Маяки Кронштадта: зачем они нужны сегодня и как выглядят изнутри

Маяки — символ надежды, инженерного гения и вечного света, который ведёт мореплавателей к берегу. Несмотря на развитие спутниковой навигации, маяки по-прежнему играют ключевую роль в обеспечении безопасности судоходства. Они работают круглосуточно, в любую погоду, и служат не только ориентиром, но и памятниками своей эпохи.
В Петербурге и Ленинградской области десятки маяков и навигационных знаков — от деревянных башен XIX века до современных светодиодных конструкций. Особенное место занимает Кронштадт: именно здесь зародилась российская маячная служба, и здесь же до сих пор работают уникальные объекты. В них вместе со специалистами заглянул ведущий программы «Другой Петербург» Илья Михайлов-Соболевский.
Как всё начиналось: петровские начала
История маячной службы уходит корнями в эпоху Петра I. По словам историка, исследователя маяков, гида Ирины Босенко, именно с Кронштадта началось систематическое развитие портов и навигации.
— Здесь много навигационной опасности: мелко, разные подводные камни, узкие фарватеры. Поэтому и появился первый маяк — Толбухин, построенный в 1719 году.

Некоторые маяки той эпохи дошли до нас в первоначальном виде, другие — перестраивались. В Кронштадте представлено множество маяков разных эпох: чугунные, железобетонные, деревянные, и даже с внутренними металлическими конструкциями.
Фридрихштадтский огонь и секреты инженерии
Один из самых необычных и старых маяков XIX века расположен на территории морского завода и называется сегодня «Светящий знак военного угла № 1». Когда-то он был Фридрихштадтским по названию бастиона военной гавани, потом Кронштадтским, позже — огнём военного угла. Увидеть его можно только с воды. Конструкция выглядит скорее как беседка, чем маяк.

— Это были эксперименты со строительными материалами. И его строил инженер по фамилии Петровский. О нём практически ничего неизвестно, — рассказала Ирина Босенко. — Маяк был слишком низким и сливался с огнями на стенке гавани. Тогда моряки поставили под него котёл со старого блокшива и увеличили высоту на три метра.
Этот маяк работал даже зимой — в отличие от остальных, и сопровождал суда по ледовым трассам из Петербурга и Ораниенбаума. Сегодня он оснащён светодиодами и считается навигационным знаком, так как светит лишь на три морские мили.
Маяк Николаевич и датское наследие
Рядом стоит ещё один маяк — «Светящий знак Ломоносовского канала», который раньше назывался Большим Николаевским. Его строила датская фирма, и инженеры, мастера, которые его возводили, все были российскими подданными, поэтому у них были отчества Николаевич.
Башня маяка — изящная, восьмигранная, с балкончиками. Это самый высокий маяк в Кронштадте — почти 50 метров. Интересный факт — многие маяки оборудовались лампоменятелями, и один из оригинальных приборов 1960 годов можно увидеть в музее маячной службы в Кронштадте.
Маячные линзы — шедевры света
В музее представлены французские и английские линзы. Самая впечатляющая — произведённая в Англии в 1857 году, весом около полутора тонн. Когда-то она работала на маяке Сескар в Финском заливе.
— Это линза второго разряда, их всего шесть. Шестой — самые маленькие линзы, первый — самые большие.
Удивительно, что нашли линзу в сарае в Ленобласти. Просто кто-то сложил и забыл. По словам гида, эта линза крутилась, создавая 12 мощных лучей. Именно такие устройства фокусировали свет на десятки миль вокруг.
Типовые маяки XX века: Красная Горка
Один из самых колоритных действующих маяков находится на Красной Горке. Он был построен в 1957 году, стоит на высоте более 60 м над уровнем моря.
— Это типовой проект башни, которую мы можем встретить в других городах, на других морях совершенно спокойно.
В начале XIX века в этом месте была Красногорская телеграфная станция, в 1945 году построили деревянную башню, которую сдуло штормом. Маяк, появившийся в прошлом веке, работает до сих пор, хотя нуждается в ремонте.

Фонарь маяка уникален: клеймо «Кронштадтский морской завод, 1958 год» делает его памятником маячного дела. Поэтому его нужно сохранить, чтобы он и дальше продолжал выполнять свою основную функцию.
«Деревянный» маяк-знак и его мифы
Западная Усть-Рогатка — историческое место, но «маяк» здесь относительно современный. Перед нами «Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда» высотой 30 м. В чём разница между маяками и знаками?
— Разница только в дальности: маяк — более 10 морских миль, знак — меньше. Но по конструкции они могут быть одинаковыми.

В народе его называют «деревянным», хотя внутри он полностью металлический. Эта легенда укоренилась. К слову, это уже третья версия объекта, появившаяся в 1949 году.
— Предыдущая конструкция была полностью деревянной и в высоту составляла 20 м. И во время шторма в 1948 году его просто сдуло.
Внутрь можно попасть только со специальной аккредитацией и смотрителем. Ведущий и гид поднялись на вершину 30-метрового знака. Наверху находится «сердце» — маячный фонарь с маркировкой ЭМС (электрический маячный створный), который выпускали в 1960–1970 годах прошлого века.

Панорама Кронштадта с высоты маяка
Сверху открывается вид на Невскую губу, среднюю гавань и каналы. На это можно любоваться часами.
— Большой Кронштадтский рейд неровный: это не прямая морская трасса, она делает повороты между фортами и гаванями, поэтому и нужен был здесь знак для того, чтобы обозначить переход от кронштадтских маяков до створа средней гавани.
Маяк даже попал в фильм «Четвёртый перископ» 1939 года. В кадре конструкция, которая была разрушена во время штора.

Кто следит за маяками?
Объекты обслуживает инженерная команда. Один из сотрудников — Ринар Садыков, работает на маяках более 25 лет. Он объяснил, что проверяет состояние конструкций, обшивки, следит за работой технического устройства, в том числе заменяет лампы.
— Главное — не бояться высоты и быть в форме, — рассказал он.
В течение года устройство работает в автоматическом режиме, но еженедельно на маяки и светящие знаки приходят специалисты. Некоторые маяки получают в народе имена. Например, Передний маяк Санкт-Петербургского канала зовут «пьяным» — за характерный наклон.









