Уведомления о повышении стоимости своей продукции ретейлерам и оптовикам разослал, как стало известно 78.ru, такой крупный производитель куриных яиц как «Роскар». Документ имеется в распоряжении редакции.
В «письме счастья» компания ссылается на ситуацию на рынке в четвёртом квартале 2024 по сравнению с первым. Так, кормовая пшеница выросла в цене на 36,5%, подсолнечное масло — на 22,1%, подсолнечный шпрот на 15%, «иные составляющие комбикорма» — от 10 до 60%. Электроэнергия подорожала на 23,5%, газ — на 11,2%.
При этом ещё и возрастает обслуживание кредитов из-за ключевой ставки ЦБ. Курс евро вырос на 10%, что привело к соответствующему росту стоимости оборудования, запасных частей, комплектующих, импортного сырья для производства комбикорма (витамины и т.д). Стоимость возросла на 7%, перечисляется в документе.
— В связи с этим мы вынуждены произвести индексацию цен на производимую нашей компанией продукцию. Обращаем Ваше внимание на то, что большую часть возросших затрат мы продолжаем брать на себя, не закладывая их в новые цены, — заверяют в «Роскаре».
Впрочем, в письме не указывается три принципиальных момента: с какой даты производитель хочет поднять цены, на какие конкретно виды продукции (он производит и куриное мясо) и насколько.
Факт получения писем от «Роскара» подтвердили несколько участников рынка.
Как рассказал совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, производитель хочет поднять цены примерно на 10—12%. Но так в принципе всегда и было во время предновогоднего бума.
По данным Александра Мышинского, оптовые цены на десяток яиц категории С1 выросли с 75 до 80 рублей. В рознице в Петербурге ими торгуют в среднем по 85. С2 можно найти по стоимости до 51 рубля. Но это те яйца, которые торговцы закупают на бирже, а не получают по долгосрочным контрактам от производителей.
— При этом у определённой части населения растёт спрос на отборные яйца категории СВ. Люди видят, что такая продукция стоит в среднем 140 рублей за десяток, а С1 — 85. Уже нет принципиальной разницы, шок от подорожаний прошлого года у многих прошёл. Зато яйца категории СВ обязательно моют, подвергают спецобработке, контролируют на «битость» и т. д. То есть, здесь намного больше шансов купить качественную продукцию, которую можно долго хранить, — рассказывает Александр Мышинский.
По его словам, в их сети уже давно не связываются с категорией С2, так как на неё практически нет спроса. Но очень большие продажи, например, для «Семишагофф» делает категории С3.
Генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая продажа продуктов питания) Антон Вересов также подтверждает: письма от «Роскара» он видел.
— У них мы закупали отборное яйцо по 11,5 рублей за штуку. По какой цене будет теперь, я не знаю. Более того, на нас сейчас вышел ещё один поставщик дорогой продукции. Он предлагает цену уже в 14 рублей. Это означает, что такая продукция в десятке шут в магазине будет от 200 рублей. Но ещё раз особо подчеркну: это дорогие отборные и крупные яйца, — отмечает Антон Вересов.
На условиях анонимности собеседники рассказывают, что сообщения о повышении цен на ряд продукции на те же 10—12% разослала и АО «Птицефабрика Синявинская».
В компании клянутся: это история не про них. Никакого повышения цен в последнее время нет, более того, в ноябре производитель даже дал скидку своим клиентам в 5%.
— У нас были варианты, когда мы рассматривали повышение цен накануне сезона высокого спроса. Например, мы обсуждали такие перспективы для «Пятёрочки». Но в итоге по факту ничего подобного не случилось. Эта информация не соответствует действительности. Не повышаем мы цены и по долгосрочным контрактам, где такая опция теоретически может быть предусмотрена. Так что никакого повышения цен у нас точно нет, — резюмировали в компании.
Как подчёркивают все опрошенные участники рынка: куриные яйца в конце года всегда дорожали. Рост стоимости составлял примерно 10—12%. В январе цены уже снижались.
Яичный бум и ажиотажный рост спроса подогревали три ключевых момента.
Во-первых, с седины октября яйца массово скупали производители майонеза, чтобы, собственно успеть сделать такую продукцию к новогодним праздникам и поставить её в сети, рассказывает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.
Затем в дело включались представители HoReCa, готовящиеся к старту в декабре новогодних корпоративов. Ну, а, собственно в последний месяц года яйцами затоваривались уже рядовые россияне. А, как известно, спрос рождает предложение и рост цен.
Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов полностью согласен с перечисленным ежегодным сценарием развития событий.
— Проблема заключается в том, что куриц нельзя заставить нести больше или меньше яиц в какой-то конкретный месяц. В ноябре их производят столько же, сколько и в январе. Но спрос в первый месяц года резко падает, потому что все уже запаслись. Отсюда снижаются и цены, — констатирует Иван Кузнецов.
Как уточняет Антон Вересов, с HoReCa не всё так просто. В общепите вынуждены закупать как раз дорогую отборную продукцию. Просто потому, что у многих заведений нет цеха… для помывки яиц. Если общепит закупит продукцию категории С2 или С3, то у Роспотребнадзора могут возникнуть серьёзные претензии, выливающиеся в крупные штрафы.
По иному ситуация обстоит с гостиницами. У них помывочные цеха в основном имеются. Отельеры закупают как раз продукцию С1, С2. Так, в средней по петербургским меркам гостинице пять звёзд в месяц может уходить до 20 тыс. яиц. То есть, на счету каждый лишний добавленный рубль. Категория С3 используется в столовых жёсткого эконом класса.
Как добавляет Михаил Лачугин, последний вариант — это не выдумка яичной кампании 2023—2024. Такие яйца были всегда. Другое дело, что они раньше шли на производство тех же кондитерских и хлебобулочных изделий, готовой пищи или её компонентов и т. д. До рядовых россиян такие яйца раньше практически не доходили.
Редакция 78.ru направил запрос в «Роскар». На момент публикации ответы предоставлены не были. Редакция готова опубликовать позицию компании, если ответы будут предоставлены.