Прямой эфир
+3
Пробки
5
$76.97
89.90
ЖИТЕЛЬ МУРИНО ТЕРРОРИЗИРУЕТ БЫВШУЮ ДЕВУШКУ И ЕЕ РЕБЕНКА

Супероптимизм: рубль ждёт роста после разговора Путина и Трампа, но дождётся ли?

Лилия Батршина
15 февраля, 16:31
Доллар продолжает ставить антирекорды на российском рынке: в конце января он опустился сразу на 3 рубля, до 98 рублей, а середина февраля и вовсе принесла россиянам уже позабытые курсы в 88–90 рублей за доллар. Почему это происходит? И так ли это хорошо для российской экономики? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: globallookpress.com; kremlin.ru; pixabay.com; pngwing.com

Геополитика на первом месте

Курс доллара на российском рынке в феврале показывает удивительные тенденции: если ещё 7 февраля, в прошлую пятницу, он находился в районе 97–98 рублей, то с понедельника начал умеренное ослабление — сначала на 49 копеек, потом почти на рубль. Большой скачок вниз доллар показал в среду, 12 февраля, когда рухнул сразу на 1,75 рубля, а официальный курс доллара на пятницу и вовсе иначе, чем падение, в СМИ не зовут — он провалился сразу на 3 рубля, до 91,03 рубля, а на внебиржевом рынке падал в моменте и до 88 рублей. Курс доллара на 15–17 февраля продолжил проседать: ЦБ РФ установил его на уровне 90,31 рубля.

Фото: Михаил Метцель / ТАСС)
Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Независимый инвестиционный советник Руфат Абясов в беседе с 78.ru напомнил, что эта тенденция не новая: снижаться доллар начал ещё до Нового года.

— Курс доллара против рубля рухнул практически со 111–112 рублей за один доллар до почти 89-ти. Это происходило в течение последних двух месяцев, с конца декабря и, по сути, до текущего момента. Сейчас наблюдается небольшой отскок: курс восстанавливается на международном валютном рынке, и порядка 92 рублей дают за 1 доллар, — отметил эксперт.

Причины такого провала очевидны, особенно если посмотреть на даты самых крупных изменений на российском валютном рынке. Первое серьёзное падение доллар продемонстрировал 24 января, тогда это связывали с ростом цены на нефть, к которой привязан рубль, и приходом к власти в США Дональда Трампа, который декларировал стремление быстро улучшить отношения с Россией. А второе падение доллара с внешнеполитическими причинами связано ещё больше — 12 февраля, в среду, состоялся долгожданный, первый за три года разговор между президентом России Владимиром Путиным и президентом США.

Трамп после окончания разговора озвучил массу различных приятных для России тезисов, среди которых и разрядка в отношениях, и окончание конфликта на Украине. Рынки на это отреагировали очевидным образом: вдохновлённые ожиданиями скорой разрядки, а значит, и смягчения санкционного давления, они стали вкладываться в рубль. И не только в него — как отметил в разговоре с 78.ru доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Президентской академии в Санкт-Петербурге Артём Голубев, на фондовом рынке дела идут ещё интереснее.

— За последние три дня, начиная с вечера 12-го числа, уже за полтора дня рынок вырос очень прилично. Причём некоторые бумаги уже 10–20% выросли. Если, например, рубль укрепился на 3–5%, то некоторые бумаги и 20% показали, — указал эксперт.

Рост акций отечественных компаний — действительно один из лучших индикаторов позитива, который царит на рынке. Артём Голубев напомнил, что российская экономика находится под постоянным давлением усиливающихся санкций уже почти три года, и это сказывалось и на валюте, и на бирже. Неудивительно, что позитивные политические факторы, которые предполагают как минимум отсутствие новых санкций, а как максимум — их смягчение, вызывают резкую и оптимистичную реакцию рынков.

— Глобально все остальные рынки, в частности рынок наших акций, выглядят довольно неплохо. В связи с тем, что курс доллара упал, у нас, как правило, в это время рынок акций начинает расти, — констатировал Руфат Абясов.

Индекс Мосбиржи утром 13 февраля вырос до максимума с мая прошлого года, а для акций Сбербанка и «Газпрома» и вовсе бирже пришлось установить техническое ограничение — так быстро они росли. Однако эксперты задаются вопросом: не слишком ли оптимистичен рынок в своих оценках? И причины для сомнений действительно есть.

Крепкий рубль нам не нужен?

Первая причина для скепсиса очевидна так же, как и причина для оптимизма: неустойчивость позитивных геополитических факторов. Меньше чем за месяц пребывания у власти Дональд Трамп сделал массу противоречивых и эпатажных заявлений: он потребовал от Канады стать 51-м штатом США, заявил о покупке у Дании Гренландии, а у Панамы намеревался отобрать Панамский канал, ввёл 25-процентные пошлины для Канады и Мексики, 10-процентные — для Китая. Правда, ни с одним из заявлений у него победы не вышло: Канада и Мексика ввели ответные пошлины, после чего США отложили ввод своих тарифов на месяц, Китай также ввёл пошлины, причём на более широкий спектр товаров и более высокие, Дания решительно отвергла вариант с продажей Гренландии, а Панама восприняла притязания американского президента на канал с недоумением.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Во время предвыборной кампании точно такие же яркие заявления Трамп выдвигал и в отношении конфликта на Украине: он обязался разрешить его уже в первые сутки одним звонком. Однако и это не получилось — даже когда созвон Трампа и Путина действительно состоялся, в противовес позитивным заявлениям американского лидера Кремль отреагировал сдержанно: в официальном сообщении указано только, что Владимир Путин напомнил о необходимости устранения первопричин конфликта. И хотя заявлено о возможной скорой очной встрече лидеров двух стран, говорить о других позитивных тенденциях пока рано.

Тем более что Трамп заявлял и о возможности введения ещё более сильных санкций против России, если она не пойдёт на переговоры, Европа продолжает поддерживать Украину, а сама Украина по-прежнему не отменяет закон, согласно которому любые переговоры с Россией запрещены. Есть проблема и с легитимностью украинского лидера, и с тем, кто мог бы вести переговоры от лица Киева в принципе. Поэтому вполне возможно, что рынки на фоне ярких заявлений Трампа испытывают излишний оптимизм.

Фото: CNP/AdMedia
Фото: CNP/AdMedia

Однако есть и вторая причина, по которой позитивный тренд наверняка скоро иссякнет, — это то, какой курс рубля к доллару сегодня выгоден и комфортен для российского бюджета.

— Россия по-прежнему зависит от цен на нефть, и пока мы не видим тенденции на их увеличение, а в рублях цена на нефть, когда рубль укрепляется, снижается. Допустим, если мы возьмём доллар по 100 рублей и нефть, скажем, российской марки за 60 долларов за баррель, то это 6000 рублей. Если опускается доллар, скажем, до 90 рублей, то мы уже не 6000 рублей получаем, a 5400. А если вдруг рубль укрепится до 80-ти за доллар, то мы получаем с каждого барреля нефти всего по 4800 рублей. Это невыгодно для нашей экономики, — констатировал Артём Голубев.

Руфат Абясов назвал комфортным для российской экономики курс доллара в районе 85–90 рублей при текущих ценах на нефть в 75 долларов за баррель. Однако в перспективе цена нефти может снизиться, поскольку скоро ОПЕК+ собирается увеличивать добычу. А это значит, что в бюджет России будет поступать меньше «нефтерублей», и поскольку за неё по-прежнему платят в долларах, курс придётся держать повыше.

— Низкая цена на нефть в рублях нам совершенно не нужна, поэтому укрепление, которое мы сейчас наблюдаем по рублю, достаточно временное явление. И через некоторое время уже, видимо, правительству и Центральному банку придётся предпринимать действия для того, чтобы возвращать его если не совсем к былым отметкам, то к диапазону 95–100 рублей за доллар — это будет достаточно оптимально для российского бюджета, — считает, в свою очередь, Артём Голубев.

Но что ЦБ и правительство будут делать, чтобы рубль не укрепился слишком сильно?

Срок супероптимизма невелик

Можно сказать, что первый шаг в сторону ослабления рубля Центробанк уже сделал: 14 февраля на заседании он не стал повышать дальше ключевую ставку. Повышение бы укрепило рубль, а допустить это — не слишком приятно для бюджета, и фактор предыдущего роста рубля явно стал одной из причин, почему ключевая ставка осталась на уровне 21%.

Однако есть и другие шаги и инструменты, которые ЦБ и правительство могут использовать.

— Центральный банк может предпринимать какие-то интервенции, например, может увеличить покупки валюты, чтоб создать дополнительный спрос, покупать больше юаней — тем самым рубль пойдёт вниз. Может ослабить меры по оттоку капитала. Капитал же не в рублях из России уходит, он уходит в иностранной валюте, соответственно, появится спрос на иностранную валюту, и иностранная валюта начнёт дорожать. Могут быть послабления для наших компаний, экспортёров — меньше требований по продаже валютной выручки, могут быть какие-то стимулирующие меры для импортёров, чтобы они больше покупали импортной продукции, — перечислил Артём Голубев.

Однако и правительство, и ЦБ исходят не из ежеминутного, а из среднегодового курса рубля. И поэтому российские власти могут себе позволить некоторое время держать курс ниже запланированного уровня, объяснил эксперт — к примеру, два-три, а может быть, даже четыре месяца курс может находиться ниже запланированных 95–100 рублей за доллар и 13–13,5 рубля за юань. Но о длительной перспективе говорить не приходится, хотя, конечно, многое будет зависеть от торгового баланса.

Фото: www.globallookpress.com / Stefan Klein
Фото: www.globallookpress.com / Stefan Klein
— Если нефть будет дорожать, значит, будет больше оснований для того, чтобы рубль дольше находился на крепком уровне. Если торговый баланс будет не лучший для нас, то есть нефть будет находиться не на самых высоких отметках, то приток иностранной валюты будет ниже, и эта ситуация сама по себе сбалансирует курс в среднесрочной перспективе, — объяснил Артём Голубев.

Так что теоретически несколько месяцев крепкого курса рубля у россиян могут быть, и есть вероятность, что ЦБ не будет сильно влиять на эту ситуацию, поскольку она придёт в норму сама по себе. Во всяком случае, до тех пор пока доллар не опустится до 80 рублей, а юань до 11-ти, экстренных мер принимать регулятор не станет. Однако в любом случае такое укрепление рубля временно, если, конечно, в геополитике не произойдёт нечто экстраординарное.

— Пока мы наблюдаем супероптимизм. Однако потом ситуация начнёт приходить в норму, — резюмировал Артём Голубев.

Сейчас же можно воспользоваться ситуацией и, пока доллар находится в комфортном диапазоне 85–90 рублей, приобрести валюту, рекомендует Руфат Абясов. Это, к тому же, поспособствует и исправлению ситуации, поскольку спрос на вложения и покупку валюты, скажем, для отпуска может уравновесить чрезмерный оптимизм на рынке — а следовательно, вернуть курс в выгодный для бюджета диапазон.