Уборка жилых домов по новым стандартам: что изменится для петербуржцев

Затронет половину петербуржцев
Об инициативе разработать некие стандарты обслуживания многоквартирных домов (МКД) с привязкой к дифференцированным тарифам рассказал глава Жилищного комитета Денис Удод в интервью «Деловому Петербургу». В пример он привёл ситуацию с авиаперелётами, где есть эконом-, комфорт- и бизнес-классы. Частично схожие, но с большими нюансами, есть классификации и у застройщиков.
С 1 января 2018 года в России отменили термин «жильё экономического класса», его изменили на «стандартное» (это масс-маркет). Далее идёт бизнес и элитные сегменты, кто-то из девелоперов ещё выделяет «премиум».
Какой стандарт с определённым перечнем услуг и их периодичностью выбрать, владельцам «квадратов» предложат решать на общих собраниях собственников с составлением по итогам протоколов таких мероприятий. Понятно, что за «бизнес» придётся платить больше.
Эксперты недоумевают: возможность добровольно, но в только в сторону увеличения, скорректировать плату и ввести дополнительные услуги и так имеется у владельцев «квадратов» в рамках общих собраний собственников. Между тем, вероятность подделки протоколов с целью получения большей прибыли со стороны жилищников исключить нельзя. А вот оспорить такие бумаги по факту будет крайне трудно.
Между тем, как рассказали в пресс-службе Жилищного комитета, сейчас жилкомсервисы управляют примерно 51 % МКД. Всего таких домов в городе насчитывается 24 338 штук.

В ведении городских жилкомсерсивов находятся некрупные и не самые ликвидные объекты, настаивает глава ведомства Денис Удод.
А центр — это что?
Идея создать некие единые стандарты управления многоквартирными жилыми домами когда-то достаточно давно существовала на федеральном уровне. Причём их хотели ввести в целом для всей отрасли, а не только для государственных и городских жилкомсервисов, вспоминает председатель совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатирующих организаций» Евгений Пургин.
— Но дальше разговоров дело не дошло, потому что жилищный фонд, особенно в крупных городах, очень разноплановый. Возьмём тот же Петербург. У городских жилкомсервисов есть многоквартирные относительно современные и большие по площади дома в Приморском районе, построенные в 80–90-е годы прошлого века. А есть Кировский район с послевоенными постройками на 1500–2000 «квадратов».
Понятное дело, это совсем разные вещи и разные затраты на содержание, — приводит эксперт примеры.
Почему Жилком выступил с такой инициативой, в принципе понять можно, отмечает Евгений Пургин. Дело в том, что минимальные тарифы, которые утверждает город на уровне Комитета по тарифам, «выведены» так, чтобы считать компенсации для малоимущего населения. Это тот набор необходимых услуг, без которых обойтись нельзя.
Юрист в сфере ЖКХ Кирилл Захарян добавляет, что на уровне города идея со стандартами обсуждалась и 5, и 10 лет назад, но за рамки узкого круга управленцев, профессионально занятых в ЖКХ, её старались не выносить из-за многих спорных моментов.
— Всегда вставал вопрос: центр города и старинные дома — это что? Это эконом, комфорт, бизнес? А «хрущёвки» и панельки более поздних времён — это тоже что? — задаётся вопросом собеседник 78.ru.

Да хоть с мылом каждый день
Председатель ТСЖ «Автовская 15/3» Марат Акмуллин называет идею в принципе здравой. На первый взгляд, отторжения она не вызывает. Другое дело, что множество вопросов может возникнуть уже к реализации на практике.
— В пользу «ноу-хау» говорит то, что все прекрасно знают: застройщики возводят дома масс-маркет, комфорт и бизнес-класса. И, понятно, что и стоимость «квадрата», и стоимость обслуживания там серьёзно отличаются.
В Финляндии вообще существует правило, что если жильцы решили, например, на общем собрании провести остекление дома в едином формате, то такое требование станет обязательным для всех. Если кто-то не согласен, дело, скорее всего, закончится продажей жилья по требованию соседей, — приводит пример Марат Акмуллин.
От себя проясним: в Финляндии не существует права собственности на жильё в том понимании, какое есть у россиян. В стране Суоми жилые «квадраты» на самом-то деле сдаются в аренду, пусть и длительную, до 99 лет. Но как раз в этих бумагах и записывается обязанность подчиниться безоговорочно мнению большинства даже по таким вот нюансам.
Российские собственники на общих собраниях вправе решить, что весь дом будут мыть «с головы до ног» хоть каждый день, подчёркивает Марат Акмуллин. Но надо понимать, в какие это затраты в итоге для всех выльется.
— Я сам знаю 16-этажный дом, где полы моют каждый день от подъезда до последнего этажа. Но там уборщице платят зарплату в 80 тыс. рублей.
Другое дело, что в ходе разработки и воплощения в жизнь здравая идея может быть извращена, как это часто у нас и происходит. Может возникнуть и привыкание. За большие деньги жилкомсервисы какое-то время будут убираться лучше, но как долго это продлится, когда всё опять подорожает? — рассуждает Марат Акмуллин.

Единицы за 20 лет?
Беспокоят экспертов и возможные подделки жилищниками документации, в частности, протоколов общих собраний.
— Ситуация с подделками протоколов ради получения большой прибыли вполне вероятна. Дело в том, что подавляющее большинство собраний и затем оформление таких бумаг проходит с теми или иными нарушениями.
Я могу припомнить за 20 лет работы Жилищного кодекса разве что единицы домов, где бы всё проходило с соблюдением всех требований, наличием полноценного кворума и без скандалов, — делится Евгений Пургин.
Марат Акмуллин согласен: очевидно то, что проблем и нарушений у государственных жилкомсервисов с организацией, проведением и подведением итогов собраний больше. Там вряд ли знают каждого жителя в лицо, с конкретным номером мобильного телефона и фактом личного общения.
— Приведу пример: у нас в доме на 299 квартир собрание в заочной форме длится примерно полгода, и то кворум набегает примерно в размере 75 % участников. В жилкомсевисах на подобные мероприятия отводят обычно… 2 недели. А если это крупные комплексы на 500–600 квартир, где много объектов сдаётся в аренду? — рассуждает он.
Эксперт обращает внимание и на ещё один нюанс. Оспорить итоги общего собрания или оформления протоколов можно только в течение полугода с момента проведения либо после того, как человек узнал о вынесенных решениях.
— Дальше тоже всё очень интересно. На предыдущих собраниях собственники могут утвердить схему, когда оповещение производится путём… размещения фотографии протоколов. А кто на эти фотографии обратит внимание, если человек не «злостный» активист? Да и сорвать её сразу после размещения вполне себе могут. Но по факту будет выглядеть так, что формальности соблюдены, — признаёт Марат Акмуллин.

Кирилл Захарян подтверждает: оспорить решения и протоколы можно именно в течение полугода, либо того момента, когда человек «узнал». А узнать он мог из факта публикации документов в ГИС ЖКХ. А если не интересуется судьбой дома, значит, по логике закона, сам виноват. Доказать, что кто-то был не в курсе по объективным причинам, теоретически можно, но на практике сложно. Например, можно представить доказательства пребывания в длительной командировке за границей или лечения от серьёзных заболеваний и т. д.
Напоминают собеседники и то, что в Петербурге давно существует методика расчёта взносов на капремонт. Она как раз учитывает дату постройки дома, его серию и т. д.




