Прямой эфир

Сюда не езди и это не носи: какие требования подготовил курьерам Смольный?

Светлана Коваленко
11 июня, 11:22
Комитет по транспорту Смольного определился с тем, где курьерам запретят передвигаться на самокатах и электровелосипедах. Под «табу» попадают практически весь центр, парки, локации многих общественных пространств. Сформулировали чиновники и требования к внешнему виду курьеров: одежда и сумки должны быть без загрязнений и в неких цветовых сочетаниях, позволяющих идентифицировать, кто пожаловал.
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина; ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем, Nikolay Gyngazov/globallookpress.com, flaticon.com/Irvan Kurnianto

Два проекта распоряжений Комитета по транспорту размещены на сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе «антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов». В одном из документов подробно перечисляются локации, где курьерам в принципе запретят ездить на самокатах и электровелосипедах. Те или иные ограничения затронут 11 из 18 районов. Наиболее жесткие запреты ждут теперь центр. В районах, не попавших под ограничения, скорость передвижения ограничат до 20 км/ч.

Во втором проекте распоряжения представлены требования к внешнему виду курьеров, у которых теперь появятся на сумках читаемые идентификационные номера, а одежда должна быть опрятной без внешних загрязнений. Особые пожелания к тем, кто работает по ночам.

Где-то тотально, где-то локально?

Ограничения на передвижение курьеров на СИМ предлагается ввести, в частности, в Адмиралтейском, Василеостровском, Кировском, Колпинском, Кронштадтском, Курортном, Московском, Петроградском, Петродворцовом, Приморском и Центральном районах.

Здесь важно разъяснить следующий принципиальный момент. В документе не упоминаются «муниципальные округа» как таковые. Используется термин «зоны», в рамках которых идет длинное перечисление маршрутов. Они пролегают, в том числе, по неким «осям» улиц и набережных.

Причем для центра название этих зон совпадает с наименованием муниципальных образований. А для более отдаленных районов уже таких отсылок нет. Там речь идет о названии зон с привязкой к более или менее понятным конкретным локациям.

Например, на Васильевском острове перечисляются: «Муниципальный округ № 7», «Васильевский», «Гавань», «Морской», «Остров Декабристов».

Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Для Кировского района называется зона «Канонерский тоннель». Такого МО в Петербурге нет, затее в тексте есть пометка, что речь идет именно о Канонерском тоннеле.

В «Адмиралтейском районе» в списке «Адмиралтейский округ», «Сенной округ», «Семеновский», «Коломна», «Измайловское», «Екатерингофский». При этом, например, как следует из описания под запрет попадает зона около «Новой Голландии», на сам остров въезд теперь тоже закрыт,

В Московском районе под «зоной Победы» понимается территория музея «Монумента героическим защитникам Ленинграда». В Курортном районе указывается парк Дубки.

На Петроградской стороне в черном списке «Введенский», «Кронверкское», «Посадский», «Аптекарский остров», «Петровский», «Чкаловское».

Для Приморского района обозначена зона «Парк 300-летия Петербурга». Такого МО не существует.

В центре запрет предлагают распространить на «Дворцовый округ», «Муниципальный округ № 78», «Литейный округ», «Смольнинское», «Лиговка-Ямская», «Владимирский округ».

При этом в Петродворцовом районе есть опять же указание на ГМЗ «Петергоф», Дворцовую и Разводные площади, улицу Морского десанта.

Главное, чтобы костюмчик был опрятный?

В требованиях к внешнему виду курьеров много внимания обращается на идентификационные номера, вплоть до указания конкретного шрифта.

— Цифры и буквы идентификационного номера должны выполняться шрифтом ЖР5 по ГОСТ 3489.2-71. Шрифты типографские. Гарнитура Журнальная рубленая (для алфавитов на русской и латинской графических основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта, — отмечается в проекте постановления.

Номера должны быть читаемые, размещаться как на СИМ, где они разрешены, так и на сумке работника. В последнем варианте предусмотрено несколько мест размещения. Это верхняя часть крышки, вдоль бокового края, на обеих боковых стенках. Надо ли это все столько раз дублировать, из документа не следует.

Фото: Pogiba Alexandra/globallookpress.com
Фото: Pogiba Alexandra/globallookpress.com

Курьер должен обладать опрятным внешним видом, использовать одежду, сумку, СИМ при наличии, без «видимых загрязнений и повреждений». Что под этим подразумевается, разъяснений не следует.

При этом одежда должна обеспечивать возможность идентификации курьера «как лица, осуществляющего доставку, в том числе по цвету (сочетанию цветов), символике с обозначением характерных символов, личной идентификационной карточке (бейджу), иными способами, обеспечивающими достижение цели». Опять же прямой речи о введении некоей единой униформы в документе не идет.

В темное время суток курьерам придется носить одежду со светоотражающими элементами.

Каждый раз переодеваться?

Как пояснил заместитель председателя Комитета по транспорту Михаил Казаков, логика с предлагаемыми запретами на передвижение курьеров основывается на обращениях петербуржцев.

— Соответственно, это пожелания наших жителей и статистика по ДТП с участием курьеров. Здесь будет пересечение с запретами СИМов (для населения в целом — прим. редакции), потому что здесь как раз в этих зонах бывают наиболее резонансные случаи, — пояснил он.

Как добавил Михаил Казаков, в истории с внешним видом курьеров критично наличие идентификационного номера на сумке. Это необходимо для контроля над курьерами совместно со службами доставки и обеспечения безопасности для горожан.

— Например, нередко, к сожалению, случаются ситуации, когда те же курьеры пытаются скрыться с места ДТП. Теперь их можно будет идентифицировать и быстро найти. Мы считаем, что идентификационные номера должны выдаваться по аналогии с номерами для транспортных средств, — отметил он.

В перспективе в Северной столице могут появиться и «черные» и «белые» списки курьеров.

Опрошенные эксперты подчёркивают: требования к серьезным ограничениям передвижения курьеров на СИМ в центре вполне понятны. В центральных районах улицы и так узкие.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников констатирует: регулировать ставшую теперь массовой историю с курьерами, конечно, надо, никто с этим спорить не будет. Вряд ли в Смольном предварительно не прорабатывали вопрос с конкретными зонами запрета на передвижения и не проводили какие-то расчеты. Конечно, они были.

По мнению эксперта, очевидно и то, что идентификационные номера тоже необходимо внедрить.

— Это, действительно, теперь вопрос всеобщей безопасности с учетом колоссального количества ДТП, да и не только.
Есть вещи, с которыми я не совсем согласен. Например, это запрет на передвижение на скорости более 20 км/ч. На территориях массового скопления людей — это вполне оправданная мера. Но если мы говорим о городских окраинах, особенно в ночное время, то такие ужесточения не вполне оправданы. Важно и то, что по-хорошему эта история не должна закончиться только теми или иными запретами. Она должна вылиться в комплексный подход к развитию инфраструктуры для велосипедистов и пользователей СИМ, — рассуждает Илья Резников.

Гораздо больше вопросов к требованиям по внешнему виду курьеров. Как напоминает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, иногда даже в крупных продуктовых сетях можно встретить работников без формы, либо в откровенно грязной одежде.

— Здесь должна быть какая-то справедливость тогда для всех. При этом надо понимать, что те же курьеры достаточно часто доставляют товары в плохую погоду, в тот же дождь. Остаться опрятным в такой ситуации крайне сложно. И что тогда, идти тут же переодеваться по несколько раз на дню, чтобы быть опрятным и во всем отглаженном? Не могут быть абсолютно чистыми и машины, СИМ. Они ездят по улицам. Но, конечно, они должны находиться в нормативном рабочем состоянии, — задаётся вопросом Михаил Лачугин.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Теперь в Смольном обещают в течение ближайших двух недель плотно работать с обращениями петербуржцев, выступающих за те или иные конкретные локации для ограничения движений курьерам.