Прямой эфир

Скупала дома за границей, но не уберегла сына от «иглы»: трагедия Валентины Толкуновой

Светлана Улитина
12 июля, 11:43
Тёплый и нежный голос Валентины Толкуновой обожали все в СССР: дети засыпали под «Спят усталые игрушки», а взрослые распевали на застольях лирические «Серебряные свадьбы» и «Я не могу иначе». Певица, выросшая в нищете, сумела заработать на своих песнях огромное состояние, но оно не принесло ей счастья: сначала единственный сын стал наркоманом, а потом она сама столкнулась со страшной болезнью.
Коллаж 78.ru: uznayvse.ru; 7days.ru; pixabay.com; pngegg.com

Валентина Толкунова разительно отличалась от остальных советских артистов. Она не стремилась к эпатажу, не гонялась за славой, не мелькала в скандалах. И всё же её знала вся страна. Не было, пожалуй, ни одного дома, где не звучал бы вечерами её голос, такой узнаваемый, будто родной.

Фото: 7days.ru
Фото: 7days.ru

В телеэфир её ставили нечасто — внешность Толкуновой казалась телевизионным боссам «неформатной», а репертуар — слишком простым. Но зрители заваливали письмами телевидение, умоляя показать Толкунову ещё хоть раз.

В жизни Валентины было всё: первая влюблённость в талантливого дирижёра, брак с мужчиной старше на четверть века, рождение долгожданного сына, тайная любовь к женатому человеку и несметные богатства. А ещё была страшная болезнь, многолетнее мучительное лечение и сын, подсевший «на иглу».

Детские годы Валентины Толкуновой

Армавир, станица Белореченская, середина 40-х. Здесь, в небольшом деревянном доме у железнодорожной ветки на свет появилась девочка, которой суждено было стать символом женственности и душевности советской эстрады — Валя Толкунова.

Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

Первые полтора года её жизни прошли тут, в станице Белореченской, где отец трудился военным железнодорожником, а мама работала на станции. Родом родители были из разных уголков страны: Забайкалье, Саратовская область… Но их объединяло невероятное трудолюбие, а роднила огромная любовь к музыке.

В 1948 году Толкуновы перебрались в Москву. Тогда столица только поднималась из послевоенной разрухи, но в их квартире на окраине всегда было светло — от детского смеха, запаха пирогов и звуков старых пластинок. Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Пётр Лещенко — маленькая Валя знала их репертуар наизусть и с радостью подпевала.

Спустя три года в семье появился сын Серёжа, который впоследствии станет артистом, как и сестра.

Первый опыт на сцене

Свои первые робкие шаги на эстраде Валя сделала ещё школьницей. К счастью, ей повезло попасть в Центральный дом детей железнодорожников — огромное здание недалеко от станции, в котором был организован детский хор. Десятилетняя Валя пришла туда и сразу попала в основной состав. Руководил коллективом Семён Дунаевский, а первой наставницей Толкуновой стала Татьяна Овчинникова — именно она научила девочку музыкальной грамоте и важнейшим вокальным приёмам, которые позже станут её фирменным почерком.

После школы Валентина поступила в Московский институт культуры, выбрала дирижёрско-хоровое отделение. Позже окончила и знаменитую Гнесинку. Уже тогда у девушки не было сомнений , что сцена будет делом всей её жизни.

На заре карьеры она пела в оркестре «ВИО-66» под руководством Юрия Саульского. Коллектив исполнял джаз, и Валя органично вписалась в эту музыку. К тому же между ней и Саульским завязались не только творческие, но и личные отношения — вскоре они стали супругами. Но в какой-то момент Валентина поняла: ей хочется чего-то другого: больше лирики, больше смысла. Так начался её сольный путь на советской эстраде.

Музыкальная карьера

Настоящим поворотом в судьбе Валентины стала работа над фильмом «День за днём». Ей предложили исполнить песни на музыку Ильи Катаева и стихи Михаила Анчарова — простые, лиричные, очень «её». Одна из них — «Стою на полустаночке» — прозвучала в картине и мгновенно стала хитом. Песню подхватили по всей стране, её пели на вокзалах, в электричках, на кухнях. Так к Валентине пришёл первый успех и огромная любовь слушателей.

Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

Пластинки с её записями разлетались моментально. Успех закрепила победа в популярном телевизионном конкурсе «Артлото», после которого к Толкуновой окончательно приклеился статус всенародной любимицы.

Дебютом в сольной карьере артистки считается 1972 год. На большом концерте, организованном Львом Ошаниным, Валентина впервые вышла на сцену одна — с песней «Ах, Наташа». Трансляция шла в прямом эфире, её увидели миллионы. В тот вечер на сцену выходили Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Георгий Отс, Людмила Зыкина… Но скромную юную певицу с тёплым голосом и особенной интонацией, которая сразу брала за сердце, все мгновенно запомнили и полюбили.

Кстати, именно в тот вечер Толкунова впервые встретилась с Клавдией Шульженко — своим детским кумиром. Встреча оказалась короткой, но очень важной: Валентине дали понять, что она принята в «круг избранных».

Взлёт и пик популярности

Репертуар Валентины Толкуновой расширялся стремительно, а её голос, мягкий и нежный, всё чаще звучал с телеэкранов и из радиоприёмников. Композиторы один за другим отдавали ей свои лучшие песни: в её исполнении зазвучали мелодии Микаэла Таривердиева, Эдуарда Колмановского, Марка Минкова, Оскара Фельцмана. Публика влюблялась не только в голос, но и в саму манеру Толкуновой: она вела себя очень скромно, как-то по-человечески, а пела как будто для каждого слушателя лично.

Телевидение начали буквально заваливать письмами: зрители умоляли показать новую передачу с участием Толкуновой, чтобы снова полюбоваться артисткой и услышать любимые песни ещё раз. Валентина регулярно появлялась в «Голубом огоньке», «Утренней почте», на творческих вечерах и юбилеях композиторов. Каждый её выход воспринимался как маленький праздник, дарил советским гражданам ощущение тепла и чего-то настоящего.

Особую волну популярности принесла песня «Поговори со мною, мама». Её впервые исполнили на Всесоюзном радио, после чего композиция мгновенно разлетелась по стране. К слову, изначально её собирались отдать Людмиле Зыкиной, но когда композитор Владимир Мигуля услышал, как поёт Толкунова, решение изменил. Песня на долгие годы стала её визитной карточкой.

Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

Уникальность репертуара Толкуновой была в том, что он был абсолютно «вне времени». В её песнях не было лозунгов, политических штампов или казённых слов. Это были истории про обычных людей, про чувства, про простую, но настоящую жизнь. Для публики каждое появление Валентины на экране было глотком свежего воздуха.

Судьбоносной для певицы стала встреча с популярным композитором и музыкантом Давидом Ашкенази: сотрудничество двух звёзд длилось почти 18 лет, и за это время появились десятки шлягеров. Особое место в репертуаре певицы заняли песни «Я не могу иначе», «Вечер школьных друзей», и конечно, «Серебряные свадьбы». Без этих песен в СССР не обходилось ни одно застолье. А ещё Толкунова озвучивала мультики и записала немало саундтреков к популярным фильмам. Например, именно она исполнила пронзительную «Колыбельную» в картине «Романс о влюблённых», сделала народным хитом детскую песенку «Носики-курносики», а ещё её голосом поёт мама Дяди Фёдора — помните знаменитую «Кабы не было зимы» в «Зиме в Простоквашино»?

И даже те, кто был далёк от творчества Толкуновой, сами того не зная, взрослели под её голос: ведь именно Валентина Васильевна исполнила легендарную «Спят усталые игрушки» из любимой всеми передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Новый этап

В 1979 году состоялся первый сольный концерт Толкуновой. Со временем она немного изменила репертуар: на смену народным и лирическим песням всё чаще стали приходить композиции про Великую Отечественную войну. Всего в дискографии звезды было более 20 песен о войне, из них особенно запомнилась «Если б не было войны».

В 1986 году талант Валентины Толкуновой раскрылся с новой стороны — специально для неё композитором Ильёй Катаевым была написана опера «Русские женщины». Премьера прошла в концертном зале «Россия» и вызвала невероятно живой отклик у публики. В том же году певица дебютировала в музыкальном фильме режиссёра Виталия Фетисова «Верю в радугу», добавив к своей творческой палитре ещё одно измерение.

А уже год спустя Валентина Васильевна открыла Московский театр музыкальной драмы и песни. Там она с успехом ставила спектакли — «Брызги шампанского», «Как быть счастливой», «Ожидание», которые быстро полюбились зрителям и стали знаковыми для её творчества.

Фото: 7days.ru
Фото: 7days.ru

Одной из последних больших театральных работ Валентины Толкуновой стала сольная программа «Я сегодня обеты молчанья нарушу», которая шла на сцене с 2010 года. В этом спектакле-концерте певица показывала свою зрелую, духовную сторону, что импонировало и её повзрослевшей, многое пережившей аудитории.

С приходом нового тысячелетия репертуар Валентины всё больше наполнялся песнями с глубоким смыслом и духовной темой. Среди них — «Рождественская ночь», «Ангел мой», «Молитва», «Спаси и сохрани». Выпуск альбома «Мой придуманный мужчина», где звучали песни Василия Попова, принес певице международное признание — она получила престижную премию фонда «Русская культура».

Личная жизнь

Первая любовь в жизнь Валентины пришла в очень юном возрасте: в 18 лет девушка влюбилась в руководителя ансамбля, куда пришла в качестве солистки. Юрий Саульский, возглавлявший «ВИО-66», был вдвое старше, но оба не смогли противостоять чувствам и вскоре поженились. Именно Саульский настоял, чтобы Валя перевелась на заочное отделение в Гнесинке — это позволяло ей больше времени уделять выступленям.

Фото: культура.рф
Фото: культура.рф

Этот брак продержался пять лет, но однажды Толкунова узнала, что супруг завёл интрижку на стороне. Простить измену певица не смогла. Впрочем, несмотря на развод, им удалось сохранить тёплые отношения, поддерживали связь и даже выступали вместе на концертах. Жалела ли певица о расставании? Возможно. Но назад дороги не было, к тому же вскоре в её жизни появился другой важный человек.

В середине 70-х Валентина Толкунова уже была одной из самых узнаваемых певиц страны. Её приглашали на «Песню года», «Голубой огонёк», с нетерпением ждали на гастролях по городам и весям. На одном из светских приёмов в посольстве Мексики она встретила журналиста-международника Юрия Папорова. Он тоже был старше Валентины почти на двадцать пять лет, но для неё возраст избранника никогда не был помехой. В 1977-м они поженились, а вскоре в семье появился сын Николай.

Для Валентины это был период счастья и новых открытий — она буквально светилась. Песню «Носики-курносики» она посвятила сыну: тогда Коле было всего пять месяцев, и в этой композиции певица выразила всю свою нежность к малышу и радость материнства. Однако работа Юрия внесла свои коррективы. Он собирался уехать в Мексику, чтобы писать книгу о Льве Троцком, и хотел, чтобы жена поехала с ним. Но Валентина не могла оставить ни сцену, ни свою маму, которой нужна была забота.

Так они и разошлись — она осталась в Москве, а он отправился за границу. Их отношения постепенно приняли форму дружбы: они напоминали скорее братско-сестринскую близость, чем страсть двух влюблённых. Юрий вернулся в Россию лишь незадолго до смерти Валентины, а всего через полтора месяца после её кончины и сам ушёл из жизни.

В последние годы жизни Валентина Толкунова всё чаще уходила в себя. Она стала глубоко верующей, даже мечтала жить рядом с монастырём, чтобы быть ближе к Богу. О личном говорила неохотно, но иногда в интервью проскальзывало упоминание о «муже от Бога» — человеке, рядом с которым она чувствовала себя по-настоящему любимой.

Для её ближайшего окружения это не было тайной. Долгие годы Валентину связывали трепетные, почти невидимые для посторонних отношения с академиком Владимиром Барановым — известным физиком-ядерщиком из Курчатовского института. Их история была непростой: у него была семья, у неё — брак с Юрием Папоровым, пусть и формальный. Но отпустить друг друга они не могли. Встречались редко, украдкой, но в эти короткие моменты были счастливы.

— Обычно Володя встречал её в аэропорту после гастролей, и они уезжали в Жаворонки — там у Валентины был свой номер. День, два, три — вот и вся любовь, — вспоминала директор певицы Любовь Майорова.

Владимир Баранов ушёл из жизни в 2007 году после тяжёлой болезни. На его похороны Валентина не пришла — не потому, что не хотела попрощаться, а чтобы не причинить лишней боли его семье. А спустя три года рак забрал и её.

Болезнь и смерть Валентины Толкуновой

С детства знавшая, что такое бедность, Валентина Толкунова всегда старалась оградить своих близких от нужды. Она помогала всем — маме, брату, сыну. Покупала квартиры, оплачивала поездки, дарила уют и заботу. Работала много, без отдыха, но никогда не жаловалась: считала это своим долгом.

— Валя постоянно копила, — рассказывала после смерти Толкуновой ее знакомая. — Купила несколько квартир в Москве. Построила дом в Дивееве, чьи монастыри любила посещать. У неё накопилось немало имущества.
Фото: ТВцентр
Фото: ТВцентр

За что жизнь решила наказать певицу, которая посвятила себя помощи ближним, сложно представить. Но в 1992 году Валентине поставили страшный диагноз — рак молочной железы. Артистка прошла сложнейшую операцию, потом были долгие месяцы химиотерапии. Тогда болезнь вроде бы отступила, но как оказалось, ненадолго. Через 16 лет, в 2006 году, борьба началась заново. Метастазы удалили, но очередное обследование показало куда более тяжёлую картину: у певицы обнаружили опухоль головного мозга.

Певице предложили единственный шанс на спасение — лечение за границей, в американской клинике. Но сумма оказалась такой запредельной, что даже весьма состоятельная Толкунова поняла, что не потянет. И отказалась. Вместо лечения артистка собрала последние силы и... снова отправилась на гастроли, чтобы заработать и, как всегда, поддержать семью.

В начале 2010 года у Валентины Васильевны был запланирован тур по Белоруссии. В Могилёве, на одном из концертов, она, как обычно, вышла на сцену, спела всю программу, поклонилась зрителям — и вскоре потеряла сознание. Любимицу публики срочно госпитализировали, но врачи лишь развели руками — поздно. 22 марта 2010 года Валентина Толкунова впала в кому, а через два часа её не стало.

При жизни Валентина Толкунова отличалась удивительно кристальной репутацией: с ней никогда не был связан ни один скандал, а светские сплетники при всём желании не могли сказать о ней ничего неприятного. Однако одна неприятная история всё же случилась — через некоторое время после смерти артистки. Несколько лет назад общественность возмутила новость о том, что по стране колесит «двойник» Толкуновой — им оказался травести-артист, исполнявший песни из репертуара Толкуновой в специфическом «нетрадиционном» образе. Возмущённые поклонники Валентины Васильевны и её родные подали в суд, и вскоре скандальная «певица» исчезла в небытие.

Как живёт единственный сын Валентины Толкуновой

Валентину Толкунову обожали миллионы — на концертах ей аплодировали стоя, писали восторженные письма, благодарили за песни, в которых было столько душевного тепла. А вот с единственным сыном отношения складывались не так просто. Поговаривали, что у молодого человека серьёзные проблемы с наркотиками, но Валентина Васильевна категорически отказывалась обсуждать это публично.

Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

На людях говорила только хорошее: восхищалась его английским, отмечала музыкальные способности и добрый характер. И продолжала работать как вол, лишь бы обеспечить сыну безбедное будущее. Певица даже добилась, чтобы её сына тоже взяли в штат в «Москонцерт», но работать там он не стал.

— Сын Валентины Толкуновой в Москонцерте только числился, но фактически не работал, — признался много лет спустя Александр Беленький, генеральный директор Москонцерта.

Говорили, что в детстве Коля часто грустил и обижался на маму — она всё время была в разъездах. Но Валентина искренне верила, что сын всё поймёт.

— Хороший мальчик, за ум возьмётся, когда время придёт. Наше материнское сердце просит у судьбы только об одном — чтобы наши дети никогда не изменили нашей любви, — говорила она в одном из редких откровенных интервью.

Однако отношения с мамой у мужчины с каждым годом становились всё хуже. А в 2000 году, когда Николаю было 23 года, произошло страшное: наследника певицы поймали с героином. Было возбуждено уголовное дело, Папорову «светил» реальный срок. Лишь благодаря заслугам матери дело замяли, но Николая поставили на учет в МВД как «криминальный элемент».

В те годы Николай и правда был тесно связан с преступным миром: с торговцами наркотиками, с бандитами. Сами «авторитеты» отзывались о нём с уважением.

— Я знал Колю, сына Вали Толкуновой, — рассказывал журналистам бывший криминальный авторитет Валерий Богдановский. — Он бывал в наших компаниях. Хороший, добрый парень. Любил погулять, в ресторане посидеть. Мы ему и денег иногда давали. И маму его уважали.

По признанию «бывшего бандита», в 90-е с многих звёзд его «коллеги» брали мзду. Однако Валентину Толкунову никто не трогал: «Она всем нравилась».

— Ни для кого из окружения Валентины не было секретом, что ее сын в 20-летнем возрасте увлекался спиртным и, как тогда говорили, сел на иглу, — рассказывает знакомая певицы. — Валя все силы бросила на борьбу с его недугом. Чтобы не срывался, возила его с собой на гастроли.
Фото: 7days.ru
Фото: 7days.ru

Однако сына такая опека раздражала, они постоянно ругались. Толкунова признавалась близким, что выплакала из-за Коленьки все глаза, но каждый раз прощала сыну все прегрешения.

Лишь перед самой смертью артистка наконец сумела добиться своего. Николай пришёл к ней в реанимацию, рыдая, попросил у неё прощения за всё и пообещал навсегда «завязать». И слово своё сдержал.

После смерти Валентины Толкуновой в 2010 году Николай пережил непростой период: спустя всего несколько месяцев он потерял и отца — Юрия Папорова, с которым, несмотря на долгую разлуку, сохранял тёплые отношения. Последние годы жизни Папоров тяжело болел и не мог передвигаться, и именно сын взял на себя заботу о нём — ухаживал, был рядом до самого конца.

Сейчас Николаю Папорову уже почти пятьдесят. Когда-то он жил в Болгарии, но вернулся в Москву и обосновался в той самой квартире на Малой Бронной — просторной, почти стометровой, которую в советские годы выделили Валентине Васильевне. Он не любит публичности, интервью не даёт, даже с близкими общается нечасто. Соседи отзываются о нём как о спокойном, интеллигентном человеке. Женат Николай не был, детей у него нет, но по слухам, он не одинок: рядом есть любимая женщина.

Николай Папоров пробовал себя в предпринимательстве, но большого успеха не достиг. Впрочем, материальные трудности его не тревожили — после смерти матери он унаследовал солидное имущество. Часть недвижимости он сдал в аренду, остальное продал. Так, одним из первых был реализован дачный участок в Подмосковье — шесть соток с домом, оставленным Валентиной Васильевной.

Кроме того, Толкунова завещала сыну дом в Дивееве (Нижегородская область) — там она бывала в последние годы, особенно после того, как стала глубоко верующим человеком. Ещё в наследство перешли квартиры в Болгарии и Черногории, а также несколько объектов в Москве. Удивительно, как, певица, выросшая в нищете, собственным трудом смогла сделать такое состояние.

Главной московской недвижимостью, связанной с памятью о матери, остаётся квартира на Малой Бронной. Её Валентине выделили ещё в советское время за особые заслуги. Позже певице предоставили возможность выкупить жильё на Цветном бульваре по льготной кадастровой цене. После её смерти обе квартиры отошли Николаю, как и ещё одна, оформленная на него по завещанию. Сегодня он живёт спокойно и достаточно уединённо, не стремясь к публичности, но, по словам знакомых, бережно хранит всё, что связано с именем своей матери.