Какие 10 новых станций метро могут быть открыты в ближайшую «пятилетку» в Петербурге?

О планах по открытию 10 новых станций метрополитена губернатор Петербурга Александр Беглов рассказал ходе ежегодного отчета 2025 в ЗакСе. Глава Северной столицы упомянул две станции строящейся новой Красносельско-Калининской линии, или коричневой ветки метрополитена. Речь шла также о том, что подземка должна «дотянуться» также до аэропорта «Пулково» и КВЦ «Экспофорум».
Александр Беглов особо подчеркнул, что кризисные проблемы в отрасли удалось преодолеть и теперь начинаются полноценные работы по строительству городской подземки.
На днях градоначальник уточнил, что в завершающей стадии находятся отделочные работы для станции «Юго-Западная» (другое название «Казаковская» — прим. редакции) Красносельско-Калининской линии, для дальнейшее пробивки которой «Обуховский завод» завершил недавно изготовление двух проходческих щитов. Ввести эти механизмы в эксплуатацию должны теперь до конца 2025 года.

В свою очередь, спикер ЗакСа Александр Бельских анонсировал появление некой петли подземки на юг к аэропорту «Пулково» и КВЦ «Экспофорум». Он дал понять, что этим направлением займется новый подрядчик, а не АО «Метрострой Северной столицы». Примечательно, что если в перспективной схеме развития городской подземки этой компании будущие станции Красносельско-Калининской линии обозначены пунктиром, то о потенциальных направлениях на юг в документе упоминаний нет.
Пока аппендикс на 2 станции?
Как отмечают в Смольном, на станции «Юго-Западная» сейчас завершена отделка кассового зала и смонтировано стеклянное панно над эскалаторами, которые тоже уже установлены вместе с балюстрадами и светильниками. Готов и купол шестиэтажного здания, в котором разместится вестибюль. Проведено остекление, установлены двери.
При этом, 29 марта по тоннелю новой Красносельско-Калининской линии прошел первый технический состав, хозяйственный поезд, состоящий из нескольких мотовозов и платформ. Он преодолел путь от «Нарвской» (Кировско-Выборгская линия, красная ветка) до «Юго-Западной», миновав «Путиловскую». Состав доставил необходимое метростроителям трансформаторное оборудование. Поясним, технические поезда движутся по своим особым внутренним, а не пассажирским маршрутам.
Фактически же в 2025-м для коричневой ветки планируется открытие небольшого участка, «аппендикса» между «Юго-Западной» и «Путиловской». Правда, со второй станции запланирована пересадка на «Кировский завод» красной линии.
Вестибюль «Юго-Западной» располагается на пересечении улиц Маршала Казакова и Маршала Жукова, «Путиловской» — на улице Васи Алексеева между проспектом стачек и улицей Маршала Говорова.

Щиты отправляются в путь?
Для пробивки тоннелей будущих станций Красносельско-Калининской линии сейчас «Обуховским заводом» изготовлены два проходческих щита диаметром 5,6 м.
Как уточняют в Смольном, до конца 2025 года объекты планируется ввести в эксплуатацию для проходки дистанции между «Путиловской» и «Каретной» («Обводный канал-2», второе название). На этом отрезке должны появиться также станции «Броневая», «Заставская» (ранее «Черниговская» с переходом на «Московские ворота» синей ветки), «Боровая».
Как поясняют собеседники, проходческие щиты устроены таким образом, что если они уже смонтированы и приступили к работе, то изъять их из земли практически не представляется возможным. Во-первых, грубо говоря, такие механизмы двигаются только вперед за счет закрепления устройства за уже смонтированные кольца тоннеля и не могут вернуться назад. Кроме того, для изъятия щитов необходимо создавать подземные камеры, опять же очень примитивно выражаясь, некие гигантские котлованы. Это крайне проблематично в локациях массовой жилой, и не только застройки.
Если финансирование по каким-то причинам прекращается, то щиты просто оставляют в земле, а уже построенные участки тоннелей замораживают. Так происходило в 90-ые года прошлого века.
От «Каретной» Красносельско-Калининская линия должна устремиться далее в центр. Там в планах есть «Лиговский проспект -2», «Знаменская», «Суворовская», а затем в совсем отдаленных перспективах ветка «вынырнет» на в Ручьях. На востоке после «Юго-Западной» линия «поедет» до «Сосновой поляны» через «Брестскую», «Улицу Доблести», «Петергофское шоссе». Отсюда, собственно и название линии. Но когда она доберется конечных точек, пока информации нет.
В дальнейший забег?
В списке ключевых объектов АО «Метрострой Северной столицы» значится станция метро «Богатырская» Невско-Василеостровской линии, или же зеленой ветки.

Об этом объекте информации на сайте компании крайне мало. Лишь обозначается, что это будет вторая станция зеленой ветки в Приморском районе после «Беговой». Для неё получено разрешение на строительство. Имеется и краткий примерный адрес расположения вестибюля: пересечение Туристкой улицы и Богатырского проспекта.
Далее на север за «Богатырской» в перспективе должна появиться «Планерная» (она же «Каменка» и «Зоопарк»), хотя в перечне ключевых объектов ее нет.
Здесь стоит прояснить один важный момент. В октябре прошлого года неожиданно всплыла старинная история с перспективами строительства нового Зоопарка. Этот проект столько раз клали под сукно, и столько раз реанимировали, что не помнят уже даже эксперты.
Осенью 2024-го вице-губернатор Николай Линченко заверял: имеется некая «перспективная локация, которая соответствует нормативам транспортной обеспеченности как по улично-дорожной сети, так и по внеуличному транспорту». Согласуется эта территория и с планами по строительству городской подземки.
В строительном блоке ссылались тогда на постановление правительства от 2010-года об утверждении ППТ для территории нового зоопарка в 280 га в Юнтолово.
В начале прошлого года в Смольном заявляли, что эти станции должны появиться в период до 2030-го года.
Избавиться от «призрака»?
Ключевым объектом АО «Метрострой Северной столицы» считает и многострадальную «Театральную», которая по существу построена под землей, функционирует в режиме «на проход» до «Горного института» Лахтинско-Правобережной линии, или оранжевой ветки.
Проблема заключается в том, что для станции до сих пор нет определенности с тем, где разместить наземный вестибюль со входами и выходами.
Против размещения такого объекта на Театральной площади в свое время высказывался руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, ссылавшийся, что историческое здание и так ходит ходуном из-за строительных работ. Скандал возник с собственниками дома быта на Лермонтовском проспекте. Владельцы «квадратов» посетовали на перспективы закрытия объектов малого и среднего бизнеса, располагающегося в строении, из-за возможного снижения доходов.

Недавно, 20 мая, против сноса АЗС, располагающейся около Консерватории им. Римского-Корсакова, выступили представители «Роснефти». Они мотивировали свой отказ тем, что в этой точке заправляются представители госструктур и правоохранительных органов.
В ответ на это спикер ЗакСа Александр Бельский в эфире КП от 22 мая призвал руководство компании вспомнить свои петербургские корни и пойти навстречу жителям и гостям Северной столицы, нуждающимся в этой станции. При этом Александр Бельский пообещал, что так или иначе проблема будет решена. Станцию в полноценном формате хотят открыть к 2029-м.
В режиме «на проход» или «объектов-призраков» достаточно долго функционировала «Адмиралтейская», столкнувшаяся в свое время с примерно аналогичными проблемами.
Петляющими маршрутами?
В этом же эфире КП Александр Бельский упомянул и некий проект создания петляющего маршрута линии на юге для обеспечения транспортной доступности аэропорта «Пулково» и КВЦ «Экспофорум». Он особо подчеркнул, что процесс находится на стали предпроекта, и, скорее всего, к нему будет привлекаться «новый подрядчик», а не АО «Метрострой Северной столицы». Как утверждают городские СМИ, теоретически речь может идти о московском «БТС-Мост», который уже проектирует и строит депо «Красносельское».
«Петля» или «круг» стартуют от «Проспекта ветеранов», заглянут в «Ульянку», «Авиагородок», собственно «Пулково», «Пулковские высоты», обогнут «Экспофорум», затем вернутся к локациям около «Пулково» и «вырулят» около «Звездно».
Здесь также важно пояснить еще один принципиальный момент.
Еще 31 марта этого года на сайте Смольного появилось сообщение о том, что городским правительством утвержден проект планировки с территории для участка Кировско-Выборгской линии подземки от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Проспект Маршала Жукова». Направление это развивается по поручению президента РФ Владимира Путина.
— Мы запланировали ряд важных проектов. Самое главное, должно быть выполнено поручение Президента и построена линия метро до Пулково. Дальше она пойдет к «Экспофоруму» и Технологической долине, — приводилась на сайте Смольного цитата Александра Беглова.

Есть на сайте Смольного и раздел «Проекты Петербурга» с подразделом «Развитие метрополитена».
Там обозначены задачи развития подземки до 2030 года и тоже указывается необходимость открыть 10 новых станций. Продление Кировско-Выборгской линии связывается на этот период с ее прохождением через аэропорт «Пулково», КВЦ «Экспофорум», историческую часть Царского Села и выходом к Технологической долине и новым жилым кварталам Пушкинского района, обеспечив транспортную доступность города-спутника Южный.




