Детство Виктора Сухорукова прошло в тихом городке Орехово-Зуево под Москвой. Жили очень скромно: родители будущей, трудившиеся на ткацкой фабрике, ютились в старом бараке — бывшей казарме, которую превратили в жильё.
Уже в детстве маленький Витя поражал родных своими актёрскими способностями. Родители только диву давались, когда он ловко и забавно копировал известных артистов - никто в семье с театром или кино связан не был. Но становиться актёром Виктор и не планировал: мальчик мечтал стать киномехаником, чтобы иметь возможность бесплатно наслаждаться фильмами.
В три года Виктор тяжело заболел, заразившись скарлатиной, и чуть не лишился слуха. Однако мать не слишком тревожилась о его здоровье, да и в целом не особенно занималась детьми. Уже тогда мальчику приходилось быть самостоятельным в самых непростых ситуациях.
Когда младшая сестра Галина была ещё крохой, мать Виктора пристрастилась к алкоголю, и забота о девочке легла на его плечи. Он развлекал сестру, ухаживал за ней, бегал на молочную кухню за едой.
С ранних лет Виктор привык полагаться на себя: если заболевал, то сам шёл к врачу, получал рецепты и отправлялся за лекарствами в аптеку.
В школе Витя был старательным учеником, особенно увлекался гуманитарными науками, в частности, литературой. Пробовал писать и сам и весьма успешно: сочинения учащегося Сухорукова приводили в восторг даже опытных преподавателей. В старших классах он создал свой первый приключенческий сценарий, а затем сочинил сатирический рассказ о повседневной жизни в пионерском лагере.
Творческая жилка Виктора не ограничивалась только литературой — он пробовал свои силы в танцах, рисовании, спорте. Однако актёрство всегда оставалось его главной мечтой. Ещё школьником он порой сбегал с уроков и тайком отправлялся в Москву, где обивал пороги «Мосфильма» в надежде, что какой-нибудь режиссёр заметит его.
В 1970 году, окончив школу, Виктор, несмотря на запреты родителей, отправился в Москву и попробовал поступить во МХАТ. Увы, попытка не увенчалась успехом — экзамены он провалил. Неудача расстроила юного Сухорукова. Он ушёл отдавать долг Родине, а после дембеля не решился вновь рисковать и вернулся в родное Орехово-Зуево. Там парень устроился на ткацкую фабрику, как и его родители, обычным рабочим.
Только в 1974 году, в 23 года, Виктор наконец поступил в театральное училище. С 1974 по 1978 годы он учился в ГИТИСе, на одном курсе с такими будущими звездами, как Татьяна Догилева и Юрий Стоянов. После окончания училища, благодаря приглашению Петра Фоменко, Сухоруков отправился в Ленинград, где поступил в Театр комедии. Там он сразу получил главную роль в спектакле «Добро, ладно, хорошо». Но к 1982 году, из-за пристрастия к алкоголю, был исключён из труппы — его даже лишили права работать в театре в течение полугода.
Это стало началом тяжёлого периода в жизни актёра: несколько лет он провёл в полнейшей бедности, всё больше пил и опускался всё ниже. Чтобы наскрести на ежедневную выпивку, перебивался случайными заработками — мыл посуду, таскал мешки, разгружал фуры. Порой и вовсе бродяжничал, выпрашивая мелочь у прохожих.
Много лет спустя артист признался: в то время он действительно был на самом дне.
Я был профессиональным алкоголиком, - не скрывает Сухоруков. - Так вот, когда я с этим «волчьим» билетом без права устройства на работу в другой театр все же ходил по руководителям театров, один из них мне заявил: «У вас репутация пьющего человека». Меня это очень сильно задело… Мне нравилось пить, я хотел пить. И у меня был круг пьющих друзей и подруг.
Но в какой-то момент он неожиданно словно увидел себя со стороны — и пришёл в ужас:
Вдруг однажды до меня дошло, что я-то пьяный этому миру не нужен! Что от меня воняет! Что я отвратителен! Что я весь соткан из ошибок, заблуждений и потерь. И ещё понял, что можно по-другому.
Артист собрал остатки воли в кулак и бросил пить, а затем вернулся в труппу Театра комедии. Однако своего звёздного часа ждать Сухорукову пришлось ещё долго.
Практически до конца 1980-х годов имя Виктора Сухорукова было не известно широкой публике — кинорежиссёры его не замечали. Однако в 1989 году всё изменилось: режиссёр Юрий Мамин пригласил Виктора на одну из главных ролей в комедийном фарсе «Бакенбарды», посвящённой обществу пушкинистов. Фильм оказался довольно успешным, а главное, Сухорукова заметил молодой режиссёр Алексей Балабанов, который сыграл огромную роль в судьбе малоизвестного артиста. Он предложил Сухорукову сняться в своей ленте «Счастливые дни», основанной на произведениях Сэмюэля Беккета.
Затем Сухоруков снялся в фильме «Замок», поставленном по роману Франца Кафки. Однако настоящую славу ему принесла роль киллера по кличке Татарин в культовом фильме «Брат» и «Брат-2». Актёру было уже 45 лет, когда на него неожиданно обрушилась долгожданная популярность. Персонаж Сухорукова сразу стал культовым — некоторые его фразы сразу ушли в народ и до сих пор с удовольствием цитируются в различных бытовых ситуациях.
Например, многие повторяют ставший классикой ответ на вопрос «В чём сила, брат? - А вот в чём — в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше». Кроме того, хорошо запомнилась фраза «Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите!» - её даже считают пророческой.
В своих интервью Сухоруков неизменно с огромной признательностью отзывается об Алексее Балабанове. Он не отрицает, что без помощи режиссёра едва ли он мог бы достичь такого успеха.
Своими картинами Балабанов «сделал» меня, а я помог ему, — утверждает он.
Однажды артист, рассуждая о фильме «Брат», признался, что до сих пор пересматривает его с удовольствием:
Он пронизан воздухом Ленинграда 1990-х. Смотрю, и до сих пор комок в горле. Как у Мандельштама: «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз».
Со своим партнёром по «Брату» и «Брату-2» Сергеем Бодровым артист быстро подружился. Сергей, по воспоминаниям Виктора Ивановича, был не только талантливым актёром, но и невероятно светлым, добрым и щедрым человеком. Уже после трагической гибели младшего коллеги Сухоруков с болью в голосе признавался, что чувствует огромную вину перед покойным.
Я ведь виноват перед ним. Очень виноват, - вздыхает артист. - Я ведь плохо расстался с Сергеем. Я хотел с ним работать после «Брата-2» и был на него обижен за то, что он никак не брал меня в свое кино — ни в «Сестры», ни в «Связной».
Обидевшись на бывшего товарища, Виктор даже не поздравил его с выходом фильма «Кукушка» - на премьере сделал вид, что не заметил Бодрова, хотя тот стоял рядом.
Так и ушёл, не попрощавшись с ним, - раскаивается Сухоруков. - Он мне был другом. А я себя повел как мелкий шпана. Не знаю, обидел ли я его, но расстроил — точно.
Однако роль киллера едва не сослужила артисту плохую службу: после выхода картины на экраны режиссёры видели в Сухорукове исключительно отрицательных персонажей. Вплоть до 2003 года актёр играл различных бандитов и прочих злодеев, а сам втайне мечтал о настоящей, большой роли, в которой он сможет раскрыть и другие стороны своего таланта.
И вот мечта наконец сбылась: сначала ему предложили роль графа Палена в фильме «Золотой век», а затем, к великому изумлению самого артиста, императора Павла I в фильме «Бедный, бедный Павел».
Я был очень счастлив, буквально ошарашен этим предложением — я ведь никогда таких ролей не играл! Наконец-то появился шанс доказать, что я не только бритоголовый, не только отморозок, не только урод! Я мог уничтожить этот стереотип, показать свои актерские способности, умение перевоплощаться! — с восторгом рассказывал позже Сухоруков.
Его даже приглашали в Голливуд: новозеландский режиссер Ли Томахори, наслышанный о талантливом артисте из России, предложил ему роль русского «злого гения» в 20-й серии «бондианы». Поначалу Сухоруков воспринял идею с воодушевлением, несмотря на полное незнание английского, и даже в шутку пообещал переиграть самого Пирса Броснана.
Но позже, когда всё было уже согласовано, голливудские продюсеры перенесли график съёмок. На это Виктор Иванович пойти не мог:
Новый график меня никак не устраивал. Я же не в школе учусь, а серьезно работаю. Я не мог бросить ни «Театральное товарищество 814» Олега Меньшикова, где тогда играл в спектакле, ни съемки в фильме «Золотой век» у Владимира Хотиненко. Я подумал и решил: «От добра добра не ищут. Там «шило в мешке», а тут все понятно». И я сказал: «Вы там работаете, мы здесь. Я же не папуас под пальмой и банан мне в рот не падает». И отказался.
О своём решении народный артист не жалеет:
Наверное, я заработал бы много денег, но для меня они не главное. Предать коллег ради заработка преступно и грешно.
Кроме того, Виктор Сухоруков не разделяет стремлений большинства российских актёров во что бы то ни стало «засветиться» в американском кино. Он считает, что куда важнее реализовать себя на Родине.
Когда мне показали огромные тома каталогов актеров, желающих сниматься в Голливуде, я был поражен, - признавался артист в одном из интервью. - Там каждый лист – биография, судьба, лицо, и таких там сотни тысяч желающих зажечь свою «звезду». Только вот «спички» сырые… А у меня Россия – как две или три Америки по своей территории. Россию бы успеть обслужить, мне бы успеть по ней пролететь на крыльях своего таланта.
В последние годы актёр стал сниматься намного реже. Тем не менее, он регулярно радует поклонников новыми работами. Так, в конце сентября состоялась премьера сериала «Последний богатырь. Наследие», режиссёром которого стал Антон Маслов, ранее прославившийся картинами «Поехавшая» и «Многоэтажка», а также сериалом «Вампиры средней полосы». Сухоруков с удовольствием принял предложение и сыграл в новом байопике небольшую, но яркую роль — вождя чуди.
Правда, сниматься было нелегко: по сценарию племя чудь — низкорослое. А потому Сухорукову, чей рост почти 170 см, пришлось несколько дней подряд передвигаться на коленях. Однако отказаться от такого подарка судьбы актёр просто не мог, ведь на съёмки его позвал лично оператор Сергей Астахов, с которым у Виктора Ивановича сложились очень тёплые отношения.
Я безоговорочно, не рассуждая, пошел за ними. И нисколько об этом не жалею, - подчеркнул Сухоруков в беседе с журналистами.
К тому же, признаётся артист, время, когда он был загружен работой, давно прошло, и теперь особенно выбирать не приходится:
Я сейчас не очень избалован кинематографом и всякими предложениями, но то, что я здесь оказался — считай, что это мой счастливый билет. Очередной. Хорошего много не бывает и не должно быть. Иначе пресытишься и не поймешь, а в чём богатство, в чём счастье. И в чём радость жизни.
Живёт Сухоруков очень уединённо и крайне скромно, хотя в шутку называет себя богатым человеком:
У меня двадцать брюк висят в шкафу, двадцать пар туфель, много рубашек — я очень люблю рубашки. Иногда смотрю на свой гардероб и думаю: «У меня же за всю жизнь столько не было!»
У актёра есть двухкомнатная квартира в элитном доме в центре Москвы, но этим всё его имущество и ограничивается. Ни особняков, ни драгоценностей, ни автомобилей у него нет — по словам Виктора Ивановича, машины ему просто противопоказаны.
Однажды меня усадили за какой-то симулятор, чтобы я смог почувствовать себя водителем. Какой там! Через минуту был в кювете, - разводит руками звезда «Брата».
Бизнесом он тоже заниматься не умеет и не хочет:
Мне это категорически противопоказано, потому что я мгновенно разорюсь, меня убьют или посадят в тюрьму. А ни того, ни другого я не хочу.
К 73 годам Виктор Сухоруков так и не обзавёлся ни спутницей жизни, ни детьми. В чём причина его одиночества — никому не известно, свою личную жизнь он никогда не афиширует и категорически пресекает все попытки журналистов покопаться в его «грязном белье».
В свободное время артист с удовольствием работает на своей скромной даче в родном Орехово-Зуево – в это сложно поверить, но знаменитый артист ездит туда на метро и электричке, как обычный пенсионер, копает грядки, выращивает картошку-морковку и сотни видов красивейших цветов.
У меня там рай, - с удовольствием рассказывает актёр. -Я на даче принадлежу себе, отдыхаю, на природе сочиняю сценарии, пишу стихи.
Единственный человек, который составляет пожилому артисту компанию — его родная сестра. Вечерами они пьют чай и вспоминают ушедших родителей.
Очень надеемся, что они там, на небесах, нас видят и слышат, знают, как мы живем, а мы живем очень хорошо, только об одном жалеем, что их нет рядом с нами, - признаётся Сухоруков.