Поводов для радости нет: почему ЦБ снизил ключевую ставку всего на 1 %

Главная интрига
Ключевая ставка сегодня кажется едва ли не основным индикатором состояния экономики — хотя это, конечно, совсем не так. Однако она действительно играет большую роль, ведь этот показатель — один из инструментов Центробанка, с помощью которого регулируют инфляцию.
В очень упрощённом понимании ключевая ставка — это процент, под который ЦБ даёт деньги банкам, а они уже учитывают его, выдавая кредиты гражданам и бизнесу. Поэтому чем выше ключевая ставка, тем выше ставки по кредитам и тем менее доступными становятся деньги. Это тормозит спрос, тормозит производство и приводит к охлаждению экономики, а следовательно, и к снижению инфляции.
На протяжении полугода ЦБ держал беспрецедентно высокий уровень ключевой ставки в 21 %, но с июня начал цикл её снижения — сначала до 20 %, потом до 18 %. Причиной стали показатели инфляции и в целом экономики, которая за это время «встала на паузу». И сегодня в отношении очередного заседания ЦБ интриги не было, все аналитики и участники рынка ждали её снижения. Главная интрига — в том, на какой шаг пойдёт ЦБ.
Рынок в целом ориентировался на снижение ставки на 1–2 %, при этом вероятность и 16 %, и 17 % была примерно одинаковой, пояснил в беседе с 78.ru руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко.
— Никто не рискует высказаться в пользу 16 % или 17 %. Рынок в целом и финансовые структуры рассчитывают на то, что будет 16 %, то есть они по более радикальному сценарию идут, это видно, прежде всего, по депозитным ставкам банков. Экспертное сообщество затрудняется высказаться, все говорят — либо 16 %, либо 17 %, — пояснял эксперт незадолго до оглашения ключевой ставки ЦБ 12 сентября.

Почему же спрогнозировать поведение Центробанка было так сложно, учитывая, что все понимали — снижению ставки быть?
За и против снижения ставки
В пользу снижения ставки прежде всего говорило достижение целей ЦБ, которых он добивался высокой ключевой ставкой, указал эксперт.
— Цели, о которых говорил ЦБ, во многом уже достигаются — регулятор добивался замедления инфляции, и если посмотреть на официальную статистику и показатели, это фиксируется, — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Действительно, в экономике России уже не первую неделю подряд фиксируется дефляция, то есть снижение цен. Началось оно ещё в августе: как рассказал 78.ru доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, автор социального проекта «Финансовая грамотность: просто о сложном» Пётр Щербаченко, в прошлом месяце инфляция замедлилась до 8,14 %, снизившись с июльских 8,79 %, а на 8 сентября немного выросла — до 8,2 %. Однако замедление инфляции — это ещё не все цели Центробанка.
— Также была цель добиться снижения инфляционных ожиданий. С этим пока проблемы, особенно если говорить об устойчивых тенденциях в части снижения инфляционных ожиданий, они то нарастают, то снижаются. Это пока проблемная зона: ожидания у многих либо снижаются не очень, либо остаются высокими. Почему это плохо? Мы ждём, что будет хуже, и это нас подталкивает тратить сейчас, это потенциально является проинфляционным фактором, — пояснил Дмитрий Десятниченко.
Инфляционные ожидания в августе оставались на уровне 13,5 %, отметил Пётр Щербаченко — это много. И они стали «противовесом» снижению инфляции и могли склонить чашу весов в сторону менее резкого шага ЦБ. Однако возник ещё один фактор, который проистекает из повышенного внимания общества к ключевой ставке: в последние пару месяцев представители крупного бизнеса — промышленности, торговли, стройки, банков — стали делать заявления о том, что ставку нужно снижать быстрее, потому что замедление экономики уже «попахивает» технической рецессией.
— Они говорят: стремясь охладить, как бы не переохладить. Это очень серьёзный политический фактор давления, не случайно не так давно даже президент лично защитил ЦБ, сказав, что он всё делает правильно. В этом сохраняется некоторая интрига: какой фактор перевесит? — отметил Дмитрий Десятниченко.
С точки зрения инфляции действует принцип «торопиться нужно медленно», указал эксперт: если снижать ставку слишком быстро, потом придётся снова её повышать. Поэтому в целом базовый прогноз был 17 %, но если перевесит политический фактор, то ЦБ придётся снизить ставку до 16 %.

ЦБ устоял перед давлением
В итоге опасение проинфляционных факторов всё же победило: 12 сентября ЦБ снизил ключевую ставку всего на 1 %, до 17 % годовых. Это стало минимумом с конца июля 2024 года и уже третьим снижением ставки подряд. Как отметил Дмитрий Десятниченко, ЦБ не поддался политическому давлению и проявил стойкость, автономность и устойчивость.
— Первое — высоки инфляционные риски. Второе — снижение инфляции, которое сейчас есть, идёт в том числе за счёт сезонных факторов. Поводов для радости больших нет, то есть всё неплохо, но не настолько хорошо, чтобы двигаться сразу на 16 %. Плюс ЦБ не хочет задавать тренд на снижение каждый раз сразу по 2 % и формировать слишком оптимистичные настроения. Он стремится показать, что улучшения есть, поэтому и смягчение есть, но эти улучшения неустойчивые и не настолько заметные и серьёзные, — пояснил решение Центробанка эксперт.
Кроме того, Дмитрий Десятниченко обратил внимание, что на фоне ожиданий от заседания по ключевой ставке недавно началось нетипичное для последних пары месяцев ослабление рубля. Однако уже сегодня он «качнулся» обратно. Снизив ставку, Центробанк дал сигнал, что девальвация рубля всё же начинается, хотя регулятор в этом не заинтересован, поскольку это провоцирует инфляцию, в том числе импортированную. Однако крепкий рубль сильно бьёт по бюджету, и ЦБ приходится это учитывать.
— ЦБ посылает рынку умеренно-сдержанный сигнал. Снижение ставки подтверждает, что пик инфляционного давления пройден, но высокая ставка (17 %) и осторожная риторика указывают на продолжающуюся борьбу с инфляцией. Снижение ставок будет постепенным и зависит от динамики инфляции, — отметил Пётр Щербаченко.
Банки снижают ставки
При этом, как указал Дмитрий Десятниченко, для экономики что 17 %, что 16 % — особой разницы нет.
— Здесь политический эффект больше финансового: что для заёмщиков, что для банков всё, что выше 12–13 % — всё равно много для запуска инвестиционного цикла. Вопрос только в том, насколько много и как скоро мы увидим более низкие ставки, — отметил эксперт.
В то же время банки быстро отреагировали на снижение ставки: ВТБ сразу же объявил о снижении ставок по кредитам наличными сразу на 4 % и об улучшении условий по ипотеке и автокредитам, Сбербанк снизил с 15 сентября минимальную ставку по потребкредитам на 1 %, до 19,9 %, а по рыночной ипотеке — на 1–2 %, до 17,4 % годовых. Тем не менее эти ставки по-прежнему остаются высокими, указал Пётр Щербаченко.
— Льготные программы ипотеки остаются выгодными, однако рыночные ставки высоки и будут снижаться с лагом в 2–3 месяца после снижения ключевой ставки. Ожидается «окно» для выгодной ипотеки в конце 2025 — начале 2026 года. Ставки (по потребительским кредитам. — Прим. ред.) остаются высокими, и брать нецелевые кредиты сейчас нецелесообразно. Существенного снижения стоит ожидать не раньше конца 2025 года. Сейчас лучше накопить средства и дождаться снижения стоимости кредитов и ипотеки, — отметил эксперт.
Другая ситуация по вкладам: в связи со снижением ключевой ставки банки также объявили, что готовятся снизить ставки по депозитам. Так, ВТБ собирается это сделать в течение двух недель, а Сбербанк уже с 15 сентября снижает максимальную ставку до 15,5 % на три месяца. При этом даже такие ставки всё еще выгодны потребителям, отметил Пётр Щербаченко.
— Открывать вклад сейчас — удачный момент. Многие банки предлагают привлекательные ставки (до 15–16 %) для новых клиентов. Снижение ставок по депозитам ожидается в течение 2025 года, к концу которого они могут опуститься до 13–14 %. Лучше всего сейчас открывать короткие и средние депозиты (3–6 месяцев), чтобы зафиксировать высокую доходность, — рекомендовал эксперт.
Высокая ключевая ставка надолго
До конца года, скорее всего, ставка опустится ещё раз — этого ждут аналитики, несмотря на решение ЦБ на заседании 12 сентября. Раньше интрига заключалась в шаге снижения — сегодня на 2 %, а затем на 1 %, или наоборот, при этом наверняка в снижении будет пауза, поскольку, как указал Дмитрий Десятниченко, на каждом заседании снижать ставку нельзя.
— Идея снизить ставку до 12 % и далее понятна, но если это сделать, через полгода инфляция снова будет двузначной. ЦБ не хочет заходить на второй круг ужесточения денежно-кредитной политики, потому что тогда уже ставки в 21 % может оказаться мало, — предупредил он.

Медленное снижение показывает, когда можно ожидать комфортных уровней в 11–12 %, а лучше 10 % и ниже, добавил он. Если бы шаг был больше, такие уровни можно было бы наблюдать уже во второй половине 2026 года. Теперь же, похоже, раньше конца 2026 года их ждать не следует.
— Высокая ставка с нами надолго. Ослабление, смягчение денежно-кредитной политики будет происходить, но оно не будет быстрым и стремительным. Не надо на это рассчитывать. Основная проблема на сегодняшний день — отсутствие чётких однозначных сигналов о снижении инфляционных ожиданий. И ЦБ говорит: перетерпеть не получится, нужно перестроить экономику, пересмотреть некоторые принципы ведения хозяйства, научиться использовать свои ресурсы эффективнее. Ключевая ставка — это инструмент, подталкивающий структурные изменения в экономике, — резюмировал Дмитрий Десятниченко.
Участникам рынка нужно учиться выживать при высокой ставке и не рассчитывать на спекулятивные доходы, а более рачительно и бережливо использовать свои редкие ресурсы, добавил он. Редкость ресурса определяется его ценой, и цена эта сегодня — 17 %.
Как изменялась ключевая ставка в России
Ключевая ставка привлекла огромное количество внимания ещё в 2022 году, и не зря: тогда, сразу после начала специальной военной операции и введения первых санкций, Центробанк резко поднял её до 20 %, чтобы охладить рынок и предотвратить повальный вывод средств из страны. Затем, по мере стабилизации ситуации, регулятор стал её понижать, и с сентября 2022 года по июль 2023 года она находилась на комфортном уровне 7,5 %.
Однако в середине 2023 года стало понятно, что рост экономики сопровождается таким же сильным и резким ростом инфляции, поэтому ЦБ стал принимать меры для её возвращения к целевому уровню 4–4,5 % — а для этого в том числе начал вновь повышать ключевую ставку. Повышение это было скачкообразным, и к концу 2023 года ставка с 7,5 % поднялась до 16 %.
Уже этот уровень воспринимался высоким и вызывал недовольство у бизнеса и банков. Но обуздать инфляцию не удавалось, поэтому спустя ещё полгода ЦБ продолжил цикл повышений: сначала до 18 %, затем до 19 %, а к концу 2024 года вышел и вовсе на беспрецедентный уровень в 21 %. Такой высокой ставки не было в истории новой России, исключая турбулентные 1990-е годы.
На этом уровне ключевая ставка продержалась ещё полгода. К июню 2025 года она наконец начала приносить плоды: экономика сильно охладилась, рост ВВП в годовом исчислении прогнозируется в 1,5 % против 5 % в прошлые периоды, упал потребительский спрос и спрос на кредиты, в том числе в производственном секторе. А следом начала последовательно снижаться и инфляция. Всё это дало ЦБ основания перейти к циклу снижения ключевой ставки и смягчения денежно-кредитной политики.

Сначала ключевая ставка снизилась незначительно, до 20 %, а в конце июля опустилась сразу на 2 %, до 18 %. Это вселило оптимизм в участников рынка, и теперь аналитики надеются, что к концу года ставка опустится до 15 %, а в 2026 году перейдёт к более или менее комфортному уровню в 10–11 %. Если, конечно, не случится никаких неожиданностей.




