новые хиты. Одним из самых громких стал «Служебный роман» (1977), который мгновенно стал лидером советского кинематографа. Уже в следующем году творческая команда фильма была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Чтобы превратить известных актёров в достоверных персонажей, пришлось тщательно подбирать детали: легендарные «мымрины» очки нашли в забытых запасниках «Мосфильма», а для Новосельцева долго искали идеальную форму усов.

Комедия «Гараж» была снята в невероятно короткие сроки — всего за 24 дня. На площадке работали сразу три камеры, что позволяло держать всех артистов в кадре практически без перерыва. Единственный серьёзный инцидент произошёл после того, как часть мужского актёрского состава переборщила с алкоголем во время перерыва. Картина долго лежала на полке: её выпустили лишь после съезда КПСС, на котором Брежнев призвал смелее говорить о проблемах общества.

Мелодрама «Жестокий романс» стала лучшим фильмом 1984 года по версии читателей журнала «Советский экран». Эта лента подарила широкую известность Ларисе Гузеевой, сыгравшей главную роль. Её героиня исполнила проникновенный романс «Любовь — весенняя страна» — позднее Рязанов использовал эту строку как название собственного сборника стихотворений.

Снимал семью Ельцина и ругался с Михалковым

Многие знают и про «фишку» Эльдара Рязанова, который почти в каждой своей картине оставлял небольшой след — появлялся в миниатюрном эпизоде.

— Рязанов сравнивал своё появление в эпизодах своих картин с автографом художника. Он появлялся примерно в половине своих фильмов, например, в роли раздражённого соседа Лукашина в самолёте в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» — вспоминает Светлана Бондарчук в посте, посвящённом дню рождения режиссёра.

В 1980-е годы режиссёр снова обратился к жанру документального кино и снял ленту о Владимире Высоцком. Позднее, в 1993 году, он создал трилогию, посвящённую президенту России Борису Ельцину и его семье. В неё вошли фильмы «День в семье президента», «Мужской разговор» и «Мужской разговор—2».

Фото: Viktor Chernov/globallookpress.com
Фото: Viktor Chernov/globallookpress.com

В 2000-х был большой скандал, когда Никиту Михалкова хотели убрать с поста председателя Союза кинематографистов — на его место поставили Марлена Хуциева.

— Не понимаю Никиту Сергеевича, который так яростно хочет сохранить власть. У него её и так много: он и председатель Фонда культуры, и руководитель «ТРИТЭ», много лет союзом руководил. Почему вопреки недовольству кинематографистов он хочет остаться во главе СК — я этого не понимаю, — сказал тогда Рязанов.

Стас Садальский позже говорил, что режиссёр был бескомпромиссным человеком.

— Рязанов никогда не боялся открыто говорить ни о России, ни о чиновниках, ни о своих коллегах. И добавлял, что Михалков его из-за этой прямоты даже «опасался», — писал Садальский.

Много лет спустя, когда Рязанова уже не было в живых, Михалков рассказал эту историю иначе.

— Он был среди тех, кто уходил из Союза кинематографистов, организовывал свой союз. Я, когда был председателем Союза, написал первый приказ об увеличении моей зарплаты в два раза, а второй — о передаче моей зарплаты в Дом кино. Опубликовали только первый, — говорил режиссёр.

Но зрителей возмутило другое, а именно — что Михалков критиковал фильмы Эльдара Рязанова.

— Я не могу назвать кинематограф Рязанова кино. Это для меня не кино. Это фильмы, но не кино, — заявил Никита Сергеевич.

Стал магнитом для женщин и воспитывал чужих детей

Его первой женой стала Зоя Фомина — сокурсница по ВГИКу и коллега по профессии, которая была на три года старше будущего режиссёра. Их отношения развивались постепенно, и поженились они лишь спустя шесть лет после знакомства. В этой семье родилась дочь Ольга. Она окончила МГУ, выбрав путь филолога и киноведа. Её сын Дмитрий построил карьеру в журналистике и работает редактором на телеканале «Россия 24».

— Папа очень болезненно переживал расставание и развод с моей мамой. В последнем письме, которое он написал ей, была фраза: «Расстаться с тобой — всё равно что содрать с себя кожу». Они были очень близкими людьми, друзьями, единомышленниками. Но так получилось, что жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь, — вспоминала дочь.
С третьей женой Эммой/ Фото: Russian Look/globallookpress.com
С третьей женой Эммой/ Фото: Russian Look/globallookpress.com

Вторая жена Рязанова — Нина Скуйбина — была редактором на «Мосфильме». Хотя они были знакомы ещё со времён студенчества, роман между ними возник много позже, когда оба были уже взрослыми людьми. От первого брака у Нины был сын, с которым Эльдар Александрович сохранил тёплые и доверительные отношения даже после тяжёлой смерти супруги.

— Отношения Эльдара Александровича и Нины развивались на съёмках фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». По сути, Рязанов снял эту картину о своём чувстве к Нине. История ведь о любви — внезапной, случайной, сильной. Ты не ждёшь этого чувства, а оно приходит. И ты ничего не можешь с собой поделать, — рассказывал кинооператор Вадим Алисов.

Третьей и последней спутницей жизни режиссёра стала Эмма Абайдуллина, также работавшая в кино как редактор. С ней Рязанов прожил до самого конца. У Эммы от прежнего брака было двое сыновей — Олег и Игорь Бердюгины. Олег, дизайнер и режиссёр по образованию, руководил медиагруппой «Коминтер», выпускавшей общественно-политические и социальные программы. Он скончался в ноябре 2017 года. Сама Эмма ушла из жизни в июне 2024 года.

— Нина умирала долго. Её болезнь не была секретом. Одинокие тщеславные дамы готовились к прыжку. Эльдар — лакомая добыча: знаменитый, богатый, с юмором, возле него открывалась совсем другая жизнь. У Эльдара был широкий выбор: актрисы, бизнесвумен, но он выбрал толкового администратора Эмму. Эльдар Рязанов — сложное хозяйство. Это целый холдинг, который надо обслуживать (...) Эльдар остался один с разорванным сердцем. Он тонул, ему нужен был спасательный круг. Эмме тоже нужен был спасательный круг, и она за него уцепилась, — рассказывала писательница Виктория Токарева.

Последние дни Эльдара Рязанова

Последние годы жизни Эльдар Рязанов практически не работал, но регулярно посещал различные фестивали (например, «Виват, кино России!» в Петербурге), а также выступал с мастер-классами. Увы, здоровье начало подводить легенду, и он часто оказывался в больнице — у него были проблемы с кровообращением, несколько раз режиссёр перенес пневмонию.

— Можно сказать, что я живу только благодаря Эмме. Всегда в жизни нужно находить хотя бы какой-то смысл. И я такой человек — могу долго хандрить. Она мне часто говорит: «Ты, главное, за меня держись». Вот я и держусь... — говорил режиссёр.

21 ноября 2015 года СМИ написали, что Рязанов находится в критическом состоянии, а врачи оценивали его состояние как крайне тяжёлое, поэтому были вынуждены подключить режиссёра к аппарату ИВЛ. Однако усилия медиков не дали результата — Эльдара Александровича спасти не удалось. Официальной причиной смерти стала сердечная недостаточность.

Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Похороны Эльдара Рязанова прошли на Новодевичьем кладбище. В этой истории был и большой скандал, который раздул всё тот же Станислав Садальский. По его словам, последняя воля режиссёра якобы не была выполнена: он хотел быть погребён рядом со своей второй супругой, Ниной Скуйбиной. Но участок расположения её могилы оказался другим.

Стул на могиле и дом Жени Лукашина

К третьей годовщине со дня смерти на могиле Рязанова появился памятник, созданный по знаменитой фотографии, где режиссёр позирует, сидя на стуле.

В Москве также установили мемориальную табличку на доме, где по замыслу фильма жил Женя Лукашин — главный персонаж «Иронии судьбы». Кроме того, на Ленинском проспекте работает основанный самим Рязановым киноклуб, который носит его имя. В его состав входят три кинозала, театрально-концертная сцена и четыре выставочные зоны, посвящённые Эльдару Александровичу, Алле Суриковой, Леониду Гайдаю и Георгию Данелии. Также в «Эльдаре» расположены буфет «Братья Люмьер», ресторан «Жестокий романс» и кафе «Берегись автомобиля».

Говорят, что 100-летие Эльдара Рязанова будет широко отмечаться в России, поэтому в этом году никаких особых мероприятий к празднику не предусмотрено. В социальных сетях лишь журналист и режиссёр Светлана Бондарчук решила почтить память великого мастера, оставившего нам множество киношедевров.

— Сегодня — ровно 98 лет со дня рождения легендарного Эльдара Рязанова, который подарил нам огромное количество фильмов, ставших культурным кодом страны. Уже несколько поколений смотрят эти картины, переживают вместе с героями, плачут и смеются. Это то, что нас объединяет, — подчеркнула Светлана Бондарчук, отдавая дань уважения мастеру.

В статье использованы материалы «Экспресс-газеты», «Комсомольской правды», РЕН-ТВ и книги Фёдора Раззакова.