Утильсбор в ушедшем 2024-м поднимался дважды: с 1 апреля и 1 октября. Непрерывно росла и ключевая ставка ЦБ, отражающаяся на стоимости и доступности автокредитов.
Однако, как подсчитали в «АВТОСТАТе», с января по ноябрь в РФ было реализовано 1,447 млн новых авто. В целом по итогам года этот показатель должен взять планку в 1,6 млн машин. Это на 50% больше, чем в 2023-м, когда было продано 939 тыс. «железных коней».
Вырос на 36% и импорт. Хотя за год средняя цена авто и увеличилась с 2,96 млн в 2023-м до 3,17. При этом в начале 2024-го эксперты прогнозировали при наилучшем раскладе показатель продаж в 1,3 млн.
Заметно ситуация стала ухудшаться с октября прошлого года, в ноябре спрос и вовсе рухнул на 30%, особенно просели премиальные марки. Так произошло на фоне повторного повышения утильсбора. Добился своих целей и ЦБ с резким падением выдачи автокредитов со второй половины осени.
Между тем, с 1 января 2025-го утильсбор снова вырос на 20%. Он, как отмечают эксперты, теперь выливается в парадоксальное явление, сначала резко разгоняющее рынок на фоне предстоящих ужесточений, а затем его тормозящее.
Как отметил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, в начале 2024-го рынок новых авто вернулся в «коридор» продаж по 100—120 тыс. в месяц. Такие показатели существовали в отрасли во времена до 2014-года. В октябре продажи скакнули до 171 тыс., но в ноябре это было уже 121 тыс. Так и начал сказываться утильсбор. Поясним, что данных за декабрь пока нет, потому что они считаются в середине января.
В ноябре из-за утильсбора серьёзно просел и премиум сегмент, сжавшийся ранее до 9% от общего объёма рынка. Сейчас там в топ-5 дорогих брендов входят Ехееd, Таnk, Lixiang, BMW, Honcgi.
В перечне бюджетных вариантов у россиян LADA, Haval, Chery, Geely, Changan. Традиционные «европейцы», «корейцы», «немцы», «японцы», ввозимые теперь по альтернативному импорту, теперь сжались с 75% рынка в допандемийные времена и события февраля 2022 года до нынешних 10%. Тем не менее, в топ-15 массового класса присутствует Toyota, единственная из глобальных брендов оставшаяся там.
— Собственно, самый сильный массовый бренд в сознании россиян это и есть Toyota, а самый сильный в премиуме — BMW, который теперь везут, в том числе, из Китая, — отметил Сергей Целиков.
Всего, по данным эксперта, с января по ноябрь в РФ было приобретено 1 447 841 новых авто, что на 54% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как констатировал руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин, для рынка 2024 год оправдал самые смелые ожидания. Это произошло из-за совокупности трёх факторов.
Во-первых, это отложенный спрос. Многие новые автомобили были куплены теми, кто собирался это сделать в 2022 или 2023 году, но по каким-то причинам не сделал. Например, ждал снижения цен или возвращения старых марок, но понял, что жить надо в новой реальности.
По словам Евгения Житнухина, свою роль сыграл большой объём предложения. Такого выбора марок и моделей не было и в прежние годы.
— Назвать по памяти все представленные в России китайские бренды не возьмётся даже специалист. На фоне конкуренции и для выполнения планов продаж дилеры делали очень привлекательные предложения. В особо выгодном положении оказались те марки, что имеют полноценное локальное производство, например, Haval. Покупателей «локальных машин» государство поддерживало льготными кредитами. Но так происходило, пока деньги, отведённые на программу, не закончились, — пояснил эксперт.
Наконец, как отметил Евгений Житнухин, проявился и такой тренд как… опережающий спрос. Его спровоцировали последовательное увеличение утилизационного сбора, падение курса рубля, рост ключевой ставки, советы экспертов из серии «берите сейчас, будет дороже».
— Да и кто может сказать: «отложите покупку, через год машины станут доступнее»?! — эмоционально высказался аналитик.
В свою очередь, Сергей Целиков пошутил, что «покупать надо было вчера, вчера было дешевле».
На 2025 год участники рынка готовят три прогноза. Но даже по самому оптимистичному из них взрывного роста продаж не предвидится. В лучшем случае они останутся на уровне 2024-го. По наиболее реалистичному сценарию продажи снизятся на 10% до 1,45 млн авто. При наихудшем раскладе падение составит 20% — до 1,27 млн.
Автоэксперт Алик Кортиев разделяет прогнозы о снижении рынка на 10%.
По словам Сергея Целикова, даже такое падение будет возможно лишь при условии, что «ничего не изменится».
К позитивным факторам на 2025 год он готов отнести вливание денег в экономику и рост денежной массы. Хотя из-за этого проседает курс рубля.
— Вливание идёт через ВПК и далее по кругу по многим отраслям. Есть значительный рост доходов у некоторых категорий населения. Новых людей, которые не могли раньше позволить себе автомобили, становится больше. Кроме того, теперь автодилеры и производители активно развивают маркетинговую деятельность. Сейчас удивительная ситуация на рынке, новых машин очень много, — рассуждает Сергей Целиков.
Вместе с тем, присутствуют на рынке и негативные моменты. Это, прежде всего, высокая инфляция и рост цен на товары и услуги, денег на машину в итоге не остаётся. Растут кредитные ставки.
Сказывается и отсутствие официальных поставок глобальных брендов.
— У определённой части населения есть настрой дождаться их возвращения. Они рассуждают по принципу: «Вот я сижу на своем старом проверенном BMW и куплю новый, когда бренд вернётся», — поясняет Сергей Целиков.
Алик Кортиев, кстати, возвращение глобальных брендов 2025-м не исключает. Они могут вновь появиться в России… под другими названиями.
— Лично я считаю, что в следующем году изменится очень многое. На рынке будут тектонические изменения. Возможно, наступит понимание, как мы будем жить дальше, — резюмирует Сергей Целиков.
Как уверены все эксперты, оснований для снижения цен на новые машины в 2025 году нет. Особняком стоит история со стоками или нераспроданными авто прошлых лет. Об этом расскажем чуть позже.
Как отмечает Сергей Целиков, с годами стоимость машин стабильно растёт. Так, в 2021 средневзвешенная цена по рынку составляла 1,99 млн рублей, в 2022 — 2,38, 2023 — 2,96, 2024 — 3,17. Кроме того, пока ещё не отыграли полностью свою роль даже октябрьский рост утильсбора и повышение ключевой ставки 2024-го.
По прогнозам эксперта, в первом полугодии стоимость увеличится на 10%, причём рост начнётся сразу после январских каникул. Алик Кортиев с этим утверждением полностью согласен.
Евгений Житнухин предполагает, что до марта-апреля 2025 года новые автомобили ощутимо дорожать не будут. В конце этого года было несколько корректировок цен, кроме того, надо продавать «железных коней» 2024-го.
— По году в целом не исключаю повышения цен на 20-25%. Китайские марки регулярно обновляют модели, а новые, как правило, дороже предыдущих, хотя бы потому, что комплектации становятся богаче, — поясняет он.
Как полагает Евгений Житнухин, параллельный импорт сократится, и эти машины станут оказывать меньшее влияние на рынок. Раньше они охлаждали цены, иначе не было бы смысла их везти. В целом авто будут дорожать, потому что растёт в цене практически всё, особенно связанное с импортом или импортными комплектующими.
Примечательно, что, как отметил исполнительный директор «АВТОСТАТа» Сергей Удалов, по итогам 2023-го на складах автодилеров накопилось 200 тыс. нераспроданных машин того года выпуска, в 2024-м — около 100—120 тыс. Ранее в федеральных СМИ называлась цифра в 200—260 тыс.
Причём этот «запас» приходился в основном на «китайцев», которые не учли роста ставки ЦБ. При этом федеральные эксперты заверяли, что скидок на такие машины в 2025-м не будет.
Алик Кортиев с такой точкой зрения в корне не согласен. По его словам, производство авто в Поднебесной устроено совсем по другому принципу, чем у тех же «европейцев», «японцев», «корейцев». В Китае новые модели сходят с конвейера каждый год и даже чаще. В то время, как у вторых «премьеры» появляются раз в 3—5 лет, а иногда и 7 лет.
В этих условиях стоковую продукцию китайских производителей легче продать с хорошими скидками или даже по себестоимости, а не забивать склад «старьём». Дилеры это прекрасно понимают, просто такой sale не происходит в начале года.