Ни повторить, ни подделать: как «деревенщина» Люся Гурченко стала советской иконой стиля

В 2011 году мир потерял гениальную актрису Людмилу Гурченко. А ведь звезда внесла огромный вклад не только в российский кинематограф, но и в развитие стиля и моды в нашей стране — образы Людмилы Марковны до сих пор считаются эталоном советского шика.
— Я могу из занавески сделать вечернее платье, из старых сапог — модные ботфорты, а из простыни — элегантный костюм, — говорила актриса, демонстрируя очередной самодельный шедевр.
Звезда очень гордилась тем, что в ателье женщины приходили с просьбой сшить им платье, «как у Гурченко». Это ли было не признание?
«Простота» — не для неё
Людмила Марковна родилась в период, когда страна переживала не самые лёгкие времена. Трудные детство и юность наложили отпечаток на характер будущей кинодивы, но именно это и позволило ей стать сильной и яркой личностью.

После выхода на экраны «Карнавальной ночи» в 1956 году 21-летняя актриса с тонкой, как у Одри Хепберн, талией в один день проснулась знаменитой. За образами обаятельной Люси стал следить весь Советский Союз.
— Её платье, её образ произвёл огромное впечатление на советских женщин. Это был интересный силуэт, который в истории моды называется «нью-лук», и придумал его Кристиан Диор ещё в 1947 году. Для моды 40-х были характерны акцентные, объёмные плечи. Это будто показывало, что мы должны быть сильными, чтобы выдержать тяготы войны и тяжёлое послевоенное время. Но женщины устали быть сильными, и когда Диор предложил силуэт с тонкой талией, пышной юбкой, покатыми плечами, женщина стала выглядеть как хрупкий цветок. Но в Советском Союзе этот стиль распространился с большим опозданием и нашёл свою популярность именно после выхода фильма «Карнавальная ночь» и потрясающих костюмов Людмилы Гурченко, — рассказала историк моды, кандидат культурологии Юлия Савви.
Людмила Марковна крайне трепетно относилась к вещам в своём гардеробе и перешивала многие из них под себя. И это неудивительно, ведь во времена дефицита советским актрисам зачастую приходилось «рукодельничать», чтобы превратить простую фабричную вещь в уникальный наряд. Даже когда у Гурченко появилась возможность заказывать костюмы у именитых дизайнеров, давняя привычка перешивать вещи осталась. Творения кутюрье в талантливых руках знаменитости порой изменялись до неузнаваемости.
Интересно, что в одежде актриса предпочитала стиль 20-х и 50-х годов. Она всегда носила приталенные силуэты, подчеркивающие её знаменитые 56 сантиметров в талии. Другим фирменным штрихом были подплечники — высокие, но аккуратные, чтобы голова не смотрелась слишком большой.
Не скрывала дива и своей слабости к перьям. В них она была по-настоящему роскошна — без пошлости и чрезмерного театра! Каждый её выход в свет заставлял зрителей трепетать.

Людмила Марковна верила, что каждая женщина может быть стильной, независимо от бюджета. Главное — знать себя, свои достоинства и недостатки, и уметь это подчеркнуть или скрыть одеждой.
Актриса учила, что стиль должен соответствовать образу жизни. Бесполезно покупать вечерние платья, если живёшь в джинсах, или носить спортивную одежду, работая в офисе. Основа истинной элегантности, по мнению знаменитости, кроется в гармонии между внешним видом и внутренним содержанием.
Кроить по косой и на глаз
Говорят, что кинодива могла даже перед самым выходом на сцену начать подшивать наряд или что-то в него добавлять. Для Гурченко было само собой разумеющимся по несколько раз переделывать свои костюмы, доводя их до безупречности.
Многие свои наряды Гурченко собственноручно декорировала воротничками, например, из меха норки.
— Мой фасон — закрытое горло, закрытые руки… я все время мерзну, — отшучивалась она.
Залогом удачного силуэта Людмила Марковна считала крой по косой — так ткань лучше струится и подчеркивает линию талии. Ровными, как считала актриса, в гардеробе женщины должны быть лишь юбки.

При этом актриса обожала мужские вещи и умела их так переделать, что получались уникальные женские модели.
— Мужские пиджаки шьют из лучших тканей. Нужно лишь правильно подогнать их по фигуре, — объясняла актриса.
Она покупала мужские костюмы в комиссионных магазинах, а дома собирала их заново. Широкие плечи пиджаков оставляла как есть — это было модно ещё до того, как wide shoulders стали трендом 80-х. Брюки перешивала в юбки или укорачивала до капри.

Мастер создания аксессуаров
Простой шёлковый платок звезда превращал в пояс, завязанный особым образом. Несколько цепочек создавали эффект дорогого колье. Обычные пуговицы, пришитые к ткани, становились эксклюзивными брошами.
Но особенно знамениты головные уборы Людмилы Гурченко. Она покупала простые фетровые шляпки и украшала их лентами, цветами и перьями.
— Шляпка должна быть как восклицательный знак в образе, — отмечала она.
Что не менее важно, Людмила Марковна настаивала на том, что стиль — это не только одежда, но и причёска, и макияж. Актриса постоянно экспериментировала с укладками, создавая образы от романтичных локонов до строгих пучков.

Знаменитую стрижку «под мальчика» звезда сделала задолго до того, как короткие женские причёски стали модными.
— Короткие волосы делают лицо выразительнее, — объясняла свой выбор Гурченко.
Макияж тоже делала сама, изучив все тонкости по журналам. Её фирменные стрелки и яркие губы стали классикой, которую до сих пор копируют стилисты.
Вдохновила Голливуд
Современный тренд на винтаж во многом основан на эстетике, которую создавала Людмила Гурченко. Её умение сочетать разные стили и эпохи стало классикой fashion-индустрии.
Не так давно звезда «Спасателей Малибу» Памела Андерсон словно окунулась в атмосферу «эры Гурченко». 58-летняя актриса, как и многие другие звёзды, появилась на Неделе моды в Париже. На показ Mugler она пришла в приталенном платье с гипертрофированными плечами, дополнив образ замшевыми мюлями и массивными серьгами.

Однако акцентом стала именно причёска Памелы. Звезде сделали лёгкую ретро-укладку, которая напомнила причёски барышень в Советском Союзе в 70—80-е годы.
Во всём этом ретро-образе подписчики экс «спасательницы Малибу» узнали звезду советских фильмов — Людмилу Гурченко.
Видео: Tg-канал/istorikmod
— «Гурченко!», «Людк, а Людк, тьфу-деревня!», «Потрясающий ретро-образ 80-х», — комментировали русско-говорящие подписчики.
Вслед за Памелой Андерсон в эстетику советских нарядов «ударилась» ещё одна западная икона стиля. Майли Сайрус появилась на обложке ноябрьского выпуска французского Vogue и сразу обратила на себя внимание российских пользователей Сети.

Фанаты отметили удивительную схожесть луков звезды с модными образами Людмилы Марковны. Вдохновлялась ли Майли советской дивой на самом деле или же это просто совпадение? Нам остаётся только гадать. Хотя, как уверяет историк моды Анатоль Вовк, желание сравнивать можно назвать частью кода русского человека.
— Когда Билли Айлиш (Прим. ред. — американская певица) появилась на Met Gala, её тут же начали сравнивать с Ириной Аллегровой. Когда группа Måneskin (Прим. ред. — рок-группа из Италии) стала популярной, то образы фронтмена сопоставляли с нарядами Валерия Леонтьева. Мы почему-то любим искать такие отсылки. Но, я подумал, почему бы в этих огромных накладных плечах а-ля 80-е, в этой интересной причёске, которую сделала Памела, не провести некую параллель с нашей иконой стиля? Я думаю, если бы у русской Марлен Дитрих, как её называли, у Людмилы Марковны Гурченко было бы больше возможностей одеваться, то она бы наверняка сияла ещё ярче, — объяснил автор Tg-канала «Историк Мод Анатоль Вовк» в разговоре с 78.ru.
Почему образы Гурченко актуальны сегодня?
Сегодня кинодиве могло бы исполниться 90 лет! Но что удивительно, её отношение к стилю и принципы, которые она применяла, актуальны и сегодня. Образы Гурченко вдохновляют дизайнеров и стилистов, а её фотографии изучают в модных школах как примеры безупречного вкуса.
— Её наряды были необычны для того времени, и даже сейчас многие вдохновляются ими. У неё была правильная фигура, которую она не потеряла за 75 лет. Ну, и, конечно же, смелость! Гурченко могла позволить себе носить яркие ткани, ткани, которые, может быть, никто и не осмелился бы взять на платье. Она всегда была своенравна и современна, выбирала те фасоны, что смотрелись бы даже не сегодня, а завтра, — подчёркивает историк моды Анатоль Вовк.
По словам эксперта, в то время общество не смогло по достоинству оценить эту великую женщину, её возможность находить силы и средства одеваться стильно даже тогда, когда этих сил не было ни у кого.

Как показалось 78.ru, главный урок от Людмилы Марковны — не бояться экспериментировать. Нужно пробовать сочетать несочетаемое, переделывать старые вещи, создавать аксессуары своими руками. Не все тренды подходят всем — выбирайте то, что украшает именно вас!
По материалам novochag.ru, «КП», sobaka.ru, Дзен-канала «Мода-Стиль-и…», eva.ru и adme.media.




