Уже в течение нескольких лет, не только за последние два года, власти наблюдают существенное сокращение угонов и краж автомобилей. Об этом же говорят и страховые компании, хотя они располагают данными только по тем автомобилям, которые были застрахованы по каско — а это чаще всего премиальные авто.
Так, Всероссийский союз страховщиков сообщал, что если в 2020 году было угнано 2,4 тыс. автомобилей, то затем их число стало резко сокращаться: в 2021-м — до 1,53 тыс., 2022-м — 942, а за 2023-й — около 600. По 2024 году точных данных пока нет, однако МВД рассказало, что за январь-ноябрь количество краж автомобилей сократилось на 20,6%, а угонов — на 13,5% по сравнению с прошлым годом.
Подтверждают эту информацию и отдельные страховщики: так, в 2023 году они фиксировали снижение числа угонов где-то в два, а где-то и в пять раз. В 2024 году появился новый тренд: машины перестали возвращать из лизинга, и они пополнили статистику автоугонов. Однако, как сообщают в страховых компаниях, вне лизинга процент автокраж остаётся стабильным — около 5%.
Тенденция устойчивая, и связывают её с двумя факторами. Во-первых, это увеличение количества дорожных камер — в 2022 году МВД начало эксплуатацию системы «Паутина», которая даёт возможность отслеживать авто при передвижении внутри регионов и между ними в режиме реального времени. Также помогло и улучшение видеонаблюдения на придомовых территориях. Во-вторых, как ни странно, свою роль сыграло закрытие границ из-за СВО, ведь раньше угнанные автомобили в основном переправляли в Прибалтику и на Украину. Теперь же границы закрыты, а пытаться реализовать такие машины внутри страны чревато неприятностями.
Есть и тенденции, связанные с марками автомобилей — они также претерпели существенные изменения. Так, по данным страхового дома ВСК, на первое место по автоугонам вышла отечественная Lada — на неё пришлось 66% всех краж, хотя ещё в 2023 году антирейтинг возглавляли Kia и Toyota. На втором месте с огромным отрывом — 8,5% — Lexus, и только на третьем популярные ранее у автоворов Hyundai и Kia.
Причина такого интереса к отечественным автомобилям — как ни странно, дефицит запчастей.
— Если мы видим дефицит запчастей на какие-то марки, сразу наблюдаем рост преступлений. Недостаток запчастей у «Лады» связан с тем, что два года назад технологические партнёры ВАЗа ушли, а новые долго не появлялись, опасаясь вторичных санкций, — объяснял главный редактор Quto.ru Максим Ракитин.
Lada с 2022 года из-за проблем с партнёрами выпускалась без автоматической коробки передач — практически два года не только производились автомобили с «механикой», но и возникали сложности с ремонтом уже произведённых автомобилей на «автомате». Дефицит запчастей, как считают эксперты, привёл к всплеску интереса автоворов: недаром больше всего их интересовала Lada Vesta.
Кроме того, в «чёрном списке» любимых автомобилей угонщиков впервые в 2024 году появились китайские легковые автомобили — суперпопулярный Chery Tiggo и премиальный Exceed TXL. При этом именно владельцам премиальных авто эксперты советуют быть осторожнее — ведь для редкого автомобиля сложно достать детали, а значит, вероятность угона вырастает.
Интересно, что автоэксперты и страховщики расходятся во мнениях относительно того, какие автомобили наиболее интересны угонщикам и какие из них к угону наиболее уязвимы.
Так, в беседе с 78.ru вице-президент компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов отметил, что сейчас общая частота угонов низкая и особых «предпочтений» у автоворов нет.
— В 2021–2022 годах ещё были марки, по каждой из которой за год могло быть по 5–6 угонов, в 2023 и 2024 годах таких случаев даже по массовым маркам нет, поэтому предпочтения сейчас не озвучить: могут угнать и массовую недорогую машину, и премиум-марку, — констатировал он.
При этом Сергей Демидов отметил, что по портфелю «Ренессанс страхования» в 2024 году можно увидеть разве что повышенный интерес к люксовым Infiniti, однако это не выглядит сложившимся трендом. Вероятно, причина здесь та же, что и в интересе к премиальным «китайцам» — дорогие редкие машины, которые нуждаются в запчастях, отсутствующих на рынке.
— На данный момент нет информации об автомобилях, активнее других подвергающихся угону. Это хорошо видно на примере практически повсеместного отказа страховых компаний от требований по оборудованию авто определённых марок-моделей противоугонными устройствами. Особенные требования по установке противоугонных устройств — это индикатор того, что преступники проявляют повышенное внимание к таким маркам, — указал Сергей Демидов.
Управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк, в свою очередь, в разговоре с 78.ru обратила внимание прежде всего на популярные марки — именно они, на её взгляд, наиболее привлекательны для угонщиков. И дело здесь не в запчастях или, во всяком случае, не только в них.
— Чем больше машин определённой марки и модели на дорогах страны, тем более лакомым куском они становятся для злоумышленников. Дело в том, что такие авто проще скрыть и потом продать или разобрать и быстро продать по запчастям. Не удивительно, то в России порядка 60% угонов приходится на автомобили ВАЗ, по 13% у популярных марок Hyundai и KIA, — отметила она.
Учитывая тенденции последних лет, вероятно, вскоре к ним присоединятся недорогие «китайцы» — именно по причине популярности и возможности скрыть.
Кроме того, обратила эксперт внимание и на то, что лёгкой добычей для автоугонщиков становятся модели, не оснащённые современными системами безопасности. Страховые компании не требуют их установки, однако само по себе отсутствие противоугонного средства делает автомобиль более уязвимым.
— Лёгкая добыча для автоугонщиков — модели, не оснащенные современными системами безопасности, такими как сигнализации, иммобилайзеры или GPS-трекеры. Особенно уязвимы в этом плане старые модели, которые не оснащены современными технологиями защиты, — констатировала Ирина Франк.
Наконец, некоторые автомобили страдают от слабостей в конструкции замков — к примеру, простые механические замки легко вскрываются, что делает угон простым и, в большей степени, лишь делом времени.
Некоторые эксперты считают, что за резким снижением количества угонов вскоре может последовать их рост. Его предрекали и в 2024 году — тогда ссылались на идею проводить ремонт по ОСАГО с помощью б/у запчастей, что, по мнению экспертов, привело бы к резкому увеличению угонов с целью разбора и продажи автомобилей по частям.
В 2025 году рост числа угонов тоже прогнозируют — к примеру, в пресс-службе «Совкомбанк Страхования» предполагают, что вырастет «интерес» автоворов к китайским машинам, такого же мнения придерживаются в «Зетта Страховании» и в компании МАКС. Причина всё та же — дефицит автозапчастей и рост цен, ведь только за первое полугодие стоимость автомобилей в России выросла на 14%, а после повышения утилизационного сбора с 1 октября 2024 года она скакнула ещё выше.
Поэтому, несмотря на общее снижение количества угонов, по просьбе 78.ru Ирина Франк составила список советов, как всё же уберечь авто от кражи:
1. Установите современную охранную систему.
Страховщики её не требуют, но это не значит, что она не нужна.
— Сигнализация сработает при попытке несанкционированного доступа в машину. Иммобилайзер блокирует двигатель, если ключ не распознается. GPS-трекеры позволяют отслеживать местоположение автомобиля в реальном времени. Выбор надёжной системы и её правильная установка значительно увеличивают шансы на предотвращение угона, — отметила Ирина Франк.
Кроме того, она указала, что можно использовать и механические блокираторы и замки — они создают дополнительный барьер для угонщиков и могут стать решающим фактором при попытке кражи.
2. Внимательно подходите к месту парковки.
По статистике страховых компаний, чаще всего автомобили угоняют с неохраняемых стоянок около дома. Поэтому очень важно правильно выбрать место парковки.
— Рекомендуем парковать машину в хорошо освещённых и людных местах, использовать охраняемые парковки, особенно в ночное время. По возможности не оставляйте авто на уединённых улицах или в тёмных дворах, — посоветовала Ирина Франк.
3. Убирайте ценные вещи из зоны видимости.
Сумки, гаджеты и другие предметы лучше убирать в багажник или в любое другое место, недоступное взгляду злоумышленников. Если ценные вещи лежат на виду, они привлекают внимание преступников, и в лучшем случае их украдут при взломе, в худшем — украдут вместе с автомобилем.
4. Закрывайте окна, двери и вынимайте ключи.
Не оставляйте открытыми окна и двери автомобиля, а также ключи в замке зажигания, даже если отлучаетесь на короткое время. Его хватит умелым преступникам, чтобы вы остались без машины.
5. Не рискуйте.
— Обращайте внимание на подозрительных людей и преследующие вас машины. Если вы заподозрили что-то нехорошее, лучше не парковаться, а поехать в безопасное место, — указала Ирина Франк.
6. Застрахуйте автомобиль.
Эту меру считают достаточной автостраховщики, при этом можно даже сэкономить, если необходимо бюджетное решение. О нём рассказал Сергей Демидов.
— Достаточно приобрести полис автокаско, сейчас нет требований по оборудованию авто противоугонными устройствами. Существует бюджетное решение — можно приобрести полис с защитой только от крупных рисков: тотальное уничтожение и угон. При таком страховании только от крупных рисков клиент экономит на стоимости каско до 70%, — указал эксперт.
Конечно, страхование не предотвратит преступление, отметила Ирина Франк. Однако оно позволит сократить финансовые потери в случае, если угон всё же случится.
По статистике, возможность автоугона в Санкт-Петербурге — всего 0,17% (в Ленобласти — 0,16%). Но стать частью этой статистики явно не хочется никому.