На недовес в пачках пакетированного чая на полках магазинов, в том числе, крупных федеральных игроков, обратили внимание в октябре в петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». Речь идёт о том, что в протестированных образцах масса нетто (чистый товар без упаковки) оказалась ниже официально заявленной на этикетке.
Незначительный, но только на первый взгляд, без учёта гигантских масштабов продаж любимого многими россиянами напитка и стоимости 1 килограмма, недовес исчисляется в граммах для пачки. Но зато он выявлен в каждой второй из купленных общественниками. Где-то в итоге стало не хватать, например, 4 грамма. Это даже по старым меркам, уже минус два пакетика.
Дело в том, что бизнес нашёл официальный способ снижать затраты, сдерживая цены. Речь идёт о нашумевший в последнее время шринкфляции или даунсайзинге, когда ретейл официально выставляет на полки товар со сниженным качеством, уменьшенным объёмом или весом товара. Яркий пример — сливочное масло, пачки которых «слетели» со 180 грамм ещё несколько лет назад до 155 и 165 теперь. Но вот о таких манипуляциях как раз честно сообщают на этикетке в отличие от недовеса.
Для чая дайнсайзинг уже раньше «сбросил» пакетик с 2 граммов до 1,75 и даже 1,55. Эта информация для потребителей как раз доносится, так же как и фактическая масса нетто. Поясним, что о шринкфляции в материале речь не пойдёт.
Между тем, с недовесом, о котором никто не информирует, можно столкнуться практически везде. Особенно это актуально для лёгкой по весу и традиционно продаваемой на граммы продукции, такой, как специи, снеки, сухарики. Но наказать себя рублём можно и при невнимательной покупке овощей, фруктов, мороженого мяса.
Как поясняет независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, случаи недовеса продукции в торговле были всегда. У производителей существует понятие усушка, утруска и т.д. Другое дело, что квалифицированные технологи всегда учитывали такие процессы и заранее для подобных товаров закладывали чуть большую массу или объём.
— Почему некоторые такие специалисты больше не уделяют внимание этим производственным моментам, это хороший вопрос, наводящий на определённые размышления.
По моим ощущениям, основанным на работе с поставщиками, с продуктовыми сетями, покупателями, количество случаев недовеса сейчас выросло на треть, — делится Михаил Лачугин.
По его мнению, возможно, недовесы начали чаще замечать, потому что люди сейчас в принципе стали более бдительными. На фоне роста цен покупатели теперь внимательно читают этикетки, изучают не только состав, но и вес, и объём.
— Этому способствует и получившая сейчас массовое распространение шринкфляция или даунсайзинг. Такая повышенная внимательность — это, на самом-то деле, хороший процесс. Чем грамотнее покупатель, тем сложнее его обмануть. Но это обстоятельство заставляет и сети быть в тонусе, чтобы не растерять покупателей, — считает Михаил Лачугин.
Руководитель экспертно-информационного центра Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова подчёркивает, что в теории понятия «усушка» и «утруска» должны существовать лишь для технологов, фасовщиков, а также складских работников.
— В продуктовом ретейле, если заявлен один вес продукта на упаковке, то не ниже такого он и должен быть. Повторюсь для ясности, больше — возможно, но не меньше ни на несколько грамм. Если на пакете с продуктом условно написано: 1.538 кг, то там не может быть 1.410, или 1.359 и т.д., — констатирует она.
Как полагает Татьяна Суетова, недовес говорит о том, что кто-то из этой цепочки что-то сделал неправильно.
— Могли ошибиться фасовщики, случайно или намеренно, это другой вопрос. Могли продукцию хранить без соблюдения всех необходимых условий на складах оптовика или ретейлера. Могли ошибиться перевозчики. Здесь нет исчерпывающих вариантов, — констатирует она.
По словам Михаила Лачугина, с недовесом можно столкнуться в ситуации не только с чаем или кофе, но и со специями, снеками, сухариками, а также крупами (греча, рис и т.д).
— Последние и подлежат, как раз, усушке. Так, можно привести пример с той же гречей. Для пакета весом на 900 грамм профессиональный технолог должен заложить 905—910 граммов крупы по здравой логике, — приводит пример эксперт.
Как рассказывает Михаил Лачугин, часто недовес встречается и с расфасованными фруктами (цитрусовые, яблоки, бананы). Если их вовремя не переместить в холодную зону, то произойдёт усыхание. Все опытные ретейлеры это прекрасно знают и не в их интересах терять деньги.
Татьяна Суетова уточняет: чаще это всё же лёгкие продукты, массу или объём которых сложно почувствовать «на руку». К примеру, орехи, сухофрукты, зелень в пакетиках и т.д. Иногда такое случается и с овощами.
Генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов отмечает, что с ситуаций с недовесом расфасованного чая, кофе, зелёного горошка или кукурузы в банках, круп в их компании не сталкивались. Но есть хороший пример с замороженной или полузамороженной мясной продукцией. Она даже при правильном хранении теряет влагу, а значит, и вес.
— У нас было так, что мы заказывали условные 963 килограмма говядины или курицы. При пересчёте конкретно в количестве поставленных коробок всё сходилось. А вот при подсчёте непосредственно в килограммах недовес мог доходить до 1—2%. Мы пробовали прояснить ситуацию с этими производителями. Но в ответ было сказано: «Если что-то не нравится, работайте с другими». За недовес в тех партиях пришлось выложить деньги из собственного кармана, — рассказывает Антон Вересов.
От себя отметим, что для партии в 963 килограмма 1—2% «усушки» это 9,63 или 19,26 кг соответственно.
Как добавляет Антон Вересов, есть у технологов пищевых производств и такой термин как сухое созревание некоторых продуктов, когда они, грубо говоря, опять же теряют влагу, но при этом не только не теряют по органолептическим показателям, а, наоборот, вкус становится более насыщенным и концентрированным. Для мраморной говядины за 3—4 недели правильного хранения усушка составит примерно 150 грамм с 1 килограмма.
Сухое созревание действует и для некоторых видов сыров.
При малейших сомнениях в весе товара эксперты советуют взвесить его на контрольных весах. Это право покупателя, даже если есть этикетка с весом и ценой. Но и здесь есть свои нюансы.
Михаил Лачугин напоминает, что у многих ретейлеров на весах есть дублирующие ценники на уже даже взвешенный товар. При выявлении несоответствия веса заявленному, человек может наклеить новый стикер на место прежнего или рядом с ним.
Если нет дублирующих ценников, а подозрения присутствуют, всегда можно обратиться к кассиру или продавцу с требованием заново взвесить продукт.
Татьяна Суетова добавляет, что во многих случаях данные о ценах на фасованные товары у кассиров есть. Иногда они соглашаются пересчитать стоимость, хотя они и не обязаны это делать. Потому лучше заранее поискать администратора отдела или магазина. В большинстве случаев такие работники соглашаются заменить товар на соответствующий заявленному весу.
— Крайне редко встречаются отказы. Тогда придётся писать заявление с требованием либо вернуть разницу в стоимости.
Опять же здесь возможны разные сценарии. Иногда ретейлеры сами фасуют продукцию. Тогда администрация будет разбираться со своими работниками и к ним предъявлять претензии. Чаще всё-таки это вина сторонних фасовщиков. С них сети и будут спрашивать, — разъясняет Татьяна Суетова.
По её словам, во втором сценарии винить именно ретейлеров сложно. Проверить досконально каждую упаковку было нереально даже в советские времена, а ассортимент тогда был несравним с тем, что есть сейчас в современных продуктовых сетях.
Как добавляет Татьяна Суетова, может выйти и так, что недовес обнаружен уже только дома. И это самый худший сценарий для покупателя. Вернуть деньги в 90% случаев (и в 100%, если упаковка вскрыта) уже не получится. Так что остается быть бдительным, и как опять же в советские времена «проверять деньги, не отходя от кассы».