Богатый? Плати! Спасут ли налоги для «богатых бездельников» Соцфонд и ОМС

Налог на тунеядство
Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов обратил внимание на проблему, как он их назвал, «профессиональных бездельников» — неработающих обеспеченных людей. К ним он отнёс рантье, то есть тех, кто живёт на деньги со сдачи в аренду квартиры, детей богатых родителей и домохозяек. Проблему эту он связывает с перегретым рынком труда, где массово не хватает рабочих рук, и теневыми доходами означенных граждан.
При этом эксперт указывает, что попытка вовлечь таких людей в трудовую деятельность нереализуема, поскольку им это не нужно — их дохода хватает для жизни. Однако поскольку их доходы теневые, как часто бывает с рантье, Александр Сафонов предложил в качестве меры обеления ввести для них обязательные страховых взносов в систему ОМС и уплату фиксированного подоходного налога в случае, если не представлены доказательства законного происхождения средств, на которые эти граждане живут.
Аналогичную меру эксперт предлагает применять к «профессиональным бездельникам», то есть детям богатых родителей, домохозяйкам и прочим иждивенцам, за исключением тех, кто ухаживает за инвалидами, и многодетных родителей.
— Всё-таки общество в рамках социальной справедливости может предъявить им требования в софинансировании системы здравоохранения и общей инфраструктуры. Да, они проживают в собственных домах, но используют дороги, коммунальные мощности наравне с теми, кто это профинансировал через уплату НДФЛ, — указал Александр Сафонов.
Тема сама по себе острая и конфликтная, ведь люди, которым не требуется работать для того, чтобы обеспечивать комфортный уровень жизни, сами по себе вызывают и зависть, и стремление «отнять и поделить» ради всеобщего блага. Однако эксперт предлагает меры, которые выходят во вполне легальное — законодательное — поле, и именно с точки зрения законодательства их и следует рассматривать.

Опрошенные 78.ru эксперты назвали предложение спикера именно с точки зрения закона популистским. Причин тому две: первая — оно требует не только изменений законодательства, но и сложного определения, для кого оно будет действовать, а вторая — странность отсылки именно к НДФЛ, который расшифровывается как «налог на доходы физических лиц».
— Считаю, что данная инициатива весьма сомнительна с точки зрения эффективности. Эта инициатива потребовала бы существенных изменений в законодательстве при её реализации. Также возник бы целый ряд вопросов, к примеру, как отделить тех, кого условно называют рантье и кто живёт на ранее полученные доходы, от тех, кто не имеет дохода, довольствуется малым, не хочет работать. За безделье у нас не предусмотрена ответственность. И если человек действительно не имеет источника дохода, не имеет теневого дохода, то, облагая его дополнительным налогом, просто создадим безнадёжные взыскания, долги, которые в итоге не будут получены государством по причине того, что у человека этой суммы просто не будет, — пояснил в беседе с 78.ru руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин.
В самом деле, статья за тунеядство канула в Лету вместе с Советским Союзом: сегодня никого нельзя обязать трудиться, если человек этого не хочет — каждый сам волен выбирать, что делать со своей жизнью и трудовой деятельностью. Кроме того, обложить таких людей налогом на доходы невозможно чисто юридически — ведь доходов у них нет. Поэтому для реализации идеи пришлось бы снова ввести налог на безделие, вынуждающий идти работать, а это противоречит сути рыночной экономики.
Однако, как сообщает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, неработающее население в России на начало 2024 года составляло 79,9 млн человек — это больше половины от общей численности россиян. Около 30 млн из них — дети, 33 млн — неработающие пенсионеры. Остальные же, получается, либо работают «в чёрную», не платя налоги и взносы, либо не работают вовсе — а это почти 17 млн человек. И за каждого из них взносы в систему ОМС платят регионы — из общего бюджета, который формируется из налогов добросовестных граждан и бизнеса.

Папа и денежка
Но сколько на самом деле среди этих 17 млн «профессиональных бездельников» и рантье, которые работают «в чёрную», не платя налоги со своего бизнеса? Доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Президентской академии в Санкт-Петербурге Артём Голубев усомнился в том, что их на самом деле так уж много.
— Если мы говорим о состоятельных бездельниках, то в основном они, конечно, располагаются в мегаполисах, и чаще всего это Москва, в меньшей степени Петербург и ещё в меньшей степени остальные мегаполисы. Состоятельные или богатые бездельники в регионах — это в основном дети предпринимателей большой руки. То есть на самом деле это не такой большой объём людей, — констатировал эксперт.
Если же говорить о «теневых» рантье, то указывается обычно весомая цифра в 1,5 млн человек. Однако эксперт отмечает: нередко это бабушки, которые сдают квартиры, чтобы иметь «копеечку» к пенсии. Конечно, если речь идёт о квартире в Москве, это уже далеко не «копеечка», но учитывая размер пенсии в стране, доход со сдачи в аренду квартиры может быть существенной поддержкой для людей, указал Артём Голубев.
Обкладывать такие доходы дополнительным безусловным налогом было бы странно, тем более что соответствующий налог уже существует — тот самый НДФЛ, который платят, когда сдают квартиры в аренду легально. Таким образом, в случае рантье речь скорее идёт о совершенствовании системы выявления теневых доходов, нежели о каких-то новых налогах.
— Рантье обязаны платить налоги. Наверное, тут скорее задача налоговых органов в том, чтобы ни один такой получатель доходов от сдачи в аренду не остался без уплаты налогов, — отметил эксперт.
Что же касается инфраструктуры и ОМС, взносы в которые не платят «профессиональные бездельники», то, как признаёт Артём Голубев, денег действительно много не бывает, и конечно, хотелось бы, чтобы такие люди эти взносы платили. Однако возникает вопрос: пользуются ли «богатые бездельники» соответствующими социальными системами? Не секрет, что состоятельные люди нечасто посещают обычные поликлиники, предпочитая им частных врачей с платными приёмами. Пенсия же им и вовсе не положена, кроме социальной, если у них не формируется трудовой стаж и отчисления в Социальный фонд они не делают, да и вряд ли люди с большими доходами рассчитывают на условную сумму в 20 тысяч рублей, констатировал эксперт.
— Некорректно использовать такое слово, как НДФЛ — налог на доходы физических лиц, если у людей нет доходов, просто, условно говоря, папа даёт денежку на жизнь. Доходом официальным или неофициальным это не является, просто такие люди — иждивенцы, — указал Артём Голубев.

Отметим также, что для того, чтобы у условного «папы» появились деньги на содержание иждивенцев, он должен получить доход — и с него заплатить налог, как и все граждане. Поэтому нельзя сказать, что люди, которые живут за счёт других, неважно, дети это или супруги состоятельных граждан, в самом деле как-то «обкрадывают» налоговую систему, просто платят по факту не они, а те, кто их содержит.
Кроме того, даже если богатые люди не делают взносы в систему ОМС, они оплачивают социальные блага другим образом, который людям со средней зарплатой обычно недоступен. Артём Голубев привёл в качестве примера «налог на роскошь».
— Во всём продвинутом мире этими вопросами занимаются десятки лет, в первую очередь, естественно, западные страны. Богатство оценивают не по доходам, а по расходам, тратам. Речь идёт о налоге на роскошь. То есть, условно говоря, покупаешь дорогой автомобиль, и налог на него совершенно иной. В России, в принципе, аналогичная ситуация, — пояснил эксперт.
В нашей стране официально налога на роскошь нет, хотя такие законопроекты периодически вносят на рассмотрение в Госдуму. Последний подобный случай был совсем недавно: председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов предложил ввести новые ставки НДФЛ — 25% на доходы от 250 млн до 300 млн рублей в год и 35% для более высоких доходов, а также налог на роскошь и налог на состояние, вплоть до 35%.
Однако за обладание дорогими предметами действительно приходится платить больше уже сегодня: повышенный транспортный налог платят владельцы премиальных авто стоимостью от 10 до 15 млн рублей, также повышенный налог уплачивают владельцы недвижимости или земли, которые стоят более 300 млн рублей по кадастру. Кроме того, действует прогрессивная шкала налогообложения, которая также зависит от доходов, и налог на доход с вкладов.

Инструменты есть, важно их применять
Предложение о нормативном НДФЛ для «богатых бездельников», помимо сомнительности с точки зрения закона, также потребует много усилий — ведь тех, кто имеет накопленные доходы, потребуется выявлять, указал Сергей Елин.
— Но вопрос, насколько это будет эффективно. Не будут ли затраты на выявление и администрирование вопроса выше поступлений в бюджет от таких налогов, — отметил эксперт.
Поэтому вместо того, чтобы вводить новые налоги и фиксированные платежи, опрошенные 78.ru эксперты указали на необходимость совершенствования существующей системы. Прежде всего необходимо проанализировать источники формирования накопленных доходов — для бюджета это было бы гораздо эффективней, уверен Сергей Елин.
— Были ли эти доходы задекларированы ранее, присутствуют или отсутствуют теневые доходы. Соответственно, обложение этих доходов налогом могло бы дать существенное поступление в бюджет, несопоставимое с размером минимальных отчислений в виде фиксированных платежей, которые будет сложно дифференцировать, определив, кто рантье, а кто действительно не имеет возможности найти работу или не хочет, — указал эксперт.
Артём Голубев обратил внимание, что сегодня Федеральная налоговая служба работает крайне эффективно и в рамках существующей системы утаить какие-либо доходы сложно. Конечно, есть способы, но налоговики о них знают и успешно выявляют, о чём говорит и существенно повысившаяся собираемость налогов. Утаить действительно большие доходы сегодня очень и очень трудно, а потому эксперт видит для решения проблемы «богатых бездельников» два пути: повышение прозрачности системы налогообложения и усиление в виде налога на роскошь.
— Если мы говорим именно про «богатых бездельников», то, как правило, они сорят деньгами, покупают что-то дорогое. Поэтому стоит смотреть в этом направлении. Либо же увеличивать прозрачность системы, если она ещё где-то хромает. Например, если действительно значительная часть сдающих в аренду недвижимость остаётся в тени, то задача государства работать здесь, а не придумывать НДФЛ на доходы, которых не существует, — отметил Артём Голубев.

Сергей Елин также указал, что для решения проблемы необходимо совершенствовать правоприменительную практику и налоговое администрирование. Более того, работа в данном направлении уже ведётся — идёт борьба с теневыми доходами и с незарегистрированной трудовой занятостью, помогут и внесённые в 2025 году изменения в законодательство.
Таким образом, можно констатировать, что на деле у государства уже есть достаточно инструментов для сбора налогов с «богатых бездельников» и даже «теневых» рантье. Часть из них, вроде неофициального налога на роскошь, уже успешно применяется, часть только ждёт своего часа и правоприменительной практики. Создавать же над ними новую «надстройку» в виде «фиксированного НДФЛ» не имеет смысла, какой бы «социально справедливой» она ни казалась.