Китай в Петербурге: от подарков Петра I до современного Чайна-тауна на Васильевском

Сегодня словосочетание made in China никого не удивляет. Но 300 лет назад вещи из Поднебесной вызывали у европейцев восторг и недоумение. Что дарили царям? Какие артефакты сохранились до наших дней? И где можно увидеть Китай в Петербурге сейчас? Об этом в программе «Другой Петербург» рассказал ведущий Илья Михайлов-Соболевский.
От Петра Великого к Эрмитажу
Если говорить о том, как китайское искусство попало в Петербург, начинать нужно с эпохи Петра Великого. Однако первые дипломатические контакты России и Китая, тогда империи Цин, были установлены в 1689 году в Нерчинске.
— Пётр продолжал дело своих предшественников, отца, старшего брата и даже нелюбимой сестры, потому что ровно за 14 лет до основания нашего города, ещё в регентство царевны Софьи, были установлены дипломатические отношения между российским государством и Китаем, — рассказал научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа Константин Петров.
С этого времени в страну стали поступать китайские дары, торговые товары и экспонаты, привезённые путешественниками. Пётр I поддержал эту традицию, и именно с его времени в Петербурге началось увлечение Китаем.
Сегодня коллекция китайского искусства в Эрмитаже считается одной из лучших в мире. Особенно ценятся предметы эпохи Цин — фарфор, шпалеры, декоративные изделия.
— Например, тканая шпалера, сделанная в технике кэсы, по-китайски она называется дословно «рубленый шёлк». Название происходит от того, что каждый фрагмент ткани, каждый цвет ткался отдельно с отдельной бобины с цветной нитью. Из-за этого процесс создания был очень кропотливым и дорогостоящим. Такие предметы изготавливались только в императорских мастерских по особым случаям и особым заказам.

Символика изображений прозрачна: журавли, персики и грибы линчжи связаны с пожеланиями долголетия.
Европа и её «свой» Китай
В музее целый зал практически полностью посвящён китайскому фарфору XVIII века, периода расцвета фарфорового производства эпохи Цин. Фарфор из Поднебесной особенно ценили в Европе: секрет его производства долгое время оставался недоступным. Китайские мастера работали для двух рынков — внутреннего и внешнего.
— Вот как европейцы себе Китай представляли, что им нравилось в китайском искусстве, то им китайцы и продавали. И именно поэтому представление о Китае вплоть до XIX века было у европейцев несколько специфическим, — добавил эксперт.
Так появился стиль шинуазри. В собрании российских аристократов оказались не только «европейские» версии фарфора, но и предметы для китайской знати. Среди них — нефритовые кубки с масками тао-тье из коллекции графов Шуваловых.

Китайские львы у домика Петра I
Петербург — город-память. И напоминания о Китае можно найти не только в залах Эрмитажа. У домика Петра I на набережной стоят две массивные скульптуры львов начала XX века. Изначально они были созданы для губернатора провинции Гирин (Цзилинь), но в итоге оказались в городе на Неве как подарок.
— Установить скульптуры в самом Цзилине возможности не представилось. Новый губернатор провинции подарил их российскому генерал-губернатору Приамурья Николаю Гродекову, который отправил их в Санкт-Петербург, где их и установили здесь, на набережной, напротив домика Петра I.
Это очень символично, потому что с Петра начиналось увлечение Китаем в Российской империи. На фигурах сохранилась надпись на китайском языке: они сделаны в правление императора Гуансюя, предпоследнего правителя династии Цин.
Сад дружбы и «Стена девяти драконов»
В новейшее время в Петербурге появился настоящий китайский сад. Это Сад дружбы, подаренный Шанхаем в 2003 году. Здесь можно увидеть павильоны в традиционном стиле, парных каменных львов, а также знаменитую «Стену девяти драконов» — уменьшенную копию пекинской.
— В Петербурге в дворцово-парковых ансамблях огромное количество садиков или интерьеров, созданных в китайском стиле.
В Китае есть три самых крупных стены драконов: в императорском дворце и императорском парке Бэйхай в Пекине, а также в городе Датун. Конечно, самая известная находится во дворце, она во много раз больше той, что располагается в Петербурге.
— Это своего рода уменьшенная её копия, но изготовленная по той же технологии. Это много глазурованных керамических плиток.
Драконов девять — это императорское число, символ света и энергии. Стена выполняет и защитную, и благопожелательную функцию. Чтобы рассмотреть каждый элемент этого сада, нужно по нему погулять.

Здесь можно отыскать львов — это парная скульптура, всегда мужчина и женщина. И во рту у них шарик, который можно катать, но невозможно достать.
— Обратите внимание, под лапами у этого льва и у парного находятся две сущности: шарик и маленький львёнок, который лежит на спине лапками кверху. Вот это лев-девочка, а тот лев — мальчик. Так что это не просто существа-защитники, это ещё и два символа противоположных начал: мужского и женского.

Васильевский остров — петербургский Чайна-таун
Но Китай в Петербурге — это не только музейные коллекции и архитектурные памятники. Васильевский остров сегодня называют «китайским кварталом».
— Большинство китайцев предпочитают проживать на Васильевском острове. Здесь существует полная цепочка бытовых услуг: можно найти не только китайский ресторан, максимально аутентичный, но и китайский маникюрный салон, китайскую парикмахерскую и даже китайскую прачечную специально для китайских потребителей, — рассказала востоковед, блогер Татьяна Карпова.
Китайцы, приезжающие в Петербург, особенно летом, попадают под его очарование. Туристы часто затем пишут: «О боже, я хочу здесь остаться». Одно из аутентичных мест — маленький семейный ресторан, открытый студентом вместе с мамой. Сначала она готовила для сына и его друзей, а потом это превратилось в ресторанчик.

Китай в Петербурге — это традиции и современность, артефакты и живая культура. От подарков Петра Великого и коллекций Эрмитажа до китайских ресторанов на Васильевском острове — город впитал в себя Восток так же органично, как и многие другие культуры.


















