Культура
08:1710 августа 2024

Потерял жену, а теперь хранит в доме череп: что скрывает Александр Адабашьян?

Когда-то он чуть не довёл до инфаркта директора школы, на полной скорости врезавшись в королеву Бельгии. Сегодня же он — самый заслуженный Бэрримор России, а его фраза «Овсянка, сэр!» давно стала крылатой. 10 августа Александр Адабашьян отмечает 79-летие: 78.ru расскажет, как он стал талисманом для Никиты Михалкова, почему сыграл лишь одну главную роль и зачем хранит у себя на даче череп Берлиоза.
Фото: pixabay.com, kino-teatr.ru, Anatoly Lomohov/globallookpress.com

Детство и юность

Александр Адабашьян появился на свет в Москве 10 августа 1945 года. Его происхождение связано с Арменией, однако родным языком он так и не овладел. Воспитание мальчика проходило в духе русских культурных традиций. Мама Александра была преподавателем немецкого языка, отец сначала был простым инженером, а впоследствии дослужился до руководителя отдела в одном из министерств.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Маленький Саша обучался в специализированной школе, где углублённо изучали французский язык. Это учебное заведение славилось высоким уровнем образования, и большинство его выпускников выбирали профессию дипломата. Среди учащихся этой школы была известная актриса Татьяна Друбич, с которой Александру позже не раз придётся встретиться на съёмочной площадке.

Правда, однажды Сашу чуть не исключили из престижной школы. Причиной скандала стало его поведение во время визита важной персоны — в школу приехала сама королева Елизавета Бельгийская.

— В год визита к нам королевы я учился в 8-м классе, — вспомнал Адабашьян. — Нам, мальчишкам, было велено ходить по чёрной лестнице, чтобы не портить общий вид. Потому что мы были лохматые, кто-то даже небритый, кто-то покуривал. А девочкам в белых фартучках и с бантиками разрешалось идти по парадной лестнице. Но я умудрился вылететь в вестибюль именно в тот момент, когда заходила королева.

Затормозить мальчик не успел и на полной скорости столкнулся с делегацией, от чего директриса едва не упала в обморок.

— Кто-то из королевской свиты, видимо, наблюдавший на парадной лестнице дрессированных младшеклассников, при виде меня сказал: «Дети всегда дети». Королева любезно согласилась, погладила меня по голове и пожелала успехов. «Шалун!» — выдавила из себя директриса, — улыбается актёр.
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com

В школьные годы Адабашьян с большим энтузиазмом посещал театральную студию и даже участвовал в постановках на французском языке. Однако главным его увлечением было рисование. Он был уверен, что после окончания школы поступит в Строгановское училище.

Но первая попытка поступить оказалась неудачной, поэтому Александру пришлось искать другой путь. Он устроился на работу в проектный институт, чтобы иметь возможность обеспечивать себя, пока готовился ко второй попытке поступления. Вечерами он упорно занимался на подготовительных курсах, чтобы улучшить свои навыки и знания.

Спустя год усердной работы над собой, Александр был готов вновь испытать судьбу. И в этот раз фортуна улыбнулась ему — он был зачислен на первый курс желанного учебного заведения.

Как художник Адабашьян попал в кино

Первая летняя практика Александра Адабашьяна прошла на съёмках фильма «Спокойный день в конце войны». Эту картину снимал Никита Михалков в качестве своей дипломной работы, а Александр Адабашьян занимался разработкой декораций. Однако Михалков так сильно повлиял на Александра, что он решил начать карьеру в кино. Ну, а для самого Михалкова этот маленький несуразный человечек стал настоящим талисманом: практически в каждом своём фильме он находил для него роль.

Фото: russiainphoto.ru
Фото: russiainphoto.ru
— С Никитой Михалковым работать было одно удовольст­вие, — признаётся Александр Артёмович. — Он всегда старался, чтобы актёры были всем обеспечены. Все это ценили.

Адабашьян-сценарист и режиссёр

Вместе с Никитой Михалковым Александр написал сценарии к нескольким фильмам, среди которых «Пять вечеров» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Одной из самых успешных их совместных работ стала картина «Как два крокодила», которая даже была номинирована на «Золотой глобус».

С 1990 года в творческой биографии Александра Артемовича начался новый этап: он попробовал себя в роли режиссёра во Франции. Сам профессиональный художник называл этот опыт большой авантюрой. Французы предложили ему написать сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но получившийся сценарий лишь отдалённо напоминал роман-источник, созданный Симоной Арес.

Кадр из фильма «Мадо, до востребования»/Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Мадо, до востребования»/Фото: kino-teatr.ru

Драматург с энтузиазмом приступил к работе, хотя у него и не было опыта. Он ярко и эмоционально отвечал на вопросы, поэтому продюсеры предложили ему также заняться съёмками фильма. Результат превзошёл все ожидания: несколько призов Каннского и Равеннского кинофестивалей, номинация на премию «Сезар» стали подтверждением таланта молодого сценариста и режиссёра

В 1997 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Борис Годунов» в постановке Адабашьяна. Эта опера была восторженно встречена зрителями в десятках городов по всему миру.

В конце 2010-х годов Никита Михалков совместно с командой создал фильм «Солнечный удар». В основу картины лёг рассказ Ивана Бунина с таким же названием и повесть «Окаянные дни». Сценарий должен был писать Владимир Моисеенко, но он преждевременно покинул этот мир. Тогда Михалков предложил поработать своему закадычному приятелю Александру Адабашьяну, а заодно дал ему небольшую, но яркую роль фотографа.

Кадр из фильма «Солнечный удар»/Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Солнечный удар»/Фото: kino-teatr.ru

Кроме того, на счету Адабашьяна успешное сотрудничество с режиссёром Анной Чернаковой. Вместе они создали два фильма для детей:

  • Первый фильм снят по их общей книге «Хрустальный ключ, или Жили-были мы».
  • Второй фильм «Про Лёлю и Миньку» создан на основе рассказов Михаила Зощенко.

Адабашьян-актёр

В 1974 году Александр Адабашьян впервые поучаствовал в съёмках фильма в качестве актёра. Это случилось как раз во время работы над картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих»: Никита Михалков был так восхищён декораторской работой друга, что уговорил его сняться в эпизодической роли информатора Брылова.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Адабашьян со своим ростом всего 163 сантиметра, как правило, получал небольшие роли. Но его второстепенные персонажи получались крайне яркими и колоритными, и особенно, конечно, выделяется дворецкий Джон Бэрримор из фильма Виталия Масленникова о Шерлоке Холмсе. Эта роль принесла ему всесоюзную популярность и любовь миллионов зрителей, а знаменитая фраза этого героя — «Овсянка, сэр!» — ушла в народ, став для советских людей своего рода символом уюта и спокойствия. Сам актёр вспоминал, что съёмки проходили в приятной атмосфере, а овсянка, которую готовили для кадра, была такой вкусной, что голодные артисты всякий раз съедали её ещё до начала работы.

К слову, на съёмках культового сериала актёры позволяли себе довольно много импровизировать. Адабашьян в одном из интервью вспоминал, как остроумно они решили обыграть обоюдную неприязнь Ватсона и дворецкого:

— Когда Бэрримор раздавал знаменитую овсянку, то всем клал нормальную порцию, а Ватсону пренебрежительно плюхал в тарелку одну ложку — объясняет Адабашьян. — В отместку у Ватсона рядом на столе лежал блокнот, в котором было написано «Бэрримор дурак Бэрримор дурак Бэрримор дурак».

Не менее яркой и запоминающейся стала работа Адабашьяна в экранизации романа «Мастер и Маргарита»: режиссёр Владимир Бортко утвердил его на роль Михаила Берлиоза, и не прогадал. Самому артисту на съёмочной площадке больше всего запомнилась жуткая сцена с отрезанной головой его героя.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»/Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»/Фото: kino-teatr.ru
— Вначале на тебя лепят силикон, сверху гипс и ты так сидишь какое-то время с трубочками для дыхания в носу и во рту. Потом маску аккуратно снимают и туда заливается силикон, лепятся настоящие ресницы, борода и волосы. Получается настолько натурально, не отличишь. Отвратительное зрелище, видеть свою отрубленную голову, — с содроганием признавался актёр.

После съёмок Адабашьяну предложили оставить «голову» себе на память, но он отказался — мол, и так каждый день её в зеркале видит. «А вот череп, из которого Волонд с Маргаритой пили в конце фильма, теперь пугает моих родственников на даче», — утверждает заслуженный деятель искусств.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»/Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»/Фото: kinopoisk.ru

После «Мастер и Маргариты» Адабашьян надолго ушёл в тень, и лишь в 2019 году вернулся к актёрской работе, сыграв в комедийном фильме «Дипломат» забавного пенсионера Стасика, который пытается казаться моложе. Примерно в то же время на экраны вышла трагикомедия «Оппозиционер», в которой Александр Артёмович исполнил роль второго плана.

Единственную в своей фильмографии главную роль Адабашьян сыграл только в 2022 году, снявшись в трагикомедии «Родители строгого режима». Его экранной супругой стала Алиса Фрейндлих, а режиссёром выступил её внук Никита Владимиров. Зрители приняли фильм очень тепло, а тандем Фрейндлих и Адабашьяна назвали дуэтом двух ярчайших звёзд.

— Это было счастье, просто профессиональное и человеческое удовольствие, — с восторгом отзывается о съёмках артист. — И Евгений Ткачук, наш партнер — очень хороший актер, и человек интересный, не простой и не пустой. Команда там была просто замечательная, вплоть до актеров на небольших ролях. Режиссер Никита Владимиров — молодой, но очень хорошо знающий, чего он хочет. И потрясающий оператор Сергей Астахов, это вообще легендарный человек.

Личная жизнь Алексадра Адабашьяна

Актёр был дважды женат. С первой женой, Мариной Лебешевой, родной сестрой кинооператора Павла Лебешева, он прожил в браке всего три года — женщина скоропостижно скончалась, когда сам Адабашьян был занят на съёмках фильма «Раба любви». Так получилось, что у пары не осталось не только детей, но и совместных фотографий.

После тяжёлой утраты в жизни Александра Адабашьяна наступила светлая полоса. На съёмках у Михалкова он встретил молоденькую Екатерину Шадрину, которая работала ассистентом художника, и несмотря на разницу в возрасте, эта встреча стала началом долгого и счастливого брака. Вместе они воспитали двух дочерей, а теперь радуются общению с семью внуками.

Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com

Как живёт Александр Адабашьян сегодня?

Александр Адабашьян считает себя немного отсталым от современной жизни и избегает шумных вечеринок и светских мероприятий. Всей этой мишуре 79-летний артист предпочитает тихие семейные праздники, которые он часто устраивает для близких на даче в Загорянке. Здесь, вдали от городской суеты, звезда экрана может наслаждаться простыми радостями жизни, гулять по заснеженному лесу в валенках и чувствовать себя обычным человеком.

— В жизнь своих дочерей и внуков не вмешиваюсь, — рассуждает артист. — Это бессмысленно. На чужом опыте никто не учится. Все — на своих ошибках. Дети живут отдельно. На даче часто встречаемся большой компанией.
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com

Интересно, что делом всей своей жизни Александр Адабашьян считает вовсе не актёрскую карьеру. Куда важнее ему кажется работа над фильмами для детей. По словам кинодеятеля, современным детям катастрофически не хватает хороших картин. Об этом он знает не понаслышке: Александр Артёмович воспитывает семерых внуков и часто замечает, что российские картины им просто неинтересны.

В 2021 году Александр Адабашьян вместе с Анной Чернаковой создал сценарий к фильму «Катя-Катя». Это история о повседневной жизни двух девочек с одинаковыми именами — Кати из 1942 года и её современной тёзки. Адабашьян неоднократно отмечал в интервью, что занимается детским кино на голом энтузиазме: по его словам, снимать кино для детей и подростков сегодня совершенно невыгодно. Однако режиссёр и сценарист верит, что эти работы найдут своего зрителя.

К слову, мало кто знает, что Александ Адабашьян не только прекрасный артист, но и великолепный дизайнер. Именно он оформлял знаменитые рестораны Антона Табакова: «Обломов», «Грибоедов», «Антонио». Время от времени Александр Артёмович принимает предложения съёмок на телевидении: так, в 2004 году актёра пригласили выступить в образе звездочета Фура в шоу «Форт Боярд». А ещё Адабашьян читает студентам киновузов лекции по режиссуре и учит их писать захватывающие сценарии.

Фото: Natalya Loginova/globallookpress.com
Фото: Natalya Loginova/globallookpress.com
Новости партнеров