Прямой эфир
+3
Пробки
1
$80.03
94.25
РОССИЯ НАРАСТИЛА ЭКСПОРТ РЫБЫ В ЕВРОПУ И ЯПОНИЮ

Проблемы США, отказ SHAMAN и фаворит из Китая: чем запомнится «Интервидение» в Москве

Анна Федорова
21 сентября, 01:36
В Москве завершился музыкальный конкурс «Интервидение», который изначально позиционировался как ответ «Евровидению», скомпрометировавшему себя в последние годы ЛГБТ*-повесткой и политическими лозунгами. Удалось ли в «Интервидении» реализовать всё то, что запланировали организаторы, – рассуждал музыкальный критик Михаил Садчиков-младший.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Финал «Интервидения» совпал с другим громким событием мирового масштаба — возвращением России на мировую спортивную арену, ведь Аделия Петросян поедет на Олимпийские игры благодаря своей победе в Пекине. В этом никто не сомневался (в победе Аделии, конечно же), а вот в руководстве МОК — всё ещё да. Поэтому, включив Первый канал, мы все немного ждали чуда, тем более, что за час до старта шоу в студии «Пусть говорят» собрались и участники, и эксперты, которые в один голос трубили нам — всё прекрасно.

Действительно, начали мы за здравие. С первых кадров стало понятно, что к конкурсу готовились и очень серьёзно: современная сцена, дополненная реальность, невероятные спецэффекты и обаятельные ведущие — были как российские представители, так и западные артисты, известные на весь мир.

Они лихо объявляли участников шоу, а в перебивках комментаторы Первого канала задавали вопросы артистам. Перед каждым номером показывали красоты Москвы (питерцы так до сих пор и не понимают, почему отказались от первоначальной идеи провести «Интервидение» в Северной столице, которая традиционно считалась «окном в Европу»).

А затем началось что-то странное.

Почему Vassy не пустили выступить

Фото: AP/ Jordan Strauss
Фото: AP/ Jordan Strauss

Так как трансляция несколько запаздывала в сравнении с реальным временем (обычная практика для телевидения, чтобы избежать проблем и иметь возможность что-то оперативно исправить в случаях форс-мажора), то первыми о проблемах на «Интервидении» рассказали информагентства. Оказалось, что перед выходом на сцену представительница США Vassy получила ноту из Австралии (у неё паспорт именно этой страны), согласно которой ей запретили выступать на «Интервидении».

Организаторы уже объявили её, показали заставку, а затем Алексей Воробьёв обратился ко всем с речью.

— По независящим от организаторов и делегации США причинам, вызванным беспрецедентным политическим давлением со стороны правительства Австралии, певица VASSY (гражданка США и Австралии) не сможет выступить в финальном шоу конкурса. Грустно, когда политика вмешивается в мир, который принадлежит музыке и искусству, — сказал Воробьёв.

Сама Vassy была в шоке, как и все остальные участники. Судя по всему, эта новость стала неожиданностью для всех, руководство конкурса даже не успело подготовить официальную реакцию. Особенно интересно, что за несколько минут до случившегося глава МИД Сергей Лавров говорил о том, как важно не политизировать конкурс — и тут на тебе.

Вообще, с США на конкурсе происходило что-то странное с самого начала. Учитывая тёплые отношения наших стран, до последнего было непонятно, кем будет представлена делегация. За пару дней до финала появился Джо Линн Тёрнер из Deep Purple, что повысило статус мероприятия, но затем певец Брэндон Ховард неожиданно объявил, что не будет выступать на конкурсе по семейным обстоятельствам. Тогда и нашли Vassy — звезду с мировым именем (и это реально так), которую в последний момент «продинамили».

Впору перефразировать знаменитую фразу: «Ничего личного, просто политика».

Продуманный ход SHAMAN или спонтанное решение

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Через три номера на сцену вышел Ярослав Дронов с песней «Прямо по сердцу», которую для него написал Максим Фадеев. SHAMAN устроил на сцене шоу в духе «Матрицы» и «Бегущего по лезвию». Надо отдать ему должное — номер получился реально красивый и с глубокой идеей. А вот вокал Ярослава несколько подкачал — скорее всего, это вина звуковиков. Но об этом резко все забыли, потому что Ярослав не ушёл со сцены сразу после номера, а взял микрофон и обратился к телезрителям.

— Гостеприимство — это неотъемлемая часть души народа России. И я понимаю, что по законам гостеприимства я не имею права претендовать на победу. Прошу многоуважаемых членов жюри не оценивать сегодняшнее моё выступление. Я представляю Россию, а Россия уже победила тем, что все сегодня у нас в гостях, — сказал Ярослав Дронов.

Чуть позже он представил в личном телеграм-канале пояснения своего поступка.

— Родные, вы всё видели. Я искренне верю, что наша страна уже победила, возродив и организовав такой потрясающий масштабный фестиваль музыки. В мире так мало событий, которые на таком уровне сближают людей, страны и даже континенты. Международный конкурс «Интервидение 2025» стал именно таким праздником музыки и дружбы народов. А Россия умеет дружить — мы не раз это доказывали делом. Благодарю всю нашу огромную команду конкурса за креатив, профессионализм и внимательность к деталям. И, конечно, благодарю вас, родные, за вашу бесконечную поддержку! Мы вместе! — сообщил SHAMAN.

Отказ SHAMAN от борьбы на «Интервидении» выглядит несколько странно. Почему он объявил об этом после номера, а, например, не до него? Ярославу не впервой участвовать в конкурсах, и раньше он не горел желанием сходить с дистанции раньше времени. Что же случилось теперь?

Конечно, это выглядит благородно, но Алла Пугачёва в недавнем интервью много говорила о том, что Дронов мог «положить мир к своим ногам». И тут у него была реальная возможность это сделать. А так осталось какое-то чувство недосказанности.

Фавориты оказались в пролёте?

Этот текст мы пишем, уже зная, кто победил. Дык Фук показал лучший номер, о котором в эфире Первого канала сказал сам Игорь Матвиенко ещё до начала голосования. Тут было прекрасно всё: сценография, песня и сам исполнитель. Но что же стало с фаворитами?

Где-то в середину рейтинговой таблицы «упал» представитель Китая Ван Си, которому пророчили победу ещё с самого начала конкурса. Бархатный голос и прекрасная европейская песня сделали своё дело — зал ревел.

Своего добились и представители Кыргызстана Nomad. В России их неплохо знают, но на конкурсе это не играло никакой роли, ведь оценки ставили международные профессионалы. Трое исполнителей поразили жюри сложной песней, которую плели словно из паутины. И доплелись аж до второго места — им чуть-чуть не хватило до победы.

Вообще, конкурс дал представление о том, какую музыку слушают и любят в разных странах мира. При всём уважении к Мадагаскару и Вьетнаму, вряд ли найдётся много россиян, которые назовут хотя бы одного исполнителя из этих стран. Да даже близкий к нам Таджикистан фактически не представлен своими исполнителями в России.

Только вот лозунг «без политики» на конкурсе всё-таки заявлять преждевременно. Одни поют про Нельсона Манделу, другие — про несгибаемость своего народа, а третьи выступают за мир на планете.

Финальный номер России

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Перед тем, как объявить финальные результаты, на сцену вышли российские артисты и исполнили попурри из главных отечественных хитов и классических композиций последних лет. И если честно, это был самый запоминающийся момент всего «Интервидения». Начали с хора, затем за дело взялись Алексей Воробьёв и Аида Гарифуллина (откуда у Воробьёва вдруг прорезался оперный голос — уж не любимая ли жена помогла?), после чего под своды Live Arena неожиданно выпорхнула Клава Кока. Продолжила всё Пелагея, которую сменили мировые знаменитости AY YOLA со своим хитом «Хомай».

Не могла не появиться на этом празднике жизни Татьяна Куртукова и её «Матушка земля», которая весьма органично вписалась в современные декорации конкурса. А вот появление Александра Маршала, который спел со всеми хором «Сансару», стало свидетельством того, как экс-лидер «Парка Горького» может показать молодым, кто тут настоящий батя.

Что будет дальше с «Интервидением»

Если мы будем говорить о сравнении с «Евровидением», то «Интервидение» как минимум было не хуже некогда главного музыкального конкурса Европы. Хороший звук, прекрасный подбор артистов и минимум политики, насколько это было возможно.

Действительно, «Евровидение» в последние годы сильно скомпрометировало себя регулярными скандалами, выступлениями бородатых женщин и политическими лозунгами. Ещё лет 10 назад это действительно был конкурс песни, однако в последние годы, к сожалению, в нём было все меньше музыки, но больше странных персонажей.

Но главный вопрос, который возник после финала, — что будет с «Интервидением» дальше?

Всё-таки «Евровидение» поддерживает Европейский вещательный союз, есть несколько стран-основательниц, которые выделяют деньги. И по-своему «Евровидение» стало брендом (кстати, главный адепт конкурса Филипп Киркоров не приехал на «Интервидение», сказав, что его не пригласили, но пожелал удачи и посоветовал всем петь о любви), недаром там пели Бонни Тайлер, Blue и другие знаменитости.

У «Интервидения» до сегодняшнего дня была поддержка в виде России и доброй воли руководства нашей страны. Как удалось понять по ходу шоу, дальше за конкурс берётся Саудовская Аравия, и это не самый плохой вариант.

Многим странам-участницам было бы тяжело провести конкурс на таком же высоком технологичном уровне, который смогла обеспечить Россия. В этом плане победа Китая сняла бы все вопросы. Но сейчас можно не переживать, конкурс будет жить — по крайней мере до 2026 года. И уже там-то представитель от России точно не просто выйдет на сцену, а поборется за призовое место. Осталось только найти нового SHAMAN.

* Верховный суд признал международное экстремистское движение ЛГБТ экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории РФ.