Прямой эфир

Петушары, Tesla, Wildberries: на чём и как рэпер Тимати зарабатывает миллиарды

Анна Федорова
15 августа, 22:19
Тимати на одном лишь ресторанном бизнесе выручил в прошлом году больше миллиарда, но мама в день 41-летия пожелала певцу «не вестись на лесть». Несколько лет назад шоумен порвал с брендом Black Star, но не потерял в доходах. Как это у него получилось?
Коллаж: Petrov Sergey/news.ru/globallookpress.com, Artem Sobolev/news.ru/globallookpress.com, Bulkin Sergey/news.ru/globallookpress.com, flaticon.com

Тимати — популярный российский рэпер. Он регулярно попадает в рейтинги звёзд шоу-бизнеса и спорта, которые заработали больше всего денег. При этом в отличие от большинства коллег исполнитель делает ставку не только на творчество и рекламу, но и на другие направления — от тату-салонов до автомоек.

Как Тимати стал бизнесменом

Настоящее имя музыканта Тимур Юнусов. Он родился в 1983 году и рос в состоятельной татарско-еврейской семье, а потому мог особо не беспокоиться о таких популярных социальных лифтах, как образование. Вместо этого артист посвящал свои будни творчеству. Свою первую группу он создал в возрасте 14-15 лет, а в 2000-м уже работал с Децлом. Однако всенародная слава пришла к музыканту пару лет спустя, когда в 18-летнем возрасте он пришёл на проект «Фабрика звёзд-4».

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Там Тимати познакомился с 16-летней Алексой (Александрой Чвиковой). За их романом, ссорами, трогательными примирениями и совместными творческими проектами наблюдала вся страна. Вскоре после окончания «фабрики» пара рассталась. Скептики решили, что это был всего лишь «пиар-роман», чтобы вызвать больше сочувствия у публики, но сами артисты утверждали, что чувства были настоящими. Просто недолговечными.

В 2006-м году Тимати выпустил дебютный альбом Black Star и совместный с Алексой клип на песню «Когда ты рядом». Однако тут же выяснилось, что амбиции юного музыканта не ограничиваются одним лишь творчеством. В том же году он вместе с друзьями детства учредил продюсерский центр «Black Star Inc.». В разные годы с лейблом Тимати сотрудничали такие популярные коллеги, как Джиган, Егор Крид, L’One и Клава Кока.

Фото: Anton Belitsky/Russian Look/globallookpress.com
Фото: Anton Belitsky/Russian Look/globallookpress.com

Идея продажи мерча находится на поверхности, однако Тимати сразу замахнулся на собственный бренд одежды. В настоящее время Black Star Wear — это интернет-магазин и некоторое количество стационарных точек. Компания распространяется по франшизной модели, а будущим франчайзи обещают дополнительную рекламу за счёт коллаборации с артистами лейбла.

В 2016-м году на Новом Арбате открылся первый ресторан сети Black Star Burger. Инвестиции владельцы оценили в 20 млн рублей. «Фишкой» ресторанов стали чёрные одноразовые перчатки, которые выдают клиентам, чтобы не пачкать руки о бургеры. К середине 2018-го года сеть выросла до восьми ресторанов. Один из них торжественно открыли в Грозном при личном участии Рамзана Кадырова. Правда, позже стало известно, что эту точку Тимати с партнёрами передали чеченским предпринимателям.

Фото: vk.com/blackstarburger
Фото: vk.com/blackstarburger

К тому времени в группу Black Star входили также агентство маркетинговых коммуникаций Global Star, разработчик софта для музыкального бизнеса Make It Music, барбершоп и студия 13 by Black Star, футбольное агентство Black Star Sport, игровая компания BS Gaming и автомойка Black Star Car Wash. Позже артист пытался развивать и другие направления, но далеко не все они взлетели.

Скандалы с участием Тимати как бизнес-стратегия

С самого начала бренд Black Star развивался благодаря имиджевой работе Тимати, который уделял много времени концертной деятельности, ведению соцсетей и работе с публикой. При этом артист не гнушался агрессивными формами пиара и часто вступал в яркие перепалки, провоцируя скандалы.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

В своё время артист разругался с Децлом. Тому в числе прочего не понравилась политическая позиция Тимати, которые старательно артикулировал свою пропутинскую и прокремлёвскую позицию. А в 2015-м году артист высмеял бывшего друга Джигана. Основанием для сарказма послужила «бедность» коллеги. Тимати выложил своё фото на фоне спорткала с полотенцем Luis Vuitton, отметил на снимке Джигана и добавил подпись:

«На фото собирательный образ среднестатистического лоха, который на последние деньги приехал на Юг Франции, взял у знакомых машину, чтобы сфоткаться и выложить снимок с модной геолокацией, чтобы все в ленте смотрели и завидовали его крутости. Чужие лодки, чужие тачки, чужое шампанское. Чужая жизнь, которая имеет место лишь на фото в ленте. Ведь здесь никто не знает, что через 5 минут меня прогонит хозяин машины, так как ему надо домой, <…>, которая дала полотенце, попросит его обратно и прыгнет в „Ролс“ к поседевшему дяденьке, а я вернусь на такси, обратно в свой трехзвездочный отель под городом».
Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com
Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com

Другой раз Тимати атаковал Диму Билана. Поводом стал концерт, на котором артисту стало плохо.

— Яночка, тебе самой не стыдно за своего артиста? <…> То, что он, не стесняясь, выходит на сцену «под воздействием психотропных веществ» к молодой аудитории на вечерних концертах, где полно детей в зале, на мой взгляд, отвратительно! Если вдруг есть проблема с деньгами, я могу помочь определить Диму в любой лучший реабилитационный центр страны, — обрился Тимати к Яне Рудковской.

Она заявила, что подаёт в суд по факту клеветы.

— Знаешь, я поняла одно — этот пиар нужен тебе, и уже все знают почему, но мы-то привыкли достигать все только своим трудом, а не такими грязными методами, и решать все проблемы будем цивилизованно, в суде, — сказала Рудковская.

Но до суда дело, как водится, в итоге так и не дошло.

Но, пожалуй, самым резонансным был конфликт Тимати с бойцом смешанных единоборств Хабибом Нурмагомедовым. В 2018-м году артисты Black Star Егор Крид и MC Дони должны были выступать в Дагестане, но из-за угроз физической расправы со стороны религиозных радикалов мероприятие пришлось отменить.

— Невелика потеря, — прокомментировал Нурмагомедов.
Фото: Dmitry Golubovich/globallookpress.com
Фото: Dmitry Golubovich/globallookpress.com

Тимати адресовал бойцу длинное послание, которое сопроводил плохо замаскированными нравоучениями.

— Поддерживать волну, что артисты не должны приезжать, потому что они не нравятся лично тебе, это как-то неправильно. Мы же не призываем своих фанатов не ходить на твои бои или игнорировать какие-то федерации. По мне, это глупо. У каждого бойца или артиста есть свой зритель, так что я считаю дискуссии глупостью, — написал артист.

В тот момент Нурмагомедов готовился к эпохальному бою с Конором Макгрегором, но реплики Тимати вывели его из себя.

— Каждая тварь ответит за свои слова, просто мне не до вас. А если кому-то не нравятся мои призывы, можете на них не отвечать, я никого не заставляю. Но говорить мне, типа, я не имею права на своё мнение — это смешно. Какие-то черти не будут говорить мне, что делать, а что — нет. Для этого у меня есть другие люди, с кем я советуюсь и к кому прислушиваюсь. Вы можете проводить свои грёбаные концерты хоть каждый день, но мой принцип и то что я думаю, я всегда буду говорить. Отдельно хочу обратиться к Мужчинам Дагестана. Многое упущено и многое не вернуть, но за будущее нашей Республики в ответе МЫ и только МЫ, а не всякие петушары, которые, мол, чего-то хотят, — написал боец.

Тимати сперва обвинил оппонента в «разжигании межнациональных конфликтов на почве религиозных соображений», но через какое-то время заявил, что «конфликт исчерпан». При этом никаких извинений за «петушару» Нурмагомедов не приносил. Впрочем, бренду лишний скандал, как обычно, пошёл на пользу.

Почему Тимати покинул Black Star

Говорят, что «всё пиар, кроме некролога». Однако в 2019-м году Тимати на личном примере убедился, что это не совсем так. Перед выборами в Мосгордуму он выпустил клип «Москва», где крайне положительно высказывался о деятельности мэра Сергея Собянина. Это видео мгновенно побило все рекорды по дизлайкам. Когда их количество перевалило за миллион, рэпер стыдливо удалил свою работу.

При этом он сам неосторожно создал ассоциации между данным творчеством и собственным бизнесом.

«Пешком с Арбата и до площади Гагарина,
Там хлопну бургер за здоровье Собянина», — говорилось в клипе.

После этого партнёры отметили падение выручки в ресторанах. Начались взаимные претензии, и уже в следующем году дело завершилось бизнес-разводом. При этом после расставания бывшие партнёры не сумели сохранить и дружеских отношений.

Фото: City News Moskva/globallookpress.com
Фото: City News Moskva/globallookpress.com

Правда, в прессе конфликт обе стороны комментировали исключительно цивилизованно. Тимати заявлял, что его коллеги пытались превратить Black Star в подобие Amazon, а ему больше нравится модель Илона Маска.

— Маск в каком-то смысле больше шоумен и продюсер, чем предприниматель. Посмотрите, что он делает со своими продуктами: с помощью инструментов шоу-бизнеса создает ажиотажный спрос на них еще до релиза. Он не зависит от партнеров и легко экспериментирует: захотел — сделал огнемет, захотел — сделал текилу. И никакое собрание акционеров не мешает его творчеству и бизнесу, — рассказывал Тимати журналу Forbes.

В свою очередь его бывший партнёр Павел Курьянов утверждал, что собственное творчество Тимати входило в противоречие с развитием артистов лейбла. Он выразил уверенность в том, что «развод» пошёл на пользу всем сторонам.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

В Black Star помимо лейбла остались рекламное агентство, музыкальная компания, Black Star Wear и сеть компьютерных клубов. В свою очередь Тимати сохранил за собой сеть барбершопов, салонов красоты и тату-студий, которые получили название 13 by Timati, а также сеть автомоек 13 Ditailing & Car Wash. Кроме того, у рэпера осталась доля в том самом Black Star Burger. Заметный вклад в доходную статью Тимати также приносят рекламные коллаборации в соцсетях.

Аналитика Forbes показала, что уход из Black Star действительно скорее пошёл ему на пользу. Согласно рейтингу издания за 2021-й год, доход артиста в итоге составил 10,4 млн долларов. Он занял четвёртое место в категории звёзд шоу-бизнеса и спорта, уступив лишь Александру Овечкину, Хабибу Нурмагомедову и Сергею Шнурову. Для сравнения, в 2020-м Тимати был лишь шестым с 5,1 млн долларов, а в 2019-м — седьмым. Тогда его доход составил только 3,4 млн долларов.

Чем Тимати занимается сейчас

В 2022-м году Тимати решительно поддержал начало СВО и, как водится, извлёк из своей политической позиции финансовую выгоду. На этот раз артист решил объединить усилия с ресторатором Антоном Пинским. Вместе они выкупили весь российский бизнес Starbucks, перезапустив сеть под новым брендом Stars Coffee.

Фото: Artem Sobolev/news.ru/globallookpress.com
Фото: Artem Sobolev/news.ru/globallookpress.com

8 августа 2024 года Telegram-канал «Звездач» написал о том, что в прошлом году выручка ресторанного бизнеса артиста превысила 1,3 млрд рублей. При этом прибыль составила 69 млн. Канал ссылается на «бухгалтерскую отчётность, поданную в налоговую».

«Но не все так радужно: в мае музыкант проиграл суд подрядчику на 402 тысячи 768 рублей», — добавили авторы.

При этом часть средств совладельцы сети ресторанов вкладывают в развитие бизнеса. На днях стало известно об открытии очередной точки в Перми.

Не забывает Тимати и об истоках. Недавно он публично поучаствовал в громком скандале, связанном с дележом Wildberries между супругами Бакальчуками. Артист поддержал версию Рамзана Кадырова о «рейдерском захвате» и повторил его требование «вернуть» Татьяну Бакальчук в семью

— Я тоже все эти дни слежу за историей бракоразводного процесса Татьяны Бакальчук и ее мужа Владислава. Наблюдаю за тем, как люди влезли в чужую семью и пытаются отобрать бизнес, вывести активы на подконтрольную компанию, — написал Тимати.
Фото: Bulkin Sergey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/news.ru/globallookpress.com

Похоже, его опыт признан настолько удачным, что его хотят изучать даже петербургские чиновники. По данным DP, в августе 2024 года они заказали очередные две сотни книг для собственной библиотеки. В их число попал и фолиант под названием «Бизнес как система. Инструменты Black Star». Автор Илья Кусакин обобщает и анализирует бизнес-стратегии сети фастфуда, основанной рэпером.