Бифштекс для богатых: насколько подорожает мясо и с чем это связано

Мрачные прогнозы появляются каждый год в конце лета. Однако чаще всего они носят манипулятивный характер, объясняет эксперт. Он призвал сохранять спокойствие и не ждать от осени взрывного роста цен. По его словам, подорожание если и будет, то в пределах инфляции.
— Есть такая российская традиция. Каждый август, перед новыми переговорами производителей с крупными сетями, выступает какой-нибудь представитель продовольственной отрасли, чтобы нагнать жути о том, как всё подорожает, и объяснить, почему сетям стоит согласиться на повышение цен.
Почему все говорят о подорожании мяса
Кроме того, производители продуктов питания сейчас хотят подстелить соломки, поскольку ФАС России предложила им фиксировать цены при заключении долгосрочных соглашений с торговыми сетями.
Данная мера позволит стабилизировать цены на ключевые товары и защитить все заинтересованные стороны, от производителей до потребителей. Для покупателей фиксированные закупочные цены — это возможность и дальше приобретать привычные продукты без существенного увеличения затрат. Аграрии же получают уверенность в том, что они смогут реализовать товар по цене выше себестоимости даже в ситуации временного перепроизводства и падения цен.
Однако если цены растут, то производители становятся заложниками своих долгосрочных контрактов и проигрывают конкурентам, не связанным обязательствами. Вот почему компании изначально пытаются добиться для себя более выгодных условий, то есть чуть более высоких цифр в соглашениях.

Объективные причины роста цен на мясо
Впрочем, для роста цен на мясо, и в первую очередь на говядину и баранину, существуют и вполне объективные причины, признал Дмитрий Тортев.
— Говядину растить элементарно дорого: бычок растёт 25 месяцев, и деньги за это время объективно дорожают. Свинина и курятина в этом смысле гораздо более простой и быстрый продукт.
Срок выращивания овцы сравним со сроком выращивания свиньи, но по весу первая проигрывает второй, минимум, вдвое. Кроме того, отарам нужны пастбища с хорошей кормовой травой, что значительно сужает число регионов для овцеводства.
Сложности производства плюс постоянный рост издержек приводят к неуклонному увеличению себестоимости данных видов мяса. По некоторым оценкам, себестоимость баранины и говядины за последние пару лет подросла не менее чем на 30 %. При этом у курятины и свинины в начале 2025 года она даже снижалась.
Итог — многие животноводческие хозяйства сокращают поголовье скота, уходя в более «простые» производственные ниши. Так, количество голов крупного рогатого скота в России с 2020 по 2024 год уменьшилось с 18,03 млн до 16,24 млн, овец — с 19,79 млн до 17,7 млн.
У баранины есть ещё и дополнительный фактор, отвечающий за рост её цены:
— Она дорожает, потому что это очень экспортный продукт: почти 100 % баранины из южных регионов уходят на экспорт, например, в Иран.
Эксперт пояснил, что везти баранину с юга в тот же Санкт-Петербург вместо того, чтобы продавать её за рубеж, невыгодно. При сравнительно невысокой рентабельности мясной промышленности безнаказанно добавить к цене ещё и логистическую составляющую не выйдет. Получится очень дорогой продукт, который здесь никто не будет покупать. Из-за огромных размеров страны каждый регион, как правило, снабжается животноводческими хозяйствами и мясоперерабатывающими заводами, которые расположены поблизости.

Как государство регулирует цены на продукты
Государство старается сдерживать рост стоимости продуктов с помощью различных мер регулирования и контроля.
— Если производители и торговые сети будут завышать цены больше инфляции, плюс закладывать в них свои растущие аппетиты, антимонопольная служба обязательно подключится. Это не первый и не последний такой случай.
ФАС внимательно следит за тем, чтобы рост цен отвечал реальной ситуации на потребительском рынке. При выявлении случаев необоснованного увеличения стоимости товаров ведомство привлекает нарушителей к ответственности, обычно в виде штрафов.
Выше мы уже говорили о ещё одной мере государственного регулирования — фиксированных закупочных ценах по долгосрочным контрактам. В будущем могут появиться и другие инструменты для защиты уязвимых категорий населения от роста продовольственных цен.
— Казахстан, наш сосед по Евразийскому экономическому сообществу, выпустил цифровой ваучер. По нему люди, у которых доход меньше базового социального минимума, смогут на определённую сумму покупать любые продукты вообще без наценки. Я думаю, что, с учётом внедрения различного рода цифровых рублей, в нашей стране мы тоже придём к чему-то похожему.
Однако подобные ваучеры вряд ли позволят купить по себестоимости говядину. Да и фиксированные закупочные цены введены для стабилизации стоимости социально значимых продуктов. Если говорить о мясе, то речь, в первую очередь, идёт о курятине, на которую приходится более половины продаж в категории мясных продуктов.

Ситуация закономерно движется в сторону покупательского расслоения, констатировал Дмитрий Тортев. Уже сейчас есть люди, чей доход позволяет регулярно покупать говядину и баранину, которые становятся элитными сортами мяса. И есть те, кому приходится делать выбор в пользу более дешёвой свинины и курятины. Очевидно, что очередной виток цен, даже если он останется лишь на уровне инфляции, только закрепит эту стратификацию по продуктовому признаку.




