День ленинградской Победы: петербургские художники рассказали о работе в годы блокады

Каждый январь Санкт-Петербургский союз художников посвящает выставку тому самому январю — и выставляет работы тех самых авторов, которые творили в годы блокады. Несмотря на ежедневный риск, на ежеминутную возможность встречи со смертью, художники блокадного Ленинграда продолжали работать — делать своё дело. Потому что они — живые люди. А людям надо не только есть, пить, спать, но и надеяться. Эту надежду — давало творчество. Корреспондент 78.ru узнал, какое искусство создавали ленинградцы и как оно менялось во время блокады и сразу после неё.
Скорая помощь, раненые на носилках, разрушенный дом — рисунок 13-летнего жителя блокадного Ленинграда. И первая опубликованная работа Всеволода Петрова-Маслакова. Её художник показывает, немного стесняясь: тогда руки начинающего живописца дрожали от голода, холода и нехватки сна.
— Мало того, я же спал в противогазе! Потому что печка-буржуйка дымила. Это я теперь всё знаю, а тогда не знал, что можно было трубу прочистить, — говорит житель блокадного Ленинграда, народный художник РФ Всеволод Петров-Маслаков.

Полуразрушенное здание на рисунке — дом, из которого Всеволод выносил вещи — сжигал, чтобы согреться. Дежурил на крышах, всеми способами добывал пропитание. От ужасов блокады отвлекался только в Доме пионеров — там записался сразу во все кружки.
— По дороге шёл… по Обводному каналу. Я один раз насчитал — 24 трупа. Абсолютно перестали бояться, абсолютно! Вот как сейчас — случись где-то авария — ну, жалко, конечно, погибли. А потом не страшно совершенно, — вспоминает Петров-Маслаков.
Долгие годы после войны Всеволод Михайлович не возвращался к военной тематике. И лишь недавно на его холстах вновь стали появляться — солдаты, противотанковые ежи, изможденные люди.
— Я считаю своим долгом сказать что-то. Потому что вот сейчас я же один остался в Союзе художников. Кто-то ещё есть, но они уже не стоят и не ходят, — отмечает художник.
Когда сомкнулось блокадное кольцо, многие художники и не думали покидать Ленинград. Они работали: маскировали город — яркие купола соборов покрывали шаровой краской, чтобы не привлекали внимание врага с высоты, писали агитационные плакаты для «Окон РОСТА».
— Бегали по крышам, тушили зажигалки, и, тем не менее, были художниками. Некоторые художники и во время блокады выходили на улицы — с определёнными документами, которые позволяли в этот момент быть на улице — и фиксировали, что такое блокадный Ленинград, — делится председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Андрей Базанов.

Несмотря на холод и голод, важно было показать: жизнь в осаждённом городе продолжается. В петербургском Союзе художников — традиция: каждый январь посвящать блокадным творцам отдельную экспозицию.
Первая в блокадном Ленинграде выставка открылась в этом зале уже 2 января 1942 года. Тогда её посетили не больше 500 человек. Эту выставку, которая посвящена уже подвигам и воспоминаниям тех ленинградцев, увидят десятки тысяч.
Среди 200 картин есть и те, с самой первой блокадной выставки. Вот буксиры у набережной Лейтенанта Шмидта, автопортрет и зарисовки — ноябрь 41-го. Автор — Георгий Фитингоф, знакомый читателям своими иллюстрациями к книгам Жюля Верна. А это работа 1945 года. Эскиз памятника долгожданному прорыву блокады — ректора академии им. Репина Виктора Твелькмейера.
— Мы провели сложнейшую реставрацию, потому что он был ветхий, драный, рваный — проложили тонировки, отмыли от грязи. И вот сегодня я с гордостью показываю просто вот всему человечеству — каким мог быть памятник прорыву блокады глазами человека 45-го, — демонстрирует работу искусствовед, член Санкт-Петербургского союза художников Владимир Васильев.

А те, кто родился позже, творили по воспоминаниям близких. Здесь за каждым экспонатом — история.
— Это ваш дом? — Это напротив. Но это всё правда, потому что наши родители в то время были — бабушка и мама. В том времени, — говорит художник Наталья Агаркова.
— У нас бабушка работала на 14-м хлебозаводе, входила в женский батальон, рыла окопы. А дедушку мы никогда не видели, только на фотографиях, он умер в 43-м, вот у него на кителе старого образца — четыре звёздочки, — добавляют скульпторы София и Татьяна Малышевы.
Художников, которые пережили блокаду, в Петербурге практически не осталось. Музе Дегтярёвой-Оленевой в январе — 95! Прийти на открытие выставки здоровье не позволяет. Вместо неё перед поклонниками — дочь.
— В наружном мире достаточно и страха, и боли, и ужаса, и гадости. Зачем художнику ещё раз создавать такой злой враждебный мир, когда он может сделать красивый мир, правда? — задаётся вопром дочь художницы Екатерина Дегтярёва.
Возможно, поэтому на холстах — яркие сказочные персонажи, пёстрые дома и почти всегда только счастливые люди. Война, блокада, голод — остались в прошлом, на тех полотнах из 40-х.
Видео: 78.ru