Ни нашим, ни вашим: зачем Центробанк провёл ключевую ставку между двух огней

Чего ждали и почему
Большинство экспертов, а также институциональных агентов на протяжении последней недели склонялись к тому, что ставку Центробанк сохранит на уровне в 17 %, рассказал в беседе с 78.ru руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко.
— Косвенным подтверждением этого можно считать заблаговременное повышение ставок по депозитам рядом банков, которые ранее снизили их с опережением, полагая, что ставка продолжит снижаться и достигнет уровня 15–16 % уже осенью, — отметил эксперт.
Действительно, за неделю до октябрьского заседания Центробанка по ключевой ставке сразу несколько банков, среди которых в том числе ВТБ, «Яндекс банк» и МКБ, повысили свои ставки по депозитам. Такого не случалось уже давно, с самого начала цикла снижения ключевой ставки, ведь проценты по депозитам зависят именно от неё. Эксперты отмечали, что это «откат» от завышенных ожиданий по движению ключевой ставки, и, вероятно, банки осознали, что она будет опускаться не так быстро, как предполагалось раньше.
Причины тому были серьёзные, прежде всего — октябрьская статистика инфляции и инфляционных ожиданий, отметил Дмитрий Десятниченко. Они показали рост, а это нехорошо, и это вполне могло обусловить корректировку сложившегося краткосрочного тренда на ускоренное снижение ключевой ставки на каждом заседании Совета директоров ЦБ.
— Согласно последним данным, инфляция в России начала немного расти. По состоянию на 13 октября 2023 года годовая инфляция ускорилась до 8,16 % с 8,07 % на 6 октября и 7,98 % на конец сентября. Если использовать методику расчёта, применяемую ЦБ, инфляция также увеличилась до 8,08 % с 8,04 %. По расчётам ЦБ, годовая инфляция на 20 октября составила 8,19 %, по расчётам Минэкономразвития — 8,14 %. Эти данные указывают на то, что инфляционные риски остаются актуальными и могут оказать давление на решения регулятора, — констатировал в беседе с 78.ru доцент Финансового университета при правительстве РФ Пётр Щербаченко.

Есть и другие причины, среди них, к примеру, ожидаемое (но пока не принятое) повышение НДС с 20 % до 22 %. Законопроект об этом 22 октября Госдума приняла в первом чтении. И хотя он сохраняет льготную ставку на социально значимые товары, всё же продавцы будут закладывать её в стоимость — а это скажется на инфляции. Впрочем, представители Центробанка заявляли, что не ждут от повышения НДС длительного проинфляционного эффекта, он будет разовым и недолгим.
Кроме того, оказывают влияние и внешнеполитические процессы — на это ранее обращал внимание Дмитрий Десятниченко. Любые события в геополитике сегодня влияют на экономику больше, чем законы экономической теории, это заметно по реакции рынков, например, на заявления президента США Дональда Трампа, на его разговоры с президентом России Владимиром Путиным и, в противовес, на введение новых санкций против нефтедобывающей отрасли РФ.
Однако есть и другие факторы, которые позволяли некоторым экспертам ждать продолжения снижения ключевой ставки. Это прежде всего — влияние высокой ключевой ставки на экономическое развитие страны.
— Высокая ключевая ставка существенно ограничивает возможности инвестирования для бизнеса и кредитования для потребителей. И здесь идёт дискуссия о границе «мягкой посадки» и возможного «переохлаждения» экономики, — отметил Дмитрий Десятниченко.
Именно в такой парадигме — сохранение ключевой ставки ради борьбы с инфляцией или её снижение для поддержания экономики — подошёл Центробанк к заседанию 24 октября.
Какое решение принял Центробанк
В итоге Центробанк сделал то, чего от него ждали далеко не все — понизил ключевую ставку на 0,5 %, до 16,5 %.

Как отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Пётр Щербаченко, даже такое решение было в целом ожидаемым, пусть его придерживалось и меньшее количество экспертов.
— Снижения ключа на 0,5 % поддерживает жёсткость политики ЦБ РФ — чтобы обозначить позитивный тренд вниз на снижение инфляции. Банк России поддерживает жёсткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 4 %, — констатировал он.
Банк России в очередной раз переиграл рынок, отметил Дмитрий Десятниченко, ведь основная часть экспертного сообщества всё-таки ожидала сохранения ключевой ставки в 17 %. Если бы это случилось, это означало бы, что процесс смягчения денежно-кредитной политики поставлен на паузу, а регулятор проявляет привычные осторожность и сдержанность. Однако факторы внутриэкономические, видимо, всё-таки перевесили.
— Очевидно, что ЦБ пришлось сместить фокус внимания на динамику процессов в реальном секторе экономики, которому действительно крайне сложно работать при столь высокой цене заёмного капитала. <…> Вероятно, информационный фон, сформированный крупным бизнесом в преддверии очередного заседания Совета директоров ЦБ, оказал более сильное, чем прежде, косвенное воздействие на итоговое решение, а само снижение, хотя и не меняет принципиальным образом цену заёмного капитала в экономике, но даёт чёткий сигнал о продолжении политики смягчения ДКП (денежно-кредитной политики. — Прим. ред.), — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Впрочем, нельзя сказать, что Центробанк полностью «пошёл на поводу» у бизнеса. Снижение на полпроцента — это действительно можно назвать скорее демонстративным жестом, чем реальным смягчением. В своём решении по ключевой ставке Банк России отметил активизацию роста кредитования в последние месяцы и высокие инфляционные ожидания, а также указал, что в базовом сценарии средняя ключевая ставка в 2026 году составит 13–15 %.
— По нашему прогнозу, с учётом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4–5 % в 2026 году. Повышение прогноза на 2026 год связано с действием разовых проинфляционных факторов. Устойчивая инфляция достигнет 4 % во втором полугодии 2026 года. В 2027 году и далее годовая инфляция будет находиться на цели, — уверен Центробанк.

Такой сигнал в целом можно оценить как осторожный, отметил Пётр Щербаченко. Он подчёркивает необходимость контроля инфляции и поддержания финансовой стабильности.
— На заседании 19 декабря один из вариантов может быть дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ РФ на уровне, близком к 16 %, в зависимости от текущей ситуации в экономике, а именно с инфляцией и инфляционными ожиданиями, если не произойдут значительные изменения в инфляционной динамике, — предположил эксперт.
Почему важна ключевая ставка
Ключевая ставка находится в центре внимания общества уже длительное время. Это неудивительно, ведь ключевая ставка — это фактически проценты, под которые Центробанк выдаёт деньги банкам, чтобы они их дальше распределяли в качестве кредитов. Чем выше ключевая ставка, тем выше ставки по кредитам, соответственно, тем менее они доступны и для обычных россиян, и для бизнеса. Недоступные кредиты приводят к снижению обычного спроса и торможению развития бизнес-проектов.
В 2022 году, после введения первых санкций, Центробанк резко «задрал» ставку — с 9,5 % до 20 %, для того чтобы предотвратить панику на рынке и вывод средств из страны. Затем, по мере стабилизации ситуации, регулятор начал ставку постепенно понижать: сначала до 17 %, потом до 14 %, и в итоге к началу 2023 года ключевая ставка составляла «нормальные» 7,5 %. Но такое положение продлилось только до середины 2023 года, когда стало очевидно, что рост экономики сопровождается непомерным ростом инфляции.
Поэтому с середины 2023 года ЦБ начал ключевую ставку планомерно повышать: сначала до 8,5 %, затем до 12 %, а к концу года она вышла на уровень 16 %. Здесь ключевая ставка оставалась на протяжении полугода, и в середине 2024 года ЦБ продолжил цикл повышения и ужесточения денежно-кредитной политики. Ключевая ставка выросла до 18 , затем до 19 % и к концу года побила рекорд — вышла на 21 %.
С такой ставкой страна продолжала жить и развиваться ещё полгода, хотя бизнес и банки практически в открытую требовали от регулятора начать цикл снижения раньше. Но ЦБ пошёл на это только тогда, когда увидел первые устойчивые признаки торможения инфляции — в июне 2025 года. Шаг снижения был небольшим, всего на 1 %, а затем на 2 %. К октябрю Россия подошла с ключевой ставкой в 17 %.

Эксперты предупреждали, что даже такая ключевая ставка не окажет серьёзного влияния и не снизит ощутимо давление в экономике. Чтобы это произошло, параметр должен уйти ниже 10 %. Но достичь этого получится в лучшем случае только к концу 2026 года, а вероятнее всего — уже в 2027 году.




