Владимир Епифанцев — коренной москвич, родившийся 8 сентября 1971 года в известной семье. Отец — актёр театра и кино Георгий Епифанцев, хорошо знакомый советским зрителям по фильмам «Угрюм-река», «Фома Гордеев», «Приваловские миллионы» и др. Мать — Татьяна — работала театральным художником.
Помимо Владимира, в семье росли Михаил и Наталья. Мальчики с детства были знакомы с театром, а их первым выходом на сцену стал спектакль «Сталевары». Когда Владимир подрос, то дебютировал в постановке «Утиная охота» в роли пионера, который несёт похоронный венок.
— Я уже тогда понял, что должен похоронить театр, когда стану бунтарём, — признавался Епифанцев.
В 1992 году Епифанцев-старший погиб под колёсами поезда — незадолго до этого артист пристрастился к алкоголю. Спустя ещё шесть лет от передозировки наркотиками умер старший брат Владимира Михаил. У мужчины остался сын Пётр, который болен ДЦП. Опеку над мальчиком взяла бабушка Татьяна.
Впервые на телеэкране Владимир Епифанцев появился в 1981 году в киножурнале «Ералаш» благодаря другу отца. Но съёмки не понравились мальчику: по его словам, это была «тягомотина», к тому же актёра одели в специальную одежду не по погоде.
В школе Епифанцеву тоже было не по душе. Он шёл туда с единственной целью — провести время весело «в кругу девочек». Но в реальности всё оказалось иначе, поэтому Владимир решил объявить войну системе — он не ходил на уроки, иногда выпрыгивал из окна, игнорировал экзамены. До выпускного класса Епифанцев-младший дошёл только благодаря стараниям матери.
— Я игнорировал школу сразу, как только в неё попал. Я думал, что это будет весело, там будет много девчонок — я был заворожён женским полом. И думал, что сейчас с девчонками встречусь и буду кайфовать. А там только 15 минут, когда ты можешь подножку поставить. До девочек я так и не добрался, — делился воспоминаниями он.
Подростковый бунт Владимира Епифанцева продолжился в Щукинском училище. Первые курсы будущий артист ходил на занятия босиком и старался всячески соответствовать образу «непонятого всеми художника».
— Искусство — это война. Я понял, что надо биться с затхлостью, пошлостью и неинтересностью. Того, что является поп-культурой, конъюнктурой. Я хотел не просто постигать материал, а препарировать, расчленять его, — объяснял актёр.
Не все великие мастера оценили эпатаж Епифанцева. В частности, Владимир Этуш и вовсе грозился отчислить странного студента, который позволял себе оголяться прямо на сцене. Но за эпатажного артиста горой стоял педагог и режиссёр Театра им. Вахтангова Владимир Иванов. Благодаря ему же Епифанцев одновременно учится на режиссёрском факультете в ГИТИСе.
Владимир Епифанцев признавался, что не хотел быть актёром — его куда больше привлекала работа за кадром. Одновременно с этим он мечтал к 24 годам стать всемирно известным, поэтому организовал антитеатр под названием «Прок-театр».
По его словам, он не потратил ни копейки на его создание: в качестве помещения Епифанцев использовал заброшенную фабрику по изготовлению картона, а свет и декорации подворовывал в ГИТИСе. В 1994 году москвичи увидели спектакли «Иисус плакал», «Совращение сторптивой» и авторское прочтение «Ромео и Джульетты» — и пришли с дикий ужас.
— Называть этот спектакль постановкой Шекспира язык не поворачивается. От классического текста осталось несколько фраз и пара монологов. Просто в маленьком сценическом пространстве «Фабрики» существуют мужчина и женщина, звук и свет. Сюжет ухватывается с трудом. Мужчина и женщина вместе, потом они ссорятся, женщина погибает, мужчина без неё тоже гибнет. <…> Ромео в исполнении Епифанцева преображается в ревущее чудовище, растерзанное и неистовое, он практически агонизирует у нас на глазах, — писали театральные критики.
Впрочем, инакомыслие Епифанцева проникло и на ТВ: вчерашнему студенту позволили вести шоу «Дрёма» вместе с Анфисой Чеховой. Безобидный проект с музыкальными клипами постепенно превратился в авангард. Эксперименты над терпением зрителей достигли апогея в фильме Светланы Басковой «Зелёный слоник».
В откровенно мерзкой ленте Епифанцев сыграл одного из главных героев — офицера Братишку, который вместе с сослуживцем Поехавшим (Сергеем Пахомовым) попадает на гауптвахту. Впрочем, картина получила восторженные отзывы у критиков, а некоторые кадры из неё и вовсе легли в основу мемов.
Однако даже у Владимира после просмотра фильма возникло «чувство стыда». На вопрос, зачем актёр согласился сниматься в таком скандальном проекте, он ответил, что просто хотел помочь режиссёру Басковой. В мае 2022 года картину запретили к распространению в России. Равно как и вторую часть «Зелёного слоника» зрители когда-либо увидят в ближайшем обозримом будущем.
Внешность Епифанцева пришлась по вкусу режиссёрам детективов и криминальных лент, поэтому неудивительно, что с 2001 года его приглашают в проекты вроде «Антикиллер», «Непобедимый», «Шпион», «Несокрушимый» и др. для роли специальных агентов, капитанов МВД, майоров и полковников. В настоящий момент фильмография Владимира Епифанцева насчитывает более 130 работ.
Однако неправильно было бы сказать, что, перейдя шестой десяток, Владимир Епифанцев поборол юношеский максимализм и осознал ошибки молодости. В 2011 году вышла экранизация романа Виктора Пелевина «Generation „П“», которую снял Гинзбург. На главную роль должны были утвердить другого актёра, но артист буквально сделал всё, чтобы её заполучить. В ходе съёмок для лучшего погружения в роль Владимир начал есть мухоморы.
— Самое лучшее, что в этом фильме нет никакого чёткого понимания, что же ты всё-таки увидел. Это очень странное впечатление. Наверное, как после грибов, хотя на съёмках я не ел мухоморы, жевал, а потом выплёвывал и полоскал рот водой. Но достаточно посмотреть этот фильм, чтобы понять, что такое грибы, ЛСД и т. д. Глюк удался, — объяснял актёр.
Но что-то пошло не так, и Епифанцев стал настоящим адептом ядовитых грибов. С их помощью он якобы пытался разгадать тайну бытия и дошёл до того, что сформулировал целую философию. С его слов, регулярное употребление мухоморов несёт только пользу организму.
В апреле 2023 года будто бы в назидание последователям «мухоморов» Госдума приняла закон, запрещающий незаконно покупать, хранить или продавать грибы с псилоцибином и псилоцином. Епифанцев воспринял нововведение крайне остро.
— У нас на всё статьи. На грибы статьи! Нельзя грибы, всё самое хорошее у нас нельзя! Можно только убивать людей по команде. Мы живём в фашистском военном государстве, — заявил он в эфире радиостанции «Аврора».
Останавливать потоки гнева Епифанцев не перестал и в августе этого же года записал видеоролик. Одетый в полицейскую форму он заявил, что не считает себя патриотом, а в России находится постольку-поскольку.
— Я далеко не патриот. Не отношу себя к россиянину. Эти все слова — названия. Я просто живу, я не где-то живу, не в России, а просто живу. Вот эта идентификация себя, как «я живу где», уже абсурдна сама по себе! — рассуждал артист.
Даже несмотря на столь громкие высказывания, Владимир Епифанцев продолжает жить в России и сниматься в русскоязычных фильмах. С его слов, он зарабатывает «скромные 10 млн рублей», которые тратит на алименты сыновьям и хорошую еду.
Однако журналисты выяснили, что треш-актёр владеет сразу тремя квартирами в центре Москвы. До недавнего времени он жил в районе Патриарших прудов, в «трёшке» доходного дома, который внесён в список культурного наследия. В 2022 году стоимость элитной недвижимости в этом районе достигала 77 млн рублей, и вполне вероятно, что за два года цены значительно выросла.
Другая квартира Епифанцева площадью 58 «квадратов» находится в непосредственной близости к Кремлю — во дворе Тверской улицы. Из-за такого расположения стоимость квартир может доходить до 100 млн рублей.
Ещё одни апартаменты находятся на Новом Арбате. Предположительно, сейчас в них проживает старший сын артиста, 19-летний Гордей. Квартира имеет удобное расположение: всего в нескольких метрах находятся Москва-река и Садовое кольцо. Цена недвижимости в этом районе доходит до 45 млн рублей.
Удивительно, но нашлись-таки женщины, которые полюбили Владимира Епифанцева. Первой женой актёра стала Юлия Стебунова, студентка музыкального факультета. Студенческий роман быстро развивался, вскоре артисты сыграли свадьбу и съехались. Юлия в отношениях была ангелом и всегда старалась угодить супругу, а он вел себя как тиран и деспот.
Спустя три года скандалов и взаимных упрёков Юлия подала на развод. Самолюбие актёра сильно пошатнулось после этого, но он всё же отпустил девушку. В браке у них не родилось детей: в юности Стебунова пережила серьёзную аварию, поэтому не могла иметь детей.
Второй женой Епифанцева стала актриса Анастасия Веденская. 19-летнюю студентку Щепкинского училища артист увидел на театральной сцене — и влюбился. Девушку не оттолкнуло то, что на голове у Епифанцева был ирокез, а одежда усыпана шипами.
Через три месяца после знакомства Анастасия сообщила Епифанцеву, что беременна, но становиться матерью не входило в её планы — она хотела построить карьеру. Но Владимир был категоричен и убедил девушку сохранить ребёнка. А вскоре сделал ей предложение.
В 2005 году у Епифанцева появился сын Гордей, а спустя три года в семье праздновали пополнение — родился Орфей. Крестными родителями мальчиков выступили Иван Охлобыстин и Анна Михалкова.
Развод пары спустя 14 лет совместной жизни были громким, главным образом потому, что Юлия заявила об измене Епифанцева с лучшей замужней подругой, актрисой Анной Цукановой-Котт. Правда вылезла наружу тогда, когда Веденская пришла в номер к Владимиру и увидела эсэмэску любовнице: «Ко мне сегодня не приходи. У меня Настя».
— Одно время у меня не было никаких любовниц, был этот страх: не дай бог другая женщина — жена загрызет. Потом одна случайно появилась. Были проститутки, какие-то левые женщины. Человек неизбежно будет искать, где ему хорошо, где ему спокойно, где ему будут радоваться. А у нас с Настей были только нервы, истерики и драки, — рассказывал Епифанцев.
Впрочем, как выяснилось, Владимир не единожды был неверен супруге. В 2015 году он позвал на свидание давнюю поклонницу 20-летнюю Юлию Семёнову, которое закончилось в постели. После этого они ещё несколько раз встречались, даже организовали совместную фотосессию. Но называли отношения дружескими.
Девушка мечтала о том, чтобы стать избранницей Епифанцева, но тот категорично сказал, что она не впитывается в его стандарты женской красоты. Владимир предпочитал стройных и ярких девушек, а Юля не могла этим похвастаться. Ради любимого юная особа похудела на 30 килограммов и смена имидж пай-девочки.
В 2022 году Епифанцев и Семёнова поженились, но назвать их отношения традиционные едва ли повернётся язык. Журналисты писали, что артист живёт с тремя 20-летними девушками одновременно.
— Это [девушки] не просто друзья. Это как бы часть меня. Так сложилось в жизни. Не буду подробности рассказывать. Люди не поймут. Пока ещё не готовы к этому. В фильмах бывает, что за тобой идёт кто-то, какие-то невидимые персонажи. Они видимые. Они — я, как и весь мир это я. Каждая частица мироздания — я, — заявил артист в интервью.
Епифанцев продолжает жить и работать в России, несмотря на крайне сомнительные высказывания. В ближайшие два года с его участием готовятся к выходу несколько лент — «Просто Михалыч-2», «Жуки-4», «Два холма-3» и др. В социальных сетях Владимир занимается «просветительством» и продолжает рассказывать о том, с помощью чего постичь смысл жизни. Известно, что сыновья — Гордей и Орфей — не общаются с отцом, поскольку им стыдно за него.