Губернатор Вологодской области несколько дней назад выступил с резонансным сообщением: с 1 марта 2025 года, согласно новому законопроекту, в будние дни в регионе продажа алкоголя будет разрешена всего в течение двух часов — с 12:00 до 14:00. Кроме того, значительно расширился список праздников, когда запрещено продавать спиртное. При этом общепита эти запреты касаться не будут, кроме того, свободная продажа алкоголя сохранится в выходные дни и новогодние праздники.
Губернатор объяснил это большим количеством смертей в регионе, связанных с алкоголизмом.
— Это не запреты, а забота о каждой семье… Вологодчина и Русский Север вымирают. Только за год население области сократилось на 7,5 тыс. жителей. Страшные цифры. По масштабам — это целый муниципалитет. 71% смертей наших земляков трудоспособного возраста связаны с алкоголем, — отметил Георгий Филимонов в своём видеообращении, посвящённом законопроекту.
Представители государственной власти отреагировали на эту инициативу по-разному: кто-то поддержал, как депутат Султан Хамзаев, кто-то отметил, что на уровне страны такие инициативы не обсуждаются — соответствующий комментарий дал СМИ пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Однако если на всероссийском уровне подобных запретов пока, вероятно, не будет (даже лидер движения «Трезвая Россия», депутат Хамзаев отметил, что пока вносить подобный законопроект в Госдуму не планируется), то на уровне регионов всё не так однозначно: именно региональные власти обладают полномочиями, чтобы принимать подобные решения в своих субъектах.
— Борьба с алкоголизмом и продавцами алкогольной продукции набирает обороты на уровне субъектов РФ. Мы видим множество примеров этому: возврат вытрезвителей в Ставропольском крае, запрет продажи некоторым видам предприятий общественного питания, расположенных в жилых домах, алкогольной продукции в ночное время, — констатировал в беседе с 78.ru управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право» Дмитрий Терентьев.
Действительно, руководство ряда субъектов страны считает, что подобные меры позволят снизить объём потребления спиртного, а также поспособствуют ведению здорового образа жизни, снижению смертности и повышению рождаемости, отметил в разговоре с 78.ru заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев. Однако предложение вологодского губернатора неприятно напоминает антиалкогольную кампанию, которая проводилась в 1980-х годах в СССР. Тогда борьба с алкоголизмом не свелась к ограничению продаж спиртного — многие до сих пор помнят, как вырубали на юге страны виноградники.
— Вводя подобные ограничения, следует помнить негативный опыт нашей страны в 80-х годах прошлого века. Тогда ограничения, помимо положительного эффекта, сопровождающегося ростом продолжительности жизни, рождаемости и сокращением смертности, привели к дефициту алкоголя, высокому уровню социального напряжения, падению доходов государства от продажи спиртного, появлению, развитию и расширению нелегального рынка алкогольных напитков. Поэтому, вводя подобные меры сейчас, нужно предусмотреть негативный опыт прошлого, — напомнил Александр Дмитриев.
Негативных последствий эксперты прочат массу, и все они связаны не только с сомнительным эффектом в борьбе с алкоголизмом, но и с экономикой.
Самые очевидные проблемы связаны, конечно, с попыткой запретительными мерами ограничить спрос на алкоголь — они обычно не работают, а, напротив, создают искусственный ажиотаж. Дмитрий Терентьев, комментируя действия администрации Вологодской области, отметил, что они продиктованы ситуацией в регионе, но вряд ли дадут желаемый эффект.
— Во-первых, в первые дни можем увидеть, как люди не идут на обед, а идут в алкомаркет за покупкой алкогольной продукции (с 12:00 до 14:00 это как раз обеденное время для работающих людей с определённым графиком), и это, конечно, печально. Во-вторых, в первые дни можем увидеть огромные очереди именно в эти два часа в алкомаркетах, ажиотаж никогда не помогал в борьбе с алкоголизмом, скорее всего, люди будут покупать очень большими объёмами, — предсказал эксперт.
Все эти эффекты очевидны: с первыми общество сталкивалось ещё в 1980-х во время антиалкогольной кампании, второе мы регулярно наблюдаем, когда в СМИ появляются сообщения о дефиците какого-либо продукта — его моментально сметают с полок в количестве, явно не нужном одному человеку.
Ещё одним очевидным эффектом станет рост теневого сектора, от которого так старается избавиться государство — и акцизы, и маркировки направлены именно на это. В алкогольной сфере теневой сектор особенно опасен, поскольку может привести к массовым отравлениям, и это тоже уже случалось не раз в новой истории России.
— Подобные меры могут также не привести к снижению спроса, а наоборот, вызвать повышение спроса, но только в теневом секторе экономики. Недобросовестные продавцы начнут продавать дешёвый и некачественный алкоголь, продавать алкогольные суррогаты. Может увеличиться объём нелегального самогоноварения, — констатировал Александр Дмитриев.
В свою очередь, это отразится и на алкогольном рынке — причём главная сложность связана, как ни странно, именно с тем, что в разных регионах устанавливаются разные режимы торговли. Из-за этого усложнятся логистика и расчёты прибыли, повысятся цены, а в итоге пострадают не только обычные люди, не склонные к алкоголизму, но желающие приобрести шампанское на Новый год, но и бюджет, для которого поступления от продажи алкоголя достаточно существенны.
— Рынок будет сильно лихорадить, потому что нужно будет «затаривать» один регион так, другой так, третий совсем иначе, опять начнутся логистические игры, которые влияют на цены конечного продукта. «Окно продаж» сильно сузится, продать за два часа объём, который вы в среднем продаёте от 12 до 15 часов (в зависимости от региона), достаточно сложно. Все расходы при этом у организации остаются, соответственно, увеличится стоимость продукции, — описал будущее алкогольного рынка Дмитрий Терентьев.
И конечно, вырастет количество продаж с нарушением законодательства. Оно и сейчас есть, недаром появились знаменитые «наливайки» — розничные точки, которые по ночам превращаются в «общепит», чтобы обойти запрет на ночную продажу алкоголя. Именно с ними в первую очередь собираются бороться на Вологодчине, но борьба такими мерами вряд ли будет эффективной.
— В борьбе с «наливайками» это, скорее всего, не поможет, потому что у этого бизнеса двухпоточная система продаж, они днём «магазин», а ночью «общепит», поэтому тут нужны другие меры, — уверен Дмитрий Терентьев.
Надо отдать должное петербургским законодателям: посмотрев на коллег из Вологодской области, они уже заявили, что столь радикальные меры в Северной столице применять не планируется, хотя обсуждение шло. А вот с «наливайками», которые стали бичом Петербурга, бороться надо — для этого хотят запретить продажу алкоголя ночью во всех объектах общепита, кроме ресторанов. Поможет ли?
Дмитрий Терентьев отметил, что уже сегодня в российском законодательстве достаточно инструментов, чтобы контролировать алкогольный рынок и бороться с «наливайками». Так, один из них — Федеральный закон №171, который с апреля 2024 года дал возможность субъектам РФ вводить ограничения по времени продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания в жилых домах (за исключением ресторанов). Этим уже воспользовался ряд регионов, и этим собирается воспользоваться Петербург.
— Во-вторых, полный запрет продажи алкогольной продукции в определённые дни уже давно практикуется, и в этом ничего плохого нет. В-третьих, ограничение времени продажи алкогольной продукции в магазинах уже есть и хорошо работает, но ограничивать продажу двумя часами способ утопичный, на мой взгляд, — резюмировал Дмитрий Терентьев.
Чтобы всё-таки побороть «наливайки», эксперт предлагает активнее вести эту борьбу, но не под прикрытием решения проблемы алкоголизма и тем более не такими методами, которые спровоцируют ажиотажный спрос. Одним из вариантов Дмитрий Терентьев назвал работу по рейтингованию заведений общепита, которую сейчас ведёт Федерация рестораторов и отельеров.
— Ведётся работа Федерации рестораторов и отельеров по рейтингованию заведений и запрету попадания в статус предприятий общественного питания заведений, которые таковыми не являются (именно такими и являются «наливайки»). Уже сейчас есть субъекты РФ, которые просто не выдают таким заведениям (я говорю про «наливайки») лицензии, когда видят, что организация хочет ввести лицензирующий орган в заблуждение, — отметил эксперт.
Возможно, Петербургу следует воспользоваться этим опытом — следующим шагом после запрета продавать алкоголь ночью любому общепиту, кроме ресторанов. Тогда и число «ресторанов» с двумя номинальными столиками расти не будет или вырастет не так сильно, как могло бы после такого запрета.
Кроме того, в качестве меры решения проблемы Дмитрий Терентьев предложил ввести онлайн-продажу алкоголя. Вопрос этот дискуссионный, его не раз поднимали в правительстве страны. Минфин год назад заявлял, что поддерживает разрешение торговли спиртным через Интернет, которая была запрещена в 2007 году, однако плюсов у этой идеи набралось не так много, а минусов — порядочно.
Свой «плюс» в общую копилку предлагает Дмитрий Терентьев.
— Это (разрешение продавать алкоголь онлайн. — Прим. ред.) позволит большим продуктовым сетям вообще убрать алкогольную полку из офлайн-магазина (она у них достаточно бедная и по ассортименту, и по качеству), но позволит сделать её более разнообразной в онлайне. Люди будут приходить в продуктовый магазин, а сети имеют огромное количество магазинов, но алкоголь перед глазами у них мелькать не будет. Плюс посещать магазины, где алкоголем заставлено всё от пола до потолка и кависты стимулируют продажу алкоголя «вкусными» рассказами о продукте, не будет необходимости, — уверен эксперт.
Для реализации этой идеи потребуется создать законодательную базу и определить точки контроля — впрочем, такие меры нужны для любого предложения по регулированию алкогольного рынка. Главное, с чем согласны опрошенные 78.ru эксперты, — заниматься регулированием должно государство, а не отдавать решение вопроса на откуп регионам. Алкогольный рынок не только социально важный, но и сложный, поэтому заниматься им нужно централизованно.
— Все изменения в каждом конкретном субъекте должны быть согласованы с общефедеральной политикой государства, а то получится, что жители одного субъекта РФ за алкоголем будут ездить, а иногда и ходить, в другой субъект РФ. Всё-таки надо признать, что в связи с очень большим количеством субъектов РФ и большим дозволением к применению федерального законодательства требуется его централизация, — отметил Дмитрий Терентьев.
Централизация поможет и самому алкогольному рынку: производители будут понимать «правила игры», как работать, что можно и что нельзя — это позволит бизнесу развиваться в установленных, а главное, легальных рамках. Разносортица законодательства между регионами, напротив, вносит хаос и переводит торговлю в «серую зону».
— Запретить легче всего, но запреты имеют обратный эффект, и надо это учитывать, — подытожил Дмитрий Терентьев.
Будем надеяться, что это учтут законодатели не только Вологодской области, но и Северной столицы.