Незначительно, но приятно: чем обернётся для россиян открытие аэропорта Краснодара

Аэропорт Краснодара открыт
Аэропорт Краснодара был закрыт для приёма воздушных судов с конца февраля 2022 года — так же, как и многие другие аэропорты южной и центральной частей России. Три года назад работу остановили 11 аэропортов: в Анапе, Белгороде, Брянске, Воронеже, Геленджике, Краснодаре, Курске, Липецке, Ростове-на-Дону, Симферополе и Элисте. Близость к зоне проведения специальной военной операции делала полёты в эти регионы рискованными для гражданских судов. «Отдуваться» за все турпотоки пришлось аэропортам Северного Кавказа и Сочи.
Первые разговоры о том, что какие-то аэропорты юга могут вскоре открыться, появились в конце 2023 года — в декабре в аэропорт Краснодара прибыл тестовый рейс из Минеральных Вод. Однако тогда ограничения не сняли из-за регулярных атак беспилотников. «Первой ласточкой» в итоге стал аэропорт Элисты, который открылся в мае 2024 года и работает с 09:00 до 19:00 по Москве. Спустя год, 9 июля 2025 года, открылся аэропорт Геленджика, который отправляет и принимает рейсы с 08:30 до 20:00 по Москве.
Долгожданное открытие краснодарского аэропорта состоялось 11 сентября. Согласно данным Росавиации, полёты гражданских судов в воздушную гавань столицы Кубани будут выполняться с 09:00 до 19:00 по Москве ежедневно.
— Вопросы обеспечения безопасности полётов гражданских воздушных судов в аэропорт Краснодара проработала межведомственная рабочая группа, сформированная на базе Росавиации. Возможность выполнения полётов в столицу Кубани подтвердили также специалисты подведомственной агентству Госкорпорации по организации воздушного движения, — сообщили в Минтрансе.
Первым в Краснодар полетит «Аэрофлот» — рейс прибудет из Москвы 17 сентября. Компания также планирует запустить прямые рейсы из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Уфы, Казани и Новосибирска.

Первый рейс из Северной столицы запланирован на 19 сентября. А с конца сентября Краснодар начнёт обслуживать и международные маршруты — улететь из южного мегаполиса можно будет в Ереван, Стамбул и Дубай. Кроме того, полёты в Краснодар планирует начать и компания S7 Airlines.
Что изменится для туристов
Открытие аэропорта Краснодара с пропускной способностью до пяти рейсов в час изменит транспортную доступность региона в лучшую сторону, отметил в беседе с 78.ru руководитель образовательной программы «Туризм и регионоведение» Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Яковлев.
— Планируемое введение прямых рейсов из ключевых городов России, включая Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Уфу, Казань и Новосибирск, расширит возможности для путешественников и создаст новые маршруты передвижения. Прогнозируемый рост осеннего турпотока на 35% будет обеспечен преимущественно за счёт туристов из регионов, где появятся прямые авиарейсы, а также путешественников, предпочитающих авиасообщение, — констатировал эксперт.
В то же время кардинально ситуация не изменится, указал Александр Яковлев.
Другие опрошенные 78.ru эксперты также подтвердили, что прежде всего открытие аэропорта Краснодара поспособствует восстановлению транспортной доступности Краснодарского края, но не более.
— Открытие аэропорта Краснодара как минимум даст людям возможность более комфортно добираться до части курортов, в том числе винных, ведь в Краснодарском крае очень много виноделен. И в принципе разнообразит транспортные потоки до этой части региона. Также это разгрузит немного сочинский аэропорт, потому что он сейчас тоже очень загружен: многие летят в Сочи, чтобы оттуда добираться наземным транспортом дальше в другие части Краснодарского края, — отметила в разговоре с 78.ru генеральный директор компании «Индивидуальный туристический сервис» Виктория Шамликашвили.

Улучшение транспортной доступности южных регионов сильно скажется на их экономике, и это уже большой плюс. Кроме того, это снимет нагрузку с других средств передвижения, и прежде всего с железнодорожного транспорта.
РЖД вздохнёт свободнее
На протяжении трёх лет железная дорога была основным видом транспорта, с помощью которого россияне добирались до южных курортов страны. На такие нагрузки она не была рассчитана, хотя с честью выдержала испытание, несмотря на немалые проблемы, рост стоимости билетов и различные инциденты, особенно в 2025 году, которые приводили к массовым задержкам поездов.
Открытие аэропорта Краснодара позволит разгрузить железнодорожные перевозки, отметила руководитель сервиса бронирования путешествий по России и миру «Турслёт», который входит в «Слетать.ру», Мария Журавлёва. Кроме того, после открытия многие туристы, выбирающие южные курорты, могут предпочесть Краснодар как более удобное и менее загруженное направление, добавила она.
— Стоит учитывать, что полная разгрузка железнодорожного сообщения маловероятна из-за ограниченной пропускной способности аэропорта и возможной высокой стоимости авиабилетов на начальном этапе работы. Важным фактором станет привыкание туристов к новому способу передвижения. Часть путешественников продолжит выбирать железнодорожный транспорт из-за сложившихся предпочтений и более доступной стоимости билетов, — предупредил Александр Яковлев.
Виктория Шамликашвили также не видит больших возможностей для разгрузки других направлений. Она пояснила, что сейчас сезон уже подходит к концу, ведь Краснодарский край — не Средиземное море с его длинным курортным сезоном. Кроме того, детские каникулы закончились, и это дополнительный фактор, который влияет на турпоток.
— Большого перераспределения потоков это (открытие аэропорта Краснодара. — Прим. ред.) не даст, но немного разгрузит сочинский аэропорт. Вероятно, это позволит дополнительно загрузить гостиничную и другую инфраструктуру, которая находится недалеко от Краснодара и в ближайших к нему локациях, — предположила эксперт.
Александр Яковлев, в свою очередь, указал, что для оптимизации ситуации необходима координация между всеми участниками туристского рынка: авиакомпаниями, туроператорами и гостиницами, а также развитие дополнительных туристских продуктов для привлечения авиапассажиров.

Что будет с ценами на авиабилеты
Российский союз туриндустрии сообщил, что после открытия аэропорта Краснодара стоимость перелёта в Сочи и Геленджик может снизиться. Кроме того, могут пойти вниз цены на туры в здравницы и отели Анапы и Геленджика.
Опрошенные 78.ru эксперты были не столь оптимистичны. Мария Журавлёва отметила, что сейчас стоимость билетов и в целом отдыха на курортах Краснодарского края прогнозировать сложно.
— Думаю, в краткосрочной перспективе снижение цен на отдых на курортах Краснодарского края напрямую зависит от уровня конкуренции между авиакомпаниями и увеличения числа рейсов, — предположила она.
Виктория Шамликашвили придерживается мнения, что на ценах на билеты открытие краснодарского аэропорта значимо не скажется.
— Пока существует безальтернативность или недостаточное количество альтернатив, пока у людей нет возможности летать по стране и за границу так интенсивно, как они хотели, или такими путями, как они хотели, легко и непринуждённо, цены на билеты не изменятся. Кроме того, стоимость авиабилетов растёт не только из-за закрытия аэропортов, но и из-за цен на топливо, плюс сборы на безопасность и все сопряжённые с ней вопросы, что тоже становится всё более дорогостоящим. Поэтому вряд ли цены будут падать, — констатировала она.
Александр Яковлев, в свою очередь, предположил, что в перспективе развитие чартерной программы может способствовать стабилизации цен на перелёты и размещение, и это положительно скажется на общей доступности отдыха в регионе.
В целом нельзя сказать, что открытие аэропорта Краснодара совершит революцию в туристической и транспортной отрасли России, сняв все текущие трудности. Чтобы их преодолеть, нужно устранить угрозы безопасности, а этого не произойдёт до завершения специальной военной операции. Однако открытие краснодарского аэропорта — важный сигнал о том, что даже в текущих условиях все сложности преодолимы.
— Я считаю, что любое открытие любого аэропорта — шаг к возвращению к нормальной жизни, хотя, конечно, очень небольшой, но тем не менее, — резюмировала Виктория Шамликашвили.

Когда откроются другие закрытые аэропорты
Пока нет информации о том, откроются ли ещё какие-то аэропорты в ближайшее время. Всё будет зависеть от того, как покажут себя «тестовые» открытия Элисты, Геленджика и Краснодара.
Однако ещё в январе 2025 года пользователи Сети обратили внимание на то, что закрытые аэропорты начали активно набирать сотрудников. На протяжении трёх лет их вакансии касались поддержания работы инфраструктуры аэропорта, но в начале года они стали затрагивать и специалистов, которые обслуживают самолёты и пассажиров.
Так, компания «Аэродинамика», управляющая аэропортами Краснодара, Сочи и Анапы, размещала 119 вакансий, 46 из которых касались аэропорта Краснодара, а 15 — Анапы. Кроме того, 25 вакансий появились в ростовском аэропорту Платов, 23 — в Симферополе, 18 — в Воронеже. Таким образом, из 10 закрытых аэропортов в начале года активно искали сотрудников 6.
Это не значит, что все они вскоре непременно откроются, но, как показывает пример Геленджика и Краснодара, шансы на восстановление их работы в обозримой перспективе есть.




