Прямой эфир

Ежовые рукавицы власти: сможет ли госрегулирование цен предотвратить картофельный кризис

Лилия Батршина
7 апреля, 14:41
К весенним скачкам цен на овощи россияне давно привыкли, однако 2025 год подбросил неожиданный сюрприз в виде резкого роста цен на отечественный картофель. С чем связано это повышение, так ли оно неожиданно и требует ли серьёзных мер от правительства? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: Petrov Sergey/globallookpress.com, freepik.com/stockking, ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов, flaticon.com/Freepik

Виноват не только урожай?

Весна — традиционное время роста цен на овощи: прошлогодний урожай распродан, нового ещё нет, а импорт по понятным причинам обходится дороже. При этом спрос обычно не падает, особенно на такие базовые, недорогие и потому присутствующие в рационе большинства россиян овощи, как картофель. Потому цены в моменте растут, пока не появляется приток нового урожая, а затем постепенно идут на спад.

Однако в 2025 году рост цен на картофель неприятно поражает: уже не первую неделю они растут скачкообразно, по 4% за неделю. Кроме того, и в прошлом году ситуация с картофелем была похожей — согласно данным Росстата, за весь 2024 год цены на него выросли на 92%, в среднем с 28 до 57 рублей за килограмм. А в начале 2025 года рост продолжился и уже набрал больше 20% к прошлогоднему уровню.

Эксперты отмечают, что объективные причины для этого у картофеля есть. Прежде всего это уже упомянутый сезонный фактор, однако, как указала доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих в беседе с 78.ru, наблюдаемая сейчас ситуация несколько выходит за привычные рамки.

— Не нужно забывать, что в прошлом году у нас был урожай картошки меньше, соответственно, запасов в хранилищах меньше, и по этой причине продукции немного меньше, а цена на неё в связи с этим чуть выше, — напомнил в разговоре с 78.ru независимый эксперт по ретейлу Михаил Лачугин.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Действительно, 2024 год оказался неудачным для производителей картофеля: из-за погодных условий они собрали его на 1 млн тонн меньше, чем в предыдущем, 2023 году. Однако в Минсельхозе РФ указали, что это не критично, а урожай-2024 кажется не таким большим только на фоне высокого урожая 2023 года. В целом же за 2024 год урожай достиг средних значений.

Тем не менее, чтобы предотвратить нехватку овоща на полках магазинов и рост цен, правительство приняло упреждающие меры: с января и до июля 2025 года действуют льготные пошлины на ввоз картофеля из-за рубежа. Но панацеей это не стало, хотя импортный картофель и впрямь оказался на прилавках — ведь импортные поставки всегда дороже. Свою лепту внесла и инфляция, напомнил Михаил Лачугин.

— Инфляция действительно сказалась. Скажу банальную вещь, которую всегда говорю в таких случаях: когда растут все сопутствующие издержки на технику, на семена, которые в основном у нас иностранные, на фонд оплаты труда, на логистику, на упаковку продукции — естественно, всё это тоже закладывается в конечную цену, — отметил эксперт.

На издержки поставщиков и продавцов обращали внимание в правительстве: так, премьер-министр Михаил Мишустин отмечал, что в некоторых случаях маржа на товары достигает 50% (данные ФАС, которая проводила мониторинг рыбной продукции). С картофелем маржа не настолько высокая, однако услуги по логистике, мытью и упаковке обязательно закладываются в конечную цену. И возможно, что в серьёзном росте цен есть вина не только объективных факторов.

Так, Линда Рыжих указала, что снижение урожая и рост цен на импортный картофель, конечно, сыграли свою роль. Кроме того, налицо и дисбаланс спроса и предложения на рынке, то есть люди с невысокими доходами стали покупать картофеля больше, в то время как самого продукта на полках стало меньше. Однако цены выросли всё же слишком сильно, чтобы остановиться только на этих факторах.

— Определённый рост цен на импортный картофель на фоне снижения предложения отечественного отчасти можно объяснить повышением издержек на логистику. Тем не менее проблема в том, что подорожание именно отечественного картофеля вызывает недоумение. Можно предположить, что одной из причин нарушения ценового равновесия является недобросовестное конкурентное поведение ряда участников рынка, — отметила Линда Рыжих.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Вероятно, похожими соображениями руководствовался вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, когда обратился к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову с просьбой ввести временное ограничение цен на картофель.

Железная рука государства

Тема госрегулирования цен на продукты не нова: так, ещё в сентябре 2024 года депутаты от «Справедливой России» вносили в Госдуму законопроект об ограничении наценки ретейлеров на социально значимые товары в пределах 5%. Тогда этот проект родился из-за резкого роста цен на мясо курицы и яйца, спровоцированного, с одной стороны, эпидемией птичьего гриппа, а с другой — картельным сговором, который выявила ФАС.

Сегодня тема госрегулирования тоже поднимается не на пустом месте, указала Линда Рыжих.

— Государственное регулирование цен, как правило, вводится в том случае, когда необходимо обеспечить для потребителей доступность социально значимых товаров (таким образом правительство комплексом определённых мер может ограничить на определённом этапе рост цен на продукты первой необходимости). Кроме того, с помощью сдерживания цен государство может контролировать товарооборот отдельных видов продукции, регулируя объёмы её предложения, — разъяснила эксперт.

По её словам, картофель, конечно, относится к социально значимой продукции, а ситуация с ценами на него действительно является на данный момент основанием для вмешательства государства. При этом, по мнению Линды Рыжих, в экономическом плане на деятельности продавцов госрегулирование существенно не отразится.

— Да, отношение продавцов к таким действиям государства не всегда бывает положительным, так как считается, что эти меры могут привести к дефициту товара, а сами продавцы грозятся перейти на теневые рынки. Однако в случае с картофелем такого не будет, — уверена она.

Михаил Лачугин не столь оптимистичен: в беседе с 78.ru он отметил, что любое вмешательство государства в рынок, попытки навязывать какие-либо условия сказываются на производителях и продавцах негативно — ведь Россия живёт в рыночной, а не в плановой экономике. Тем не менее, если госрегулирование будет проводиться точечно, оно может принести некоторую пользу.

— Если будет регулирование, оно, наверное, коснётся не всей картошки, которую мы видим, приходя в магазины, а каких-то конкретных позиций, которые будут продаваться по определённой фиксированной цене. Соответственно, социально незащищённые слои населения будут иметь возможность покупать эту продукцию, — предположил эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Михаил Лачугин напомнил, что сегодня так уже поступают с молочными продуктами и хлебной продукцией — госрегулирование здесь действует на определённые категории товаров, которые должны быть доступны широкому кругу потребителей. Главное, как отметил эксперт вслед за Михаилом Мишустиным, не перестараться с госрегулированием цен, иначе это просто убьёт всю категорию товара и приведёт к его дефициту.

В целом же, как указал Михаил Лачугин, для исправления ситуации с ценами на картофель необходимо не принимать регуляторные меры, а поддерживать сельхозпроизводителей и фермеров. И эта тема требует отдельного обсуждения.

Быстро не получится

Зависимость производителей от цен и урожая циклична: большой урожай — цены падают — на следующий год площади под посев закладывают меньше — урожай меньше — цены растут — для стабилизации ситуации площади увеличивают и так далее. Именно так и произошло в 2023–2025 годах, напомнил Михаил Лачугин: большой урожай картофеля уронил цены, фермеры заложили меньшие площади на 2024 год, плюс наложилась неблагоприятная погода и урожай оказался ещё меньше, чем ожидалось, — отсюда и высокие цены сегодня.

— Есть проблема нехватки овощехранилищ у нас в стране. Опять же, из-за этого мы не можем хранить большие объёмы продукции до тех периодов, когда её можно продать по самой высокой цене. Соответственно, фермеру иной раз проще не засаживать поле этой картошкой, потому что он знает, что он её конкретно сейчас не продаст дорого. А до зимы или начала весны она у него не долежит, потому что ему просто негде её хранить. Тут должны быть комплексные меры поддержки, начиная от инфраструктуры, заканчивая семенным материалом, нормальным, отечественным. Но до этого ещё много лет должно пройти, — констатировал Михаил Лачугин.

Проблема с семенным фондом картофеля действительно есть, подтвердила Линда Рыжих, и решить её быстро не получится, хотя государство старается: на устранение проблем отечественной селекции только картофеля из федерального бюджета выделено 11 млрд рублей. Однако ощутимого результата придётся ждать около 6 лет. Пока же, указывают эксперты, необходимо поддерживать начального производителя — в том числе помогать техникой и кредитами по низким ставкам вместо тех, которые на рыночной основе сегодня предлагают банки.

— Всё это в совокупности (проблемы с техникой и кредитами. — Прим. ред.) снижает интерес сельхозпроизводителей к выращиванию тех культур, на которых они не могут заработать денег, и они переходят на что-то другое. Это нормальная практика, поэтому государство должно начать именно с мер поддержки начального производителя — тогда уже через какое-то время это отразится на полках магазинов, — резюмировал Михаил Лачугин.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

И здесь неожиданно новыми красками может заиграть идея о госрегулировании цен. Дело в том, что, как пояснила Линда Рыжих, государственное регулирование предполагает не только ограничение конечных цен на полках магазинов, но и поддержку приоритетных для национальной экономики отраслей — в данном случае АПК и конкретно производителей картофеля.

— Производители получают субсидии от государства, что позволяет им развивать сельскохозяйственную отрасль, и урожай в этом году планируется достаточный, поэтому никаких предпосылок для картофельного кризиса у нас нет, просто нужно грамотно реализовать программу регулирующих мер, — отметила эксперт.

Помимо регулирующих мер Линда Рыжих напомнила ещё о ряде действий в сфере торговли, которые сыграют положительную роль: это, во-первых, переориентация взаимодействия производителей и торговых сетей на заключение прямых долгосрочных договоров поставок, а во-вторых, закон об агроагрегаторах, который вступил в силу с 1 марта.

— Использование (агроагрегатора. — Прим. ред.) позволит оптимизировать сбытовую деятельность фермерских хозяйств (это означает возможность расширения каналов сбыта и существенного снижения логистических издержек). Всё это, несомненно, стабилизирует цены и приведёт к их снижению, — подытожила Линда Рыжих.

Когда долгосрочные меры подействуют и цены на картофель пойдут вниз, сказать однозначно сложно: Михаил Лачугин уверен, что цены начнут снижаться к концу весны — началу лета, другие эксперты прогнозируют снижение не раньше августа, когда появится новый отечественный урожай.

Пока же и правительство, и производители, и продавцы делают что могут. ФАС вместе с производителями предлагают торговым сетям покупать тот картофель, который не в полной мере отвечает требованиям по форме и упаковке — его на складах ещё достаточно, и если ввести его в оборот, цены станут доступнее. А правительство обдумывает госрегулирование, и возможно, что некоторые сети станут действовать на опережение — только бы не довести до того, чтобы государство начало «разруливать» ситуацию в принудительном порядке.