Более 37% станций постпродажного обслуживания в 27 городах России столкнулись в 2024 году с контрафактными запчастями, сообщило РИА Новости. Рост по отношению к 2023 году практически по всем самым популярным позициям почти двукратный: масла и ГСМ — 54% от всех подделок против 31%, фильтры — 35% против 15%, свечи зажигания — 33% против 23%, и только количество подделок деталей подвески и рулевого управления практически не изменилось — 19% против 14%.
Такой рост закономерен в сложившейся ситуации, когда Россию всеми способами отрезают от западного рынка, — учитывая количество западных автомобилей внутри страны, которые нужно как-то ремонтировать, увеличение контрафакта можно назвать неизбежным.
— В первую очередь рост числа подделок запчастей для легковых автомобилей связан с уходом зарубежных брендов. Сегодня нередки случаи, когда недобросовестные поставщики и продавцы под видом оригинальных запчастей, привезённых параллельным импортом, реализуют подделки, причём их качество оставляет желать лучшего, — констатировал в беседе с 78.ru генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна») Михаил Мартынов.
К проблемам санкций и параллельного импорта можно отнести и непрозрачную логистику, от которой страдает российский рынок: руководитель отдела обучения бренда AVTOPRIBOR Артём Березин в разговоре с 78.ru указал, что ретейлеры сталкиваются с увеличением сроков доставки и частыми задержками на таможне, а это в итоге влияет на рост популярности контрафактных товаров.
Есть и ещё одна очевидная и банальная причина: контрафакт, как правило, сильно дешевле оригинала, и многие автовладельцы покупают его в стремлении заплатить поменьше.
— В условиях экономической нестабильности и колебаний валютных курсов многие автолюбители стремятся сэкономить, что увеличивает спрос на более дешёвые запчасти, включая подделки, — констатировала в разговоре с 78.ru управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Кроме того, эксперт отметила несовершенство российской правоохранительной системы: контроля за контрафактом явно не хватает, а кроме того, за производство и продажу контрафактной продукции можно получить довольно мягкое наказание — так, продавцам придётся заплатить владельцу торгового знака до 5 млн рублей, в зависимости от нанесённого ущерба, но и только. Конечно, это значительно больше, чем прибыль от продажи таких подделок, однако в свете проблем, которые могут нанести поддельные запчасти, наказание действительно можно считать мягким.
Чаще всего «под удар» производителей подделок попадают запчасти для массовых и бюджетных автомобилей, отметил Артём Березин.
— Больше всего от подделок страдают известные зарубежные бренды, такие как BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Volkswagen, Ford, Hyundai и KIA. Это связано с их популярностью и широким распространением на рынках по всему миру. В то же время отечественные марки также подвержены риску, особенно популярные марки, такие как LADA, — констатировал эксперт.
Михаил Мартынов подтвердил эту информацию: по его данным, чаще всего подделывают запчасти под оригинальными брендами — например, Kia, Hyundai и другие. Также нередки подделки именитых брендов-аналогов, таких как NGK, Valeo, Bosch, Gates и других, поставляющих свою продукцию на конвейеры автопроизводителей.
Это понятно: запчасти для люксовых автомобилей и подделать сложнее, и продать труднее, и покупателей на них значительно меньше. В то же время массовые автомобили сочетают в себе все необходимые условия для эффективной продажи контрафакта: с одной стороны, их много, с другой стороны, их владельцы явно не против сэкономить. Впрочем, это проблема не только российского авторынка.
— Проблема подделки автозапчастей существует не только в России, но и во многих других странах. По статистике, чаще всего подделывают масляные, топливные и воздушные фильтры, тормозные колодки и диски, амортизаторы и элементы подвески. Также нередко встречаются поддельные аккумуляторы, электронные компоненты и даже лампочки. Кроме того, на российском рынке часто продают контрафактные масла и жидкости, использование которых негативно сказывается на работе двигателя и других систем машины, — констатировала Ирина Франк.
Вероятность подделки прямо пропорциональна популярности автозапчасти, добавил Михаил Мартынов. Например, одни из самых популярных подделок — моторные и трансмиссионные масла известных брендов, при этом отличить их с каждым годом становится всё сложнее: канистры и полиграфия этикеток на подделках выполнены на таком высоком уровне, что многие упаковки являются практически точной копией оригинальных с их многоуровневой защитой.
— Как и раньше, огромная доля подделок наблюдается среди ходовых запчастей. Например, фильтры, катушки зажигания и свечи на марки Toyota, Kia, Hyundai стабильно пользуются популярностью у «контрафактчиков». В последнее время стали подделывать даже запчасти для двигателей и коробок передач, — поделился эксперт.
Всё это было бы просто неприятно, если бы било только по карману потребителя: потери в деньгах могут быть существенными, по словам экспертов, доля дорогостоящих ремонтов из-за поддельных запчастей выросла на 49% год к году. Однако последствия могут быть и гораздо более серьёзными и опасными.
Использование поддельных запчастей приводит к ухудшению характеристик автомобиля, снижению его надёжности и безопасности, объяснил Артем Березин.
— Поддельные детали изнашиваются значительно быстрее, что увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций и возможности отказа автомобиля в самый неподходящий момент, — уточнил он.
Таким образом, первое, о чём нужно помнить, покупая неоригинальную деталь — это об увеличении риска ДТП, ведь сложно представить менее подходящий момент для поломки автозапчасти, чем в момент езды по дороге. А такое случается: как указала Ирина Франк, к примеру, контрафактные тормозные колодки и диски не только быстро стираются, но и могут сломаться прямо во время движения.
— Как правило, поддельные запчасти обладают низким качеством, что приводит к их быстрому износу или поломке. Из-за этого автомобилисту придётся чаще делать ремонт, а машина будет менее надёжной, — констатировала эксперт.
Ремонт сам по себе может «влететь в копеечку», особенно если из-за контрафактной детали повредятся какие-либо другие, тем более оригинальные и малодоступные. Но есть и ещё один тонкий нюанс, на который обратили внимание эксперты: установка поддельных запчастей может привести к утрате гарантии на автомобиль. В результате ремонт придётся делать за собственные средства, так как производитель может отказать в гарантийном обслуживании и будет прав.
— Важный момент, который стоит запомнить автомобилистам: даже несмотря на привлекательную стоимость поддельных запчастей, их целенаправленная покупка и использование, вероятнее всего, обернутся большими расходами в будущем. Изначально сэкономленную сумму перекроют затраты на частые ремонты, замены и потенциальные аварии, — резюмировала Ирина Франк.
Однако не всегда потребитель покупает контрафакт сознательно — стремление сэкономить нельзя ставить ему в вину, а подделки временами по цене отличаются от оригинала не настолько сильно, чтобы насторожить покупателя.
Немаловажным фактором популярности подделок на российском авторынке является недостаток информации среди потребителей о том, как отличить подделку от оригинала, указала Ирина Франк. Поэтому 78.ru попросил экспертов составить список, как нужно правильно покупать автодеталь.
1. Приобретать запчасти у официальных дилеров или в проверенных магазинах.
Это главная рекомендация, которую дали эксперты, — она поможет отсечь большую часть контрафакта.
— Собственными силами покупателю сложно понять, подделка перед ним или оригинальная запчасть. Есть сервисы, помогающие проверить оригинальность деталей, но они не могут дать 100% гарантии. Поэтому главная рекомендация сегодня — приобретать запчасти у проверенных продавцов, давно присутствующих на рынке. Они, как правило, дорожат своей репутацией и стараются не допускать продажи подделок в своих сетях. Также рекомендуем пользоваться услугами компаний, предоставляющих комплекс услуг по обслуживанию автомобилей и продаже комплектующих. Обслуживая автомобиль и покупая детали у них, вы получаете гарантию на произведённые работы и запчасти, — рассказал Михаил Мартынов.
В свою очередь, Ирина Франк посоветовала избегать сомнительных интернет-магазинов с очень низкими ценами: оригинальные запчасти в основном имеют стабильную цену, и слишком низкая стоимость по сравнению с рыночной должна насторожить.
2. Проверить упаковку, маркировку и штрихкод.
— Особое внимание следует уделить качеству упаковки: у оригинальных запчастей она всегда высокого уровня, без дефектов и с чёткими надписями. Также стоит проверять наличие на упаковке голограмм, серийных номеров и других средств защиты, — рекомендовал Артем Березин.
3. Осмотреть запчасть.
— При осмотре запчасти обратите внимание на её внешний вид и наличие изъянов. У подделок могут быть грубые недостатки: например, царапины, вмятины, неровные швы и надписи. Если возможно, то сравните деталь с оригиналом, который установлен на вашем автомобиле. При этом проверьте размеры, форму и конструкцию детали, — посоветовала Ирина Франк.
4. Запросить у продавца сертификаты качества или соответствия.
— У надёжных ретейлеров такие документы должны быть в наличии. Изучите отзывы о продавце: рейтинг, количество положительных комментариев и опыт других покупателей помогут сделать верный выбор, — отметила эксперт.
5. Проверить деталь на онлайн-сервисе.
Такие сервисы не дают 100% гарантии, как выше пояснял Михаил Мартынов, однако в некоторых случаях ими можно пользоваться — например, если их предоставляет сам производитель на своём сайте.
— Если у вас возникают сомнения по поводу качества запчастей, обратитесь к профессиональным механикам или в специализированные сервисы для консультации, — подытожила Ирина Франк.
Но что делать, если деталь уже приобретена? В этом случае дороги три, как указывают эксперты: к автомеханику, к продавцу и в суд.
К автомеханику следует обращаться, если возникли проблемы с работой детали — возможно, дело не в том, что она поддельная, а в неправильной установке. Если деталь на гарантии, можно обратиться к продавцу или производителю и узнать условия возврата.
— Соберите все документы, связанные с покупкой детали (чек, гарантия и т. д.). Это может пригодиться в случае спора с продавцом или при возврате товара. Если вы подозреваете, что деталь контрафактная или бракованная, то свяжитесь с продавцом: вам могут предложить возврат, обмен или другие варианты решения вопроса, — посоветовала Ирина Франк.
Если же продавец отказывается решать возникшие вопросы относительно детали, остаётся одна дорога: к юристу и в суд, отстаивать нарушенные права.
Проблема контрафакта, вероятно, вечна, поскольку стремление купить товар подешевле неизбывно у потребителя. Рост подделок в России объясняется санкциями и работой параллельного импорта, борьба с ними ведётся, но ещё многое предстоит сделать.
К примеру, Михаил Мартынов возлагает надежды на комплексный подход к проблеме и работу системы «Честный знак».
— Выходом может стать внедрение системы «Честный знак» на различные группы автозапчастей. Мы видим сегодня, что эта система себя отлично зарекомендовала в других сферах потребительских товаров. Сегодня уже есть предпосылки внедрения маркировки на моторные масла. После чего импортёров и производителей, скорее всего, обяжут маркировать и другую продукцию, — отметил эксперт.
«Честный знак» действительно хорошо себя зарекомендовал: сегодня уже 17 категорий товаров должны маркироваться обязательно, в том числе шины и покрышки, ещё 20 категорий, в том числе моторные масла и кабельная продукция, находятся на стадии пилота. Система позволяет обнаруживать подделки благодаря отсутствию маркировки, а для некоторых категорий товаров даже установлен разрешительный режим на кассах — то есть пробить такой товар без маркировки на кассе не получится. С 1 ноября 2024 года он коснётся нескольких групп товаров, в том числе шин.
— На мой взгляд, это важный шаг на пути к обелению рынка запчастей. Конечно, он не будет быстрым, но с каждым новым этапом количество контрафактной продукции будет снижаться, — считает Михаил Мартынов.
В мае 2024 года Центр развития перспективных технологий — оператор «Честного знака» — приводил такие цифры: рынок молочной продукции благодаря системе обелился на 17%, а производство фальсификата сократилось в 60 раз; рынок упакованной воды обелился на 45%, обуви — на 56%, парфюма — на 37%, табака — на 11%. Можно надеяться, что и в случае автозапчастей результаты будут сопоставимы.
И конечно, ещё одной важной составляющей обеления рынка автозапчастей, помимо маркировки, должно стать импортозамещение — ведь если можно просто и без проблем купить отечественную оригинальную деталь, с контрафактом связываться станут значительно меньше.
— После ухода с российского рынка ряда иностранных брендов поиск и замена оригинальных запчастей стали серьёзной проблемой для автовладельцев. Однако российские производители автокомпонентов постепенно увеличивают свою долю на рынке, успешно адаптируя продукцию как для западных, так и для китайских автомобилей, сохраняя при этом высокое качество. Статистика свидетельствует о том, что после долгого доминирования иностранных компаний наблюдается переход к более перспективному развитию отечественных производителей, — констатировал Артем Березин.
Всё вместе должно помочь отечественному рынку автозапчастей, однако произойдёт это явно не в ближайшем будущем. А пока автовладельцам нужно быть предельно внимательными и помнить, что, сэкономив на запчастях, можно попасть в большие неприятности — как в автосервисе, так и на дороге.