Кронштадт поднимает паруса: как город-призрак стал туристическим флагманом

Сезон начинается бурно
То количество событий, которые произошли в Кронштадте только за последний месяц, заставит отправиться в путешествие на остров даже заядлого домоседа. Благо и добираться сюда становится всё проще и удобнее.
Этим летом на «Метеоре» до Кронштадта можно доехать не только из Петербурга, но и из Петергофа. Обещают, что скоро корабли будут причаливать и в Ломоносова. Последний раз паром выходил отсюда ещё до постройки дамбы.
В самом городе запустили новые водные маршруты между главными туристическими локациями — парком «Остров фортов», фортом «Константин» и Зимней пристанью, что рядом с Никольским собором. Теперь путь от «Острова фортов» до «Константина» занимает всего 20 минут. А для любителей долгих морских прогулок построили свеженький катамаран «Равелин», который ходит вдоль всей исторической гавани.
На днях в заказнике «Западный Котлин» открыли необычный орнитологический центр. На первом этаже наблюдательной башни выложены атласы местной флоры и фауны, чтобы посетители могли определить, что именно видели на соседней экотропе. А на высоте 12 метров оборудована площадка, откуда открываются шикарные виды на Финский залив и Толбухинский маяк.

А ещё, наконец, открыли для туристов «Петровский док», который заложили по указу Петра I в 1719 году. Это было уникальное сооружение, откуда вода самотёком уходила в специальный бассейн, и при помощи ветряных мельниц всего за сутки спускалась в море. Док работал вплоть до 2006 года, конечно, уже без мельничной тяги, а потом на долгие годы был заброшен и быстро разрушался, пока до него не добрались реставраторы. Теперь здесь формируют музей под открытым небом. История этого дока в чем-то напоминает судьбу самого города.
Не в заводах счастье, а в туристах
Кронштадт, как основная база Балтийского флота, в советское время оставался закрытым для посещений. Когда в середине 90-х военные суда стали постепенно переводить под Калининград, все ограничения сняли. Остров практически опустел: закрывались части, училища, заводы, ветшали дома. Изменилась ситуация только в 2009 году с открытием движения по северному участку дамбы. В город поехали туристы, чтобы полюбоваться старинной застройкой и живописными морскими пейзажами.
С тех пор было много планов, как возродить жизнь в Кронштадте: предлагали развивать судоремонтный завод как градообразующее предприятие или переселить сюда все военно-морские училища Петербурга. Но ничего не сработало, пока в 2019 году Министерство обороны не решило создать здесь туристический кластер «Остров фортов». Тогда идея вызвала много скептических замечаний, особенно у местных жителей, не привыкших к толпам людей на улицах.
Тем не менее, проект пошёл. За год заброшенные территории в Каботажной гавани превратились в благоустроенный парк с арт-объектами, открылись Маяк памяти и Аллея героев. И по итогу сезона, здесь побывало больше 1 млн человек. Потом появился Музей военно-морской славы с первой советской атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол», прогулочная зона на 4 гектара, конгрессно-выставочный центр и многое другое.
В прошлом году в Кронштадт приехали свыше 4,2 млн человек. Для сравнения, Петергоф встретил около 5 млн гостей, а Царское Село — 3,3 млн. Таким образом, якорным проектом для города стал не завод, а туристический кластер, появление которого дало старт преображению всего острова.

Вечная беда — дороги
Вот уже и в новой программе «Экономического и социального развития Санкт-Петербурга» Кронштадт выделен в особую статью как приоритетная территория развития. На его превращение «в туристический и культурный центр национального значения» выделено 6,5 млрд рублей до 2030 года.
Почти половина этих средств пойдёт на обновление транспортной инфраструктуры — наиболее болезненной проблемы для острова. Кронштадтское шоссе остается единственным въездом на Котлин, поэтому здесь всегда стоят изнуряющие пробки. К концу году обстановка должна измениться — завершается масштабная реконструкция развязки с дамбой. Она будет устроена по схеме «клеверный лист» с 10 съездами и двумя новыми магистралями, на одной из которых организуют «выделенку» для общественного транспорта. По заверению властей, работы идут с опережением графика и степень готовности уже превышает 90%. Открытие намечено на ноябрь, а до этого момента ещё придётся немного потерпеть.
Кроме того, скоро для Кронштадтского шоссе сделают «дублёра». Им станет Цитадельская дорога, которая ведёт прямо к «Острову фортов». Сейчас её расширяют, и когда заработают все четыре полосы и оборудуют новые парковки рядом с парком, туристы, наконец, смогут свободно заезжать в исторический центр.
Также в Стратегии развития Петербурга предусмотрено серьёзное финансирование на сохранение памятников истории, а их в этом крохотном городке уже насчитали 230. В ближайшие годы планируется провести большую ревизию сотен зданий, переданных Петербургу Министерством обороны. Большинство из них — памятники архитектуры, которые требуют значительной реставрации. Так что, можно с уверенностью сказать, что количество интересных музеев и культурных пространств в Кронштадте будет только прибавляться.
Ещё в планах Смольного — создать на острове все условия для яхтенного спорта и оборудовать пешеходные зоны вдоль моря. Только на набережную от сквера «Инчхон» до Морского порта протяженностью почти три километра заложено свыше 400 млн. Участок в районе «Острова фортов» уже готов, остальные работы, включая обустройство искусственных прудов, смотровых площадок и велодорожек завершится до конца года.

Чума, порох и вино
Но самая ожидаемая премьера этого года — это, конечно же, открытие знаменитых фортов «Император Александр I» и «Пётр I». Им уже вернули исторический облик начала XX века и сейчас подключают к инженерным сетям. Для этого по дну Финского залива тянут более 11 км труб. Внутри отреставрированных сооружений разместятся выставки, рестораны, концертные площадки и отели.
Так, в «Александре» задумали организовать музей истории борьбы с инфекционными заболеваниями, который будет курировать Роспотребнадзор. Выбор логичный, ведь здесь до революции располагалась Особая лаборатория Императорского Института экспериментальной медицины, изучавшая лекарства против чумы, столбняка, холеры и тифа.
А на территории «Петра I» появятся винные погреба и музей минно-взрывного дела, что тоже символично. Форт строился при первом российском императоре и изначально носил название Цитадель. Однако он сильно пострадал во время того самого наводнения, что описывал Пушкин в «Медном всаднике». В новом здании, возведённом в 1824 году, организовали склады, где хранили, в том числе, и запасы порохов.
Ещё один форт — «Кроншлот» — готовят к открытию в следующем году. Там обещают организовать самую необычную площадку для бракосочетаний и кинотеатр. Всего же в системе оборонительных сооружений Кронштадтской крепости числилось 19 сооружений. Будем надеяться, что со временем, все они будут восстановлены.

Что же касается более планов на 2026 год, то пополнения ждёт единственный в России музей батискафов, что на пристани возле Петровского парка. Должно завершиться строительство океанариума и марина для яхт. Ну и конечно, появятся новые музеи, отели и развлекательные центры.




