Прямой эфир

Скоро в школу: как правильно подготовить ребёнка к учебному году

Анна Дерюгина
20 августа, 10:10
До 1 сентября остаётся меньше двух недель, а это значит, что родителям школьников пора задуматься о том, как подготовить своих детей к новому учебному году. Психологическая и физическая адаптация ребёнка, обустройство удобного «рабочего места» и повторение таблицы умножения — 78.ru рассказывает обо всём, что нужно успеть сделать до конца каникул.
Коллаж 78.ru: STELLA/globallookpress.com, freepik.com/8photo; freepik, flaticon.com/Assia Benkerroum

Как психологически подготовить ребёнка к школе

Начало очередного (а для кого-то и первого) учебного года — важная веха в жизни каждого ребёнка. Первокласснику может потребоваться до полутора месяцев, чтобы адаптироваться к ежедневным урокам, непривычным требованиям и дисциплине. Дети постарше входят в режим быстрее — за 2–3 недели. В это время ребята могут быстрее уставать и хуже справляться с уроками, быть более рассеянными и капризными.

Чтобы как можно быстрее и без стрессов влиться в поток школьных будней, абсолютно всем детям, вне зависимости от их возраста, не помешает предварительная психологическая подготовка.

Психологическая подготовка первоклассников

В идеале будущий первоклассник должен быть готов к школе на нескольких уровнях:

Социальном — у ребёнка должны быть сформированы навыки общения со взрослыми и сверстниками. Он должен уметь налаживать контакты с незнакомыми людьми, взаимодействовать в коллективе, не бояться высказывать своё мнение, но в то же время понимать и признавать авторитет учителя. Эти «скиллы» прокачиваются в детском саду, на игровых площадках, в различных кружках и секциях. Родителям важно до школы обеспечить ребёнку достаточно широкий круг общения с людьми разных возрастов и из разных социальных групп.

Интеллектуальном — этот уровень отвечает за готовность к умственному труду и мыслительной активности. Ребёнок должен уметь логически рассуждать, запоминать информацию, решать простые задачи (например, на уровне конструкторов и головоломок), фокусировать внимание на одной теме в течение хотя бы 15–20 минут.

Мотивационном — здесь речь идёт о желании учиться и открывать новое в окружающей реальности. Важно заинтересовать ребёнка процессом обучения, чтобы грядущая школа воспринималась им не как тяжёлая повинность, а как крутая возможность познавать мир.

Эмоционально-волевом — ребёнок должен быть готов выполнять задания, концентрироваться на стоящих перед ним задачах, соблюдать школьные правила и режим дня.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Все эти навыки формируются и развиваются на протяжении всего дошкольного периода. А вот что можно сделать перед началом учёбы:

  • Не транслируйте собственные негативные эмоции и страхи, если ваши школьные воспоминания далеки от восхитительных. Настройтесь на позитивную волну и постарайтесь создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он найдёт друзей, получит новые знания и будет с интересом проводить время. При этом объясните ему, что при возникновении проблем он всегда сможет обратиться с ними к учителю и к вам.
  • Уделите дополнительное внимание управлению эмоциями. В незнакомой школьной обстановке ребёнок может расстроиться, чего-то испугаться, может разозлиться или обидеться на кого-то. Важно, чтобы он понимал, что с ним происходит, и знал, как можно справиться с этими чувствами без рыданий и истерик. Также нужно учить детей распознавать чужие эмоции и адекватно реагировать на них — сочувствовать, поддерживать, разделять радость, извиняться и так далее.
  • Напомните о том, как устроена школа, ещё раз расскажите о школьных правилах и необходимости их соблюдать. Лучше всего делать это в игровой форме, чтобы ребёнок на некоторое время «примерил» на себя роль ученика. Так он примерно поймёт, что ждёт его на уроках и как нужно вести себя во время занятий.
  • Поощряйте самостоятельность ребёнка и развивайте навыки самообслуживания. Первоклассник должен уметь снять и надеть одежду, завязать шнурки, сложить тетрадки и ручки в портфель. Ему нужно объяснить, что теперь гораздо больше вещей и действий находится в его личной зоне ответственности: от домашних заданий и оценок за них до того, чтобы зайти в класс, услышав звонок, или не забыть забрать свои учебники после уроков.
  • Не пытайтесь в последний момент впихнуть в бедного дошкольника английский алфавит и таблицу умножения. Если ребёнок уже умеет уверенно писать и считать — хорошо. Если нет — научится в школе. На первых порах для него гораздо важнее будут навыки общения и самообслуживания, умение следовать правилам и самостоятельно принимать решения.

Психологическая подготовка «опытных» школьников

Если речь идёт о детях, которые уже закончили хотя бы один класс и возвращаются к учёбе после летних каникул, то для их психологической подготовки, в первую очередь, важны спокойствие и позитивный настрой. Родители своим поведением нередко демонстрируют, что начало учебного года — это стресс и кошмар для всей семьи. Стоит ли удивляться, что ребёнок «заражается» этим настроением и тоже начинает ждать 1 сентября с ужасом.

Избегайте фраз вроде «Летняя вольница закончилась, теперь только школа!» или «Ну всё, больше никаких гостей и компьютера до полуночи. Готовься решать задачи и писать сочинения». Лучше сосредоточьте внимание на приятных моментах школьной жизни: встречах с друзьями, любимых предметах и кружках, интересных экскурсиях. Можно устроить встречу с одноклассниками до начала занятий, чтобы ребёнок зарядился положительными эмоциями и с нетерпением ждал продолжения общения.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Вместе вспомните, что хорошего случилось в прошлом учебном году, — пусть школьник «вернётся» в ситуации радости и успеха, заново проживёт связанные с ними позитивные эмоции и почувствует уверенность в своих силах. Помечтайте о будущих интересных событиях. Может быть, на каникулах его класс традиционно отправляется в путешествие? Или он предвкушает новые выступления и соревнования? Попробуйте вместе создать список целей, которых ребёнок хотел бы достичь в течение года.

Обязательно поговорите с детьми об их эмоциях, тревогах и ожиданиях относительно школы. Спросите о том, что их волнует, разберите сложные ситуации, придумайте, как решать возможные проблемы. Дайте понять, что вы на их стороне и всегда готовы прийти на помощь.

Обсудите комфортную нагрузку. В первые недели есть смысл отказаться от дополнительных занятий и секций, чтобы дать ребёнку время на раскачку и плавный переход в рабочий режим. Составьте примерное расписание занятий и развлечений, чтобы он понимал, что его ждёт.

Как вернуть ребёнка в школьный режим после лета

После трёх месяцев свободы адаптация режима дня к учебному процессу может стать серьёзной проблемой как для детей, так и для их родителей. И ключ к успеху здесь — постепенность и заблаговременность.

На каникулах многие дети, и особенно подростки, привыкают поздно ложиться и поздно вставать. Если вы ещё не начали менять этот летний график сна на более соответствующий ранним подъёмам в школу, сделайте это прямо сегодня. Только не нужно делать резких движений и пытаться уложить ребёнка в десять вечера вместо полуночи. За оставшиеся до 1 сентября полторы недели понемногу сдвигайте время отхода ко сну и пробуждения — буквально на 15–20 минут каждый день.

Чтобы мотивировать ребёнка вставать раньше, можно запланировать на утренние часы интересные совместные активности или поручить ему увлекательные задачи, которые нужно выполнить в первой половине дня. А заснуть раньше поможет физическая активность на свежем воздухе.

Для лучшего засыпания за час до сна постарайтесь создать в детской спокойную атмосферу: приглушите свет и звуки, попросите отложить телефон. Кстати, режим пользования телевизором, компьютером и смартфоном тоже пора пересматривать. Летом дети, как правило, проводят много времени перед экраном. Напомните, что скоро такой возможности уже не будет, и начните плавно ограничивать общение ребёнка с гаджетами или хотя бы переведите его в полезное русло. Сейчас есть много приложений и игр, которые помогут вспомнить основы школьных предметов или проверить свои знания.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как подготовить рабочее место школьника

Очень важно создать для школьника его собственное комфортное и функциональное рабочее место. Это поможет ему эффективнее учиться и сохранит его здоровье.

К началу первого учебного года детская комната должна трансформироваться, чтобы первокласснику было интересно и удобно находиться в ней вне зависимости от того, делает ли он уроки, играет или отдыхает.

В идеале нужно разделить комнату на три функциональные зоны:

  • учебную — здесь разместятся письменный стол, книжные полки и учебные материалы;
  • игровую — школьникам по-прежнему важно иметь место для развлечений, творчества, встреч с друзьями, а если площадь комнаты позволяет, то и для занятий спортом;
  • зону отдыха и сна.

Для зонирования можно использовать стеллажи и шкафы, мобильные перегородки и ширмы, ковры и подиумы, цветовые решения. Особенно важно разделить учебную и игровую зоны, чтобы ребёнку было проще настроиться на занятия и не отвлекаться на игрушки во время выполнения домашних заданий.

Разумеется, с взрослением ребёнка оформление и меблировка его комнаты будут меняться. Но хорошо, если разные зоны в ней всё-таки сохранятся.

Освещение рабочего места

Если есть возможность поставить письменный стол у окна, чтобы обеспечить школьнику максимум естественного дневного света, — отлично. Однако зимой в Петербурге его всё равно будет мало. Поэтому необходимо продумать систему искусственного освещения.

Если ребёнок — правша, то настольную лампу нужно поставить слева, и наоборот. Но помните, что одной её недостаточно. Нужно также использовать рассеянное потолочное освещение — так глаза будут напрягаться гораздо меньше, чем при работе в тёмной комнате с ярким направленным светом лампы.

Мебель для школьников

Школьники проводят за столом много часов ежедневно, поэтому эргономичная мебель имеет огромное значение для их хорошего самочувствия и нормального развития.

Фото: freepik.com/user18526052
Фото: freepik.com/user18526052

Чтобы ребёнок не портил осанку, край письменного стола должен быть на пару сантиметров ниже уровня его груди. Лучший вариант — стол-трансформер, который будет «расти» вместе со своим хозяином. Кстати, современные регулируемые столы позволяют изменять не только высоту, но и угол наклона столешницы, что может быть важно для младших школьников.

Если у вас двое учеников с разницей в возрасте до двух лет, можно усадить их за один стол, разделённый на две зоны. При этом крайне важно, чтобы у каждого ребёнка было своё отдельное пространство. При большей разнице установите отдельные столы, поскольку общий для кого-то точно будет слишком низким или слишком высоким.

Выбор стула не менее важен. Среди основных требований к нему — среднее по жёсткости сиденье; эргономичная спинка, качественно поддерживающая спину; глубина, которая позволяет сидеть, комфортно опираясь на спинку; высота, при которой ступни ног плотно стоят на полу, а колени и тазобедренные суставы согнуты под углом в 90°.

Здесь тоже обратите внимание на регулируемые по высоте модели, так как даже за один учебный год ребёнок может значительно подрасти. А вот кресла на колёсиках специалисты не рекомендуют, по крайней мере для младших школьников. Они обычно активно двигаются, что приводит к постоянным смещениям стула относительно стола. А это мешает детям удерживать правильное положение тела.

Нужно также продумать систему хранения для книг, тетрадей, альбомов, ручек, карандашей, красок и прочих нужных для учёбы вещей. Все полки, коробки, ящики, органайзеры, контейнеры должны быть безопасными и легко доступными для ребёнка, чтобы он мог сам доставать и убирать нужные ему предметы.

В качестве подготовки к учебному году привлеките школьника к обустройству и обновлению его рабочего места. Спросите, чего ему не хватает и какие предметы он хотел бы заменить. Выбор и покупка новых и нравящихся ребёнку вещей послужит дополнительным мотиватором к учёбе.

Как освежить знания школьных предметов перед началом учёбы

За время каникул некоторые знания могут запросто выветриться из головы. Однако главная задача повторения пройденного материала состоит не в том, чтобы заставить ребёнка «вспомнить всё», а в том, чтобы плавно «включить» мозг перед 1 сентября и сгладить переход между летним отдыхом и новым учебным годом.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Можно устроить интеллектуальную «разминку» — написать короткий диктант, вспомнить таблицу умножения, решить несложные задачи. Обсудите с детьми заданные на лето книги, заполните вместе читательский дневник. Чтобы освежить знания иностранного языка, можно посмотреть видео на нём с субтитрами или пройти несколько уроков в мобильном языковом приложении.

Главное тут — не переборщить и не передавить. Пусть ваши занятия будут занимать буквально 15–30 минут, но сделайте их ежедневными и разнообразными.

Очень важно найти подходящий для повторения формат, который увлечёт и заинтересует ребёнка. С младшими школьниками можно играть в развивающие игры. Старшеклассникам подойдут онлайн-уроки и подкасты с живой подачей материала. А ещё сегодня существует множество приложений для разных возрастов, которые позволяют повторить пройденный материал с помощью увлекательных викторин, квизов и других интеллектуальных игр.

Как бы тщательно вы ни готовились к школе, скорее всего, в первые недели ребёнку всё равно придётся непросто. Запаситесь терпением и постарайтесь не ругать его за ошибки, забытые вещи или недоделанную «домашку». А вот хвалить за приложенные усилия и даже небольшие успехи нужно обязательно. Ваша любовь и забота станут для школьника надёжной опорой в новом учебном году и помогут быстрее адаптироваться к учебному графику.