«Они всегда со мной»: почему «петербургский душитель» признался в ещё двух убийствах

Сегодня, 21 апреля, в одном из судов Северной столицы, как и почти 20 лет назад, слушалось дело «петербургского душителя» Дмитро Вороненко. Маньяк, который убивал и насиловал девушек и девочек в Северной столице в «нулевые», был пойман и получил пожизненный срок ещё в 2008 году. Спустя 18 лет Вороненко признался ещё в двух зверских расправах, в том числе и над 12-летним ребёнком.
«Романтик», мигрант, некрофил и вор-неудачник
Орудовал Вороненко в период с конца 2005-го до 2008-го. За это время, по обновлённым данным, он убил шесть девушек и девочек. За месяц до убийства 12-летней девочки, о котором он расскажет только через 18 лет, он пытался задушить 17-летнюю, которую изнасиловал, но она выжила. Тут важная деталь почерка, которая связала серию — Дмитро сначала убивал своих жертв. Только потом ему хватало духу на сексуальное насилие.

Первой жертвой до свежих признаний считалась 11-летняя девочка Лида, чьё тело нашли в подвале дома на проспекте Стачек в декабре 2006-го. Следующая, 19-летняя Катя, была убита в январе 2007-го. В марте того же года по схожему сценарию (предложил проводить и дождался, пока они будут в безлюдном месте) Вороненко убил 20-летнюю Алёну, а последней жертвой стала 12-летняя девочка. Попался Дмитро благодаря элементарной жадности: украл телефон последней убитой. Устройство смогли отследить, а потом просто показывали фоторобот убийцы чуть ли не каждому прохожему в районе, пока зверя не опознали.
Чудовищем, которое в СМИ тогда называли «петербургским душителем», оказался Дмитро Вороненко — уроженец Киргизии 1971 года рождения с украинским паспортом, который перебрался в Петербург. По данным KP.ru, уже к тому моменту это был опасный рецидивист — сидел в 80-е за кражу, потом в начале нулевых за изнасилование ребёнка, но отсидел всего лишь 3,5 года.
— Я же вроде не дурак, почему это всё совершил, до сих пор не могу себе объяснить, — скажет Вороненко на следственном эксперименте, спустя годы признаваясь ещё в двух убийствах.

Можно сказать, что лукавит. С большой долей вероятности можно сказать — убивал девушек Вороненко за свои грехи, потому что был истеричным неудачником-ревнивцем. Преступления совпадали по датам с днями, когда он ссорился со своей любовницей — находил невысоких блондинок, не гнушаясь детьми, убивал, насиловал, а потом возвращался с цветами и извинениями к своей пассии.
Крокодиловы слёзы «уверовавшего»
В прошлом году, когда он решил признаться ещё в двух расправах, он объяснил своё желание следователям внезапной религиозностью — якобы изменился, сидя на пожизненном.
— Я уверовал в Господа Иисуса Христа и начал молиться, поговорив со священником на исповеди, о покаянии души рабов божьих, мною убиенных. И вот я с 2010 года молюсь. Они всегда со мной, – заявлял он на следственных экспериментах (имея ввиду свой молитвослов с именами близких и своих жертв), фрагменты которых в региональном управлении СК РФ предоставили 78.ru.

Более того, размышляя об убиенных, маньяк-некрофил даже расплакался, как раз сетуя на то, что «не дурак» и не знает, зачем творил зверства. Однако его тон меняется, когда он говорит о конкретных жертвах. Своего первого убитого ребёнка, 12-летнюю девочку по имени Людмила — он даже по имени не знал. В своём «списке для молитвы» Вороненко её обозначал как «рабу божию, имя которой ты знаешь, Господи».
Почерк этого убийства узнаваемый: он подкараулил девочку в районе свалки запчастей неподалёку от моста через реку с жутким в контексте названием Красненькая.

Там он набросился на жертву сзади, придушил, пока девочка не потеряла сознание, затем оттащил подальше, где уже набросил ей на шею пояс и завершил дело. Над телом надругался дважды.

Произошло это в сентябре 2006-го. Как оказалось, у него к тому моменту уже было не только нападение, когда жертва выжила, но и другая убитая.
Оскал от загнанного в «клетку»
Во многом из-за рассказа о ней в его слёзы на допросах верится с трудом. Факторов для недоверия, конечно, несколько. Первый, чисто субъективный и эмоциональный, который не проговорить нельзя — да какая разница, сожалеет ли он?!

Второй фактор — «молился» с 2010-го, но ещё 14 лет молчал? Третий — само поведение Вороненко на следственных экспериментах. О другой своей ранее неизвестной жертве, Оксане, первой, кого он убил ещё зимой 2005–2006-го, вспоминает крайне любопытно — чуть ли не её обвиняет в произошедшем. Познакомились они неподалёку от Полежаевского парка.
Разговорились, купили выпить, маньяк тогда в очередной раз поругался со своей девушкой, его жертва, как он понял, тоже была в расстроенных чувствах. Говорили о жизни, гуляли по парку. А затем спонтанное «свидание» приобрело, по словам Вороненко, неожиданный оборот:
— Такое у нас было настроение плохое: пили джин-тоник и рассказывали друг другу жизненные ситуации. Потом что-то, я не знаю, начали целоваться. Она полезла мне в штаны, начала ласкать, а потом сдавила так сильно, что мне стало больно. Я схватил её за горло и начал душить — она обмякла. Я был злой, взвинченный, мне было очень больно. Снял с неё джинсы, под джинсами колготки увидел. Хотел джинсы завязать на горле, увидел колготки, снял их и завязал. Ушёл по тропинкам, — рассказал Вороненко об этом убийстве следователям, добавив, что ночь после этого провёл в лифте окрестной многоэтажки.

Тяжело не отметить, что вспоминая о выборе орудия удушения, Дмитро не может сдержаться, расплываясь в улыбке, даже издав что-то похожее на смешок. Это не говоря о том, что вся история выставляет, по сути, его жертвой домогательств, так что в реальности всё могло быть совсем не так.
Вот такое «раскаяние перед Богом», из-за которого куда жизнеспособнее выглядит другой ответ на вопрос, почему во всём сознался — погулять на воле захотел напоследок.

Новым приговором к его сроку добавили 18 лет. Впрочем, для убийцы это разницы никакой не делает.
— С учётом позиции государственного обвинителя виновный приговорён к 18 годам лишения свободы, а по совокупности преступлений — к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, — сообщили в пресс-службе прокуратуры Петербурга.




