Прямой эфир
+3
Пробки
4
$76.97
89.90
ЖИТЕЛЬ МУРИНО ТЕРРОРИЗИРУЕТ БЫВШУЮ ДЕВУШКУ И ЕЕ РЕБЕНКА

Деньги на воздух: что важно знать о страховках от невылета и сколько это стоит?

Светлана Коваленко
11 сентября, 12:11
Весной-летом 2025 года россияне столкнулись с массовыми отменами и переносами времени вылета самолётов. Это происходило как на внутренних, так и на зарубежных направлениях. По подсчётам страховщиков, за задержки авиарейсов только по России с начала года уже выплачено полмиллиарда рублей. Разбираемся, что такое страховка от невылета и какие убытки она покроет.
Коллаж 78.ru: freepik.com/wirestock; freepik, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, flaticon.com/Freepik

Страховые компании с начала года по август выплатили клиентам 500 млн рублей за задержки авиарейсов. Причём речь идёт только о российских направлениях, рассказали в пресс-службе компании «Альфа Страхование».

С мая по август число задержек дольше часа выросло более чем втрое по сравнению с аналогичным периодом 2024-го и достигло 46 тыс. случаев. Переносы рейсов на четыре часа и более участились в 4,5 раза — до 9700 случаев за тот же период, отмечает «Коммерсант». К концу года размер выплат может преодолеть «психологическую отметку» в 1 млрд рублей, подсчитали в Национальном рейтинговом агентстве.

Выясняем, что такое страховка от невылета, будет ли она набирать популярность и расти в цене.

Пакет в пакете

Страховые полисы по риску отмены поездки, называемые в обиходе у россиян «страховка от невыезда», как правило, предлагают туроператоры и турагенты при бронировании путёвок. В этот полис, который стоит детально изучить, многие теперь и включают «страховку от невылета». Это тоже можно и нужно детально обговорить.

В некоторых случаях, особенно по настоянию клиента, страховку от невылета могут предложить как отдельную услугу. Выплаты в итоге производит страховая компания.

Страховщики предпочитают пользоваться термином «полис путешественника или туриста». Его можно оформить не только при покупке тура, но и при организации самостоятельных поездок. К нему также можно добавить страховку от невылета.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Страхование от задержек рейсов в пакете дополнительных услуг к полисам путешественников имеют многие компании, поясняет вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых.

— Оформить полис можно, напрямую обратившись к страховщику или к его уполномоченным партнёрам/агентам. В рамках полиса путешественника такой риск предлагается уже давно, условия разных страховщиков могут отличаться, — поясняет он.

Набор конкретных рисков, объём возмещения и порядок его выплаты определяются в договоре страхования, уточняет юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнёры» Артём Рудой. Обычно предлагается на выбор несколько страховок с определённым набором потенциально «нехороших» обстоятельств: от минимальных до максимальных.

Купить полис и у туроператоров, и у страховщиков можно как для зарубежных, так и отечественных направлений. Делается это только на добровольной основе, принудить покупать такие продукты россиян никто не может.

Что компенсирует страховка от невылета

Страховка от невылета подразумевает два момента: полную отмену рейса или случаи задержек и переносов, поясняет президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов.

В первом случае страховая компания выплачивает стоимость билетов. Во второй ситуации клиенту компенсируют потерю времени и/или фактически понесённые затраты. Здесь надо смотреть, что конкретно содержится в договоре.

В первом варианте перечисляется невозвратная часть стоимости билетов, отмечает директор департамента андеррайтинга розничного страхования компании «Ренессанс страхование» Артём Искра.

Во втором случае фактически понесённые расходы определяются по чекам и документам. Но могут быть предусмотрены фиксированные выплаты за каждый час задержки сверх установленного предела (например, 1000 рублей за каждый час сверх двух часов ожидания).

Компенсации положены пассажиру, если он не смог вылететь вовремя по вине авиакомпании, обращает внимание доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Линда Рыжих. Это, например, ситуации, когда экипаж не был готов к вылету, сам самолёт технически неисправен, не вернулся вовремя в аэропорт вылета или количество проданных билетов превысило наличие свободных мест, поясняют эксперты.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Собеседники 78.ru на условиях анонимности отмечают, что в индивидуальном порядке в полис можно включить и угрозу БПЛА, но стоить это будет значительно дороже.

Если отмена рейса не связана с действиями перевозчика, компенсации не выплачиваются, подчёркивает Линда Рыжих. Такими обстоятельствами могут быть забастовки работников аэропорта, ввод ограничений на перелёты со стороны властей, погодные условия, военные действия и так далее.

— Если задержка происходит по вине авиакомпании, то положена компенсация в размере 3 % от стоимости билета за каждый час опоздания (максимально — полная его стоимость). Ещё пассажир может потребовать оплаты штрафа в 100 рублей за каждый час ожидания перелёта (до 50 % от полной стоимости билета). Кроме того, некоторые авиакомпании начисляют мили по программе лояльности и предоставляют питание и напитки (в среднем, на 1000 рублей в расчёте на посадочный талон). Если из-за опоздания самолёта человек пропустил оплаченное лечение, важное мероприятие и тому подобное, перевозчик возместит все фактические убытки в полном объёме при условии наличия подтверждений понесённых расходов в виде чеков и квитанций, — поясняет Линда Рыжих.

В случае длительных задержек рейсов пассажиры имеют право потребовать непосредственно у перевозчика предоставления им дополнительных бесплатных услуг, в первую очередь питания, проживания и так далее, напоминает Артём Рудой. Если компания отказывается это делать, страховка от задержки рейса может компенсировать пассажиру соответствующие расходы в пределах суммы покрытия. В этом случае к страховщику переходит право на возмещение убытков, причинённых клиенту.

Очевидно, что отмены случаются намного реже, чем задержки. В этом мнении сходятся все опрошенные участники рынка и эксперты.

— По нашей внутренней статистике, на сегодняшний день значительно чаще встречаются случаи задержки рейсов, нежели их полной отмены. Наиболее типичные страховые случаи — это перенос срока вылета или опоздание на стыковочный рейс. За 2025 год у нас уже зарегистрировано 53 обращения по данному риску, что существенно превышает показатели за аналогичный период прошлого года, что косвенно подтверждает растущую нестабильность авиаперевозок, — подчёркивает Артём Искра.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Как оформить страховку от невылета

Оформить страховку от невылета можно и без «полиса путешественника», говорит Роман Щеглеватых. В большинстве случаев это делается в момент покупки авиабилетов и обусловлено технологическими процессами.

— Организация подобных высокотехнологичных услуг требует серьёзных инвестиций, высококлассной IT-поддержки и организации внутри компании-страховщика профессионального подразделения, поддерживающего такие продажи и урегулирование убытков. Поэтому их оказывает гораздо меньшее количество страховых компаний, — констатирует эксперт.

У некоторых авиакомпаний при оформлении билета на сайте может стоять галочка или пометка о согласии человека с услугой по страховке от невылета, обращает внимание генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Этот пункт не совсем внимательные и неопытные пассажиры могут пропустить. Тогда страховка будет автоматически оформлена.

— Дело в том, что стоит она не очень дорого и для многих не играет принципиальной роли при оформлении покупки. Выяснить, есть ли в итоге страховка, как и все другие услуги перевозчика (габариты ручной клади, вес багажа, который можно провозить бесплатно, питание на борту и т.д.), можно в «конечной версии» билета. Около 30 % «галочку», если она есть, в итоге не замечают, — поясняет Сергей Ромашкин.

Он добавляет, что многие средние и крупные банки включают такую страховку в пакет по обслуживанию для премиальных клиентов. Всё это выясняется в индивидуальном порядке при обращении в банк. Но, как правило, такие вещи проговариваются заранее.

По мнению Сергея Ромашкина, оформить страховку иногда можно и за три дня до вылета. Но надо внимательно изучать правила конкретного перевозчика.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Чартеры «пролетели»?

Единого мнения о том, можно ли получить страховку не только на регулярные рейсы, но и чартеры, у участников рынка и экспертов нет.

— Страховые продукты, покрывающие риски отмены или задержки рейса, как правило, применяются к любым коммерческим пассажирским перелётам, вне зависимости от их формата (регулярные или чартерные), — полагает Артём Искра.

Однако он же уточняет, что отмены и задержки чартеров обычно не охватываются страховым покрытием. Их расписание изначально является более гибким, а страховые риски более высокими.

— Тем не менее, правила большинства крупных российских страховщиков предусматривают возможность приобретения страховки от отмены и задержек чартерных рейсов на индивидуальных условиях. Такие страховки, даже если и предоставляются, стоят значительно дороже, так как в этом случае страховщик принимает на себя повышенный риск, — подчёркивает он.

С такой точкой зрения в целом согласна Линда Рыжих. По её мнению, отказ страховать «чартеры» можно объяснить экономической нецелесообразностью и невыгодностью для страховщика. По статистике, около 20 % всех чартерных рейсов задерживаются на два часа и более.

Страховка от невылета: цена вопроса

Страховка от невылета, как правило, обходится примерно в 500–600 рублей. Но всё зависит от цены билета и рискованности направления, добавляют участники рынка.

По данным Линды Рыжих, средняя стоимость страхового полиса составляла ещё в начале года 600–1500 рублей. Однако из-за увеличения количества задержек убыточность данного сегмента рынка выросла. В связи с этим, конечно, стоимость страховки увеличилась и продолжит расти. Рост может составить к концу года 25–30 %.

— Но, безусловно, благодаря наличию высокой конкуренции какого-то критического увеличения цен на услуги страхования в авиасфере мы не увидим. Москва и Петербург — это не единственные города, находящиеся в зоне риска. Но массовые задержки и переносы рейсов, например, вызванные режимом «Ковёр», именно в этих городах явились одной из причин повышения стоимости страховки, — рассуждает эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Артём Искра заверяет: в его компании с начала года стоимость страхования не пересматривали.

— При оформлении на нашем сайте стандартного полиса страхования туристов для поездки в Турцию на семь дней с добавлением опции «Защита от отмены/задержки рейса» с лимитом ответственности 500 долларов, стоимость данной опции составит 323 рубля, — приводит пример он.

В среднем страховка от невыезда в базовом варианте стоит от 1 % до 10 % от цены тура.

Выплаты происходят по двум базовым схемам, рассказал Сергей Ромашкин. В первом случае так называемые «технологичные» страховщики, которые отслеживают задержки рейсов, сами подсчитывают размер компенсаций и автоматически перечисляют деньги клиенту в течение примерно 1–2 дней.

Но чаще необходимо всё-таки подать заявление страховщику. В компании изучат обстоятельства произошедшего, и в случае принятия положительного решения, средства вернут в течение пары недель.

Кому могут отказать в страховке от невылета

В редких случаях в страховке от невылета могут отказать, либо предложить её по цене значительно выше средней по рынку.

По общему правилу, например, на стандартных условиях редко кто хочет связываться с категориями клиентов «65+». Такой же подход распространяется и на ситуацию со страховкой от невылета.

— Договор страхования рисков невылета в результате отмены или задержки рейса, как и любой другой договор добровольного страхования, не является публичным. Это означает, что страховщик не обязан заключать его с любым обратившимся к нему лицом: он имеет право предварительно оценить свои риски на основе полученной от страхователя информации. Поэтому наиболее распространённым основанием для отказа в оформлении является непредоставление страховщику определённых сведений и документов, необходимых для оценки страховых рисков, — поясняет Артём Рудой.

К ним относятся сокрытие факта беременности, наличие серьёзных, но не требующих немедленной госпитализации заболеваний и т. д.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Сергей Ромашкин успокаивает: компаний в сфере страхования сейчас работает много. Не устроила или отказала одна, всегда можно найти другую.