Прямой эфир
+2
Пробки
1
$80.03
94.25
СКА ОДОЛЕЛ «АК БАРС» СО СЧЁТОМ 3:2

Гадание по капле крови: можно ли предсказать смерть по результатам обычного анализа

Анна Дерюгина
13 октября, 09:44
В сентябре СМИ облетела новость о враче из Приморья, который разработал алгоритм для оценки риска смерти на основании результатов обычного анализа крови. Что именно придумал российский медик и есть ли у его прогностической системы широкие перспективы? Разбираемся вместе с врачом общей практики, терапевтом Еленой Павловой.
Фото: Serhii Hudakukrinform/globallookpress.com

Формула жизни и смерти

Автором математической модели для прогнозирования летальности стал Андрей Мозоль, заместитель главврача по медицинской части Хасанской центральной районной больницы. Он проанализировал результаты анализов почти 22 тыс. людей и нашёл статистически значимую взаимосвязь между отдельными показателями крови и смертью пациентов (на момент проведения исследования почти тысяча из них умерли).

Изначально медик работал с результатами трёх лабораторных анализов: общего клинического анализа крови, биохимического анализа крови и общего анализа мочи. Постепенно большинство показателей были удалены из расчётов, поскольку выраженной связи между ними и летальными исходами не обнаружилось.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Наиболее важными для прогнозирования вероятности смерти оказались показатели самого обычного клинического анализа крови. Андрей Мозоль вывел формулу, которая позволяет на их основе оценивать риск трагического исхода по шкале от 0% до 100%.

— Действительно, такая формула может работать. Те, кто давно имеет дело с анализами, они могут просчитывать эти коэффициенты и риски. Если появится чёткий подтверждённый алгоритм, то мы его можем ввести его в ту же систему диспансеризации или заложить такой расчёт рисков в стандарты работы врачей лабораторной диагностики.

Преимущества нового алгоритма

Предложенная врачом-исследователем прогностическая модель имеет несколько важных плюсов. Среди них:

  • Доступность — оценка с помощью формулы не требует дополнительных исследований, а использует данные самого распространённого и массово назначаемого анализа крови. Поэтому она может быть быстро встроена в повседневную клиническую практику.
  • Объективность — алгоритм считает вероятность, опираясь на сухие данные анализа. В его прогноз не вмешиваются ни ощущения пациента, который может пропустить какие-то важные симптомы или переоценить несущественные, ни субъективное мнение врача.
  • Универсальность — модель оценивает риск летального исхода в общем, а не по каким-то отдельным системам организма или конкретным заболеваниям. Если процент высок, задача врачей — ещё раз внимательно опросить пациента, назначить дополнительные обследования и найти угрожающую жизни проблему.
  • Возможность автоматизации — расчёты по формуле можно доверить компьютеру, чтобы обеспечить быструю обработку данных и минимизировать возможные ошибки при расчётах.

Осталось только подтвердить эффективность новой прогностической модели дополнительными исследованиями.

С «нормальными» анализами не беспокоить

Почему современная медицина нуждается в алгоритме, подобном тому, что придумал Андрей Мозоль?

Фото: Cfoto/globallookpress.com
Фото: Cfoto/globallookpress.com

Все мы слышали о важности профилактики. Однако врачи нередко сосредоточены на поиске уже имеющегося заболевания, а не на выявлении факторов риска.

— Когда приходит пациент, мы ищем грубую патологию. Следовательно, в анализах всё внимание — на показатели, выходящие за референсные значения. А если результаты в пределах нормы, то что-то анализировать и высчитывать на амбулаторном приёме просто нет времени. Поэтому многое пропускается.

Даже при наличии жалоб на плохое самочувствие, если в анализах «ничего нет», далеко не каждый терапевт будет копать глубже. Кто-то просто пропишет пациенту витамины и порекомендует лучше высыпаться. Что уж говорить о ситуациях, когда жалоб или нет вообще, или и они, и небольшие отклонения в анализах укладываются в типичную картину той же простуды?

Между тем, в публикациях о новом алгоритме приводится, например, такой случай из практики:

75-летний пациент обратился к врачу с симптомами бронхита и ОРВИ после нескольких дней домашнего лечения. Субъективно он чувствовал себя «нормально», а вот прогностическая формула на основании анализа крови показала целых 77% риска смерти. После срочной госпитализации и дополнительного обследования на КТ у него была обнаружена деструктивная пневмония — тяжёлая форма этой болезни, при которой происходит некроз лёгочной ткани с образованием гнойных полостей.

Елена Павлова отметила, что, если подходить к оценке анализов только с точки зрения референсных диапазонов, то довольно просто пропустить, например, хроническое низкоуровневое воспаление. А зачастую именно оно указывает на начало какого-то патологического процесса в организме.

О скрытом воспалительном процессе, в частности, может говорить ферритин на верхней границе нормы — даже при «молчании» других маркеров воспаления. Но врач не всегда обращает внимание на этот показатель, если он не выходит за референс, а пациент может даже обрадоваться такому результату («О, у меня высокое железо! Хорошо!»). В результате, время, когда болезнь можно было бы поймать «в зародыше», оказывается упущено.

Фото: Jochen Tack/globallookpress.com
Фото: Jochen Tack/globallookpress.com

Работающие алгоритмы оценки анализов могли бы очень помочь в выявлении подобных скрытых проблем. Их внедрение в ежедневную практику может выглядеть, как дополнительная строка «Оценка риска» в бланках лабораторных заключений. Причём, итоговая цифра будет рассчитываться программой автоматически, на основе внесённых данных.

Задача мирового значения

Андрей Мозоль не одинок в своём желании научиться диагностировать смертельные риски по капле крови.

Например, ещё в 2019 году европейские учёные в ходе масштабного исследования выделили 14 биомаркеров, с помощью которых можно спрогнозировать вероятность смерти пожилых людей в ближайшие 5–10 лет от любых естественных причин. Найденные маркеры показывают общее состояние здоровья, а не конкретные проблемы, которые могут привести к печальному исходу. Несмотря на обнадёживающие результаты, авторы проекта подчёркивали, что нужны дополнительные изыскания, прежде чем эту модель можно будет использовать для оценки рисков конкретных людей.

Американские специалисты в своей работе 2024 года, подобно их российскому коллеге, обратили пристальное внимание на клинический анализ крови. Они выяснили, что, помимо общепринятых референсных диапазонов, которые определяют «нормальный» уровень гемоглобина или лейкоцитов для «среднего» пациента, у каждого человека существуют свои личные референсные интервалы. Индивидуальные показатели зависят от генетики и образа жизни и сохраняются долгие годы.

Определение персональных значений нормы и отклонений от них позволяют интерпретировать анализы более точно и выявлять риски даже для людей, которые кажутся здоровыми. Так, повышенный уровень лейкоцитов в крови оказался связан с повышенным риском развития диабета 2 типа, а процентное содержание эритроцитов — с заболеваниями почек. При этом в привычном смысле в анализах могло не быть заметных отклонений. Модель, предложенная исследователями, позволяет прогнозировать как вероятность заполучить конкретное заболевание, так и общий риск смерти.

Или ещё один пример, в котором было найдено решение для точечной диагностической задачи. Учёные-медики СПбГУ весной 2025 года сообщили, что разработали новый метод оценки риска разрыва аневризмы брюшной аорты.

Аневризма брюшного отдела аорты — это патологическое расширение и истончение стенки аорты в брюшной полости. Данная патология, как правило, развивается бессимптомно и однажды может неожиданно «рвануть» — в прямом смысле этого слова. Спасти пациента с внезапно открывшимся массивным внутренним кровотечением часто бывает невозможно.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Аневризму обычно находят случайно: во время УЗИ, КТ или МРТ брюшной полости. Питерские же учёные предложили для диагностики и последующего мониторинга заболевания совершенно новый и доступный метод. Основан он на анализе сыворотки крови и оценке количества циркулирующих в ней эндотелиальных клеток (ЦЭК). В норме такие клетки выстилают внутренние стенки сосудов, однако при аневризме начинают отслаиваться и попадают в кровоток. Соответственно, чем выше уровень ЦЭК, тем больше вероятность разрыва.

Эти и другие исследования возможностей диагностики по капле крови оставляют надежду, что в недалёком будущем профилактика заболеваний и смертности выйдет на новый уровень.