Гадание на дневнике: о чём говорят двойки и нужно ли воспитывать из ребёнка отличника?

Школьные отметки — это инструмент, который помогает оценить уровень знаний относительно обязательного уровня, обнаружить пробелы в них, мотивировать детей на достижении более высоких результатов, выявить потенциальные таланты и так далее. Но при этом любая оценка до некоторой степени условна и не обязательно отражает реальные знания и способности ребёнка.
На пятёрки школьников порой мотивируют только родительский гнев и страх перед наказанием. А двойки могут быть следствием психологического кризиса, который переживает ребёнок, или того, что он мыслит слишком нестандартно для регламентированной школьной системы.
О чём могут рассказать двойки
Считать низкие отметки однозначным признаком низкого интеллекта — слишком примитивно и в большинстве случаев ошибочно. Если ребёнок приносит из школы одни двойки и тройки, скорее всего, дело совсем не в том, что ему не хватает ума. Вот лишь некоторые причины плохой успеваемости.
- Нехватка коммуникативных навыков — иногда дети просто не умеют пересказать пройденный и выученный урок.
— Ребёнок часто не может правильно выразить свою мысль — тем более сейчас, когда у многих есть зависимость от гаджетов. Даже если он хорошо знает материал, ему действительно трудно всё это рассказать. Очень часто письменные работы оказываются намного сильнее, чем устные.
- Несоответствие нагрузки способностям — причём, здесь есть два противоположных полюса. У одних детей развитие когнитивных способностей, действительно, может не дотягивать до требований программы. Другим, наоборот, всё даётся слишком легко, поэтому им неинтересно учиться и скучно прилагать усилия для получения хороших оценок.
- Слишком высокая нагрузка — иногда все силы и внимание ребёнка уходят на секции и кружки, а на школу уже не остается ресурсов. Нехватка времени для полноценного отдыха, игр и общения, недосып, хроническое переутомление — всё это не способствует отличной учёбе.
- Проблемы со здоровьем — некоторые заболевания или дефициты важных витамином и микроэлементов могут протекать скрыто, но при этом влиять на память, концентрацию внимания и общую работоспособность.
- Отсутствие интереса и мотивации к учёбе — многие дети, особенно в подростковом возрасте, склонны подвергать сомнению ценность знаний. Если родители и учителя были неубедительны в своих аргументах (или вообще не пытались объяснить «зачем это нужно»), школьник может забить на уроки и оценки. Дополнительным фактором может стать объективно скучное, однообразное и формальное преподавание школьных предметов.
- Эмоциональные и психологические факторы — подростку может быть не до учёбы из-за ссоры с друзьями, первой безответной любови, страха перед контрольными и экзаменами и других ярких переживаний.
- Проблемы в школе — на успеваемость могут повлиять конфликты с учителями или одноклассниками.
- Отсутствие навыков организации времени и самостоятельной работы — ребёнок может просто не уметь учиться: регулярно забывать о домашних заданиях, не успевать их выполнять, не понимать с чего начать (особенно если задание объёмное) и, как итог, получать двойки и тройки.
- Проблемы в семье — ребёнок может саботировать учёбу и получать плохие отметки в качестве протеста против тотального родительского контроля и давления, завышенных ожиданий и требований приносить только пятёрки.

Наказывать нельзя помочь
Самый провальный метод борьбы с плохими оценками — это ругать и наказывать за них, обзывать двоечника «бестолочью» и «тупицей». С помощью подобных мер «мотивации» можно закошмарить школьника до полного разрушения самооценки и даже тревожного расстройства. После этого успехов в учёбе точно можно не ждать.
Татьяна Егельская высказалась однозначно: если двоек много, если ребёнок приносит их регулярно — так, что это начинает грозить реальными проблемами, — то здесь нужны совместные усилия педагогов, родителей и психолога.
Нужно найти реальные причины неуспеваемости и работать конкретно с ними.
— Возможно, нужно мотивировать ребёнка на хорошую учебу, потому что дети часто ленятся. Но необходимо понимать его потенциал. Здесь как раз родителям в помощь школьный психолог, который разберётся: причина в лености или же ребёнок в силу каких-то личных особенностей просто не может учиться на отлично. Такое тоже бывает.
Очень часто работа с неуспевающими детьми начинается с работы с родителями — причина может быть в семейном микроклимате. Во многих случаях помощь психолога нужна, чтобы школьник смог преодолеть затяжной стресс, связанный с плохой успеваемостью. После освобождения от этого стресса, оценки улучшаются.
На вопрос, могут ли помочь в учёбе современные гаджеты, эксперт призвала соблюдать осторожность.
— Конечно, они помогают, если нужно найти новую информацию или расширить свой кругозор. Но научно доказано: если ребенок даже 5 минут полистает гаджет, то следующие 40 минут его мозг не сможет включиться в учёбу. Поэтому во многих школах за рубежом мобильные телефоны запрещены. Пришёл в школу — сдай телефон, уходишь из школы — возьми обратно. Чтобы дети на переменах в них не зависали.

Если невысокая оценка — редкое исключение, и ребёнок сам переживает из-за двойки, тройки или даже четвёрки, то нужно поддержать его, спокойно разобраться в причинах произошедшего и найти пути решения проблемы.
— Скорее всего, он или недоучил материал, или, зная его, плохо рассказал. Значит, можно выучить или повторить тему самостоятельно, можно подойти к учителю и задать вопросы. И исправить свою оценку.
Материальная мотивация
Чтобы добиться хорошей успеваемости, некоторые родители готовы платить детям деньги за полученные пятёрки. Есть психологи, которые одобряют эту практику. Другие предупреждают о её неэффективности и даже вредности.
Главной опасностью таких товарно-денежных отношений специалисты называют подмену мотивации. В случае со школой важно добиться того, чтобы дети учились ради самих получаемых знаний и того, что даёт процесс обучения. С его помощью они могут узнавать новое, удовлетворять своё любопытство, укреплять самооценку, получать позитивные эмоции в момент преодоления трудностей и достижения целей, завоёвывать авторитет и получать одобрение окружающих и т. д. Но как только возникает плата за оценки, все эти вещи отходят на второй план, и школьник начинает учиться ради денег.
Другой вариант — поощрять за хорошую учёбу не деньгами, а тем, что ребёнок любит. Это может быть всё, что представляет для него ценность, — билет на концерт любимой группы, внеочередной поход на каток или вечеринка с друзьями. Но и здесь остаётся проблема подмены мотивации.
Пятёрки — не гарантия жизненного успеха
Татьяна Егельская призналась, что ей хорошо знаком «синдром отличницы», поскольку она сама в прошлом — отличница, ленинская стипендиатка и краснодипломница.
— Я тоже расстраивалась из-за четвёрок. Мы, отличники, хотели всё сделать на пять, и у нас были огромные стрессы, если это не получалось. И я очень благодарна своим родителям, которые никогда не заставляли меня учиться, но объясняли, что если я чего-то не знаю, то могу спрашивать и просить о помощи.

К сожалению, не все родители считают нужным донести до ребёнка важную мысль, что чего-то не знать или получить не самую высокую оценку — это нормально и не стыдно. В случае с отличниками часто бывает наоборот: семья требует от них постоянных доказательств успеха и только в этом случае высказывает своё одобрение. В результате, успевающие дети начинают бояться — спрашивать, допускать ошибки, обращаться за помощью.
Излишний перфекционизм и страх промахов может сослужить отличникам плохую службу во взрослой жизни. Сталкиваясь с препятствиями, с которыми не получается справиться так же легко, как с задачкой из учебника, они могут опустить руки. А серьёзный провал и вовсе может ввергнуть их в отчаяние.
У троечников в этом смысле есть определённое преимущество: они со школы привычны к неудачам и реагируют на них гораздо спокойнее. Во многих случаях они более гибки, адаптивны и чаще склонны задействовать не только знания, но и смекалку. Кроме того, троечникам обычно проще работать в команде, признавать свою неправоту и обращаться к другим людям за поддержкой. Отличникам же часто сложно отказаться от усвоенных со школы моделей поведения, где они добиваются всего сами и лучше других знают, как правильно.
Это не значит, что родителям не стоит поощрять хорошую успеваемость своих детей или что нужно махнуть рукой на сплошные тройки. Но и задаваться целью непременно сделать из школьника круглого отличника, переживающего даже из-за четвёрки, тоже совсем необязательно. В любом случае важно проявлять искреннее внимание к жизни ребёнка, давать ему право на ошибку и поддерживать его в сложных ситуациях.




