Прямой эфир
+3
Пробки
5
$76.97
89.90
ЖИТЕЛЬ МУРИНО ТЕРРОРИЗИРУЕТ БЫВШУЮ ДЕВУШКУ И ЕЕ РЕБЕНКА

Куда погнал утиль: что ждет рынок новых импортных авто осенью?

Светлана Коваленко
5 августа 2024, 15:03
Правительство РФ с подачи Минпроторга предложило резко повысить с 1 октября утильсбор на новые импортные авто, если их производство не локализовано в России. Расценки будут стабильно расти до 2030-го. Как считают эксперты, инициатива нацелена на борьбу с «китайцами», на долю продаж которых приходится почти 60% рынка, а локализованы единицы производителей. Разбираемся, к чему готовиться.
Коллаж 78.ru: freepik.com/senivpetro, Bulkin Sergey; Rupert Oberhäuser/globallookpress.com, flaticon.com/torskaya

Проект постановления правительства РФ о повышении утильсбора сейчас опубликован на портале regulation.gov.ru. Участников рынка и автолюбителей чиновники приглашают к всестороннему обсуждению инициативы, которая должна, по их логике, поддержать отечественный автопром и заставить иностранных производителей ускорить локализацию в России. Между тем, утильсбор на зарубежные авто уже с 1 октября может вырасти на 70—85%, а сама «программа» рассчитана на срок в шесть лет до 2030 года. Больше всего под раздачу рискуют попасть востребованные бюджетные варианты.

Всё дело в нюансах?

Поясним сразу, утильсбор вычисляется путём умножения базовой ставки на коэффициенты. Последние зависят от типа авто, объёма двигателя, наличия пробега и т. д.

Базовая ставка на «легковушки» не изменится с 1 октября и составит по-прежнему 20 тыс. рублей. Зато на протяжении шести лет неизменно будут расти коэффициенты.

Второй ключевой момент заключается в том, что всегда были люди, которые предпочитали самостоятельно приобретать авто заграницей и лично переправлять их. Для таких покупателей действовал даже льготный тариф в размере 3400 рублей. Но существуют жёсткие условия: объём двигателя не должен превышать 3 л, а «железного коня» нельзя перепродавать в течение года. Этот вариант называется «покупка для личного пользования». Таких покупателей всегда было крайне мало, а с апреля прошлого стало ещё меньше. Дело в том, что тогда был сильно ужесточён механизм провоза авто через страны ЕАЭС. То есть, такой путь требует профессиональных знаний, опыта, затрат по времени и т. д. Но для таких людей ничего с 1 октября не изменится.

«Ноу-хау» Минпроторга нацелено на подавляющую часть автолюбителей, приобретающих авто у так называемых частных «перекупщиков», чей бизнес массово стартовал в пандемийные годы из-за разрыва логистических цепочек поставок, а затем и вовсе расцвел на фоне санкций. Сюда же подпадают автосалоны, которые, правда, в основном всегда были добросовестными игроками. Они оплачивали сборы, налоги и т. д. Из-за этого стоимость у них могла отличаться на миллионы по сравнению с частниками.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

На «перекупщиков» и их клиентов с конца прошлого года и в начале весны 2023-го начали массово охотиться сотрудники ФНС. Первым приходили штрафы, дело могло дойти и до обвинений в незаконной предпринимательской деятельности, вторым утильсбор пересчитывали по факту в разы больше оплаченного.

Видимо, борьбой с этой второй категорией покупателей и решил заняться Минпроторг.

Примечательно, что на повышении утильсборов, как рассказывают собеседники, для защиты отечественного бизнеса настаивал «АвтоВАЗ». Он же сам, как сообщали федеральные СМИ в начале июля, не исключил повышения цен в августе или сентябре 2024-го. В ведомстве настаивают: стоимость отечественных авто из-за увеличения сбора не увеличится.

Так насколько подорожают авто?

Как подсчитал в tg-канале Союза автомобильных дилеров глава этой организации Вячеслав Жиганов, сбор для новых авто от 1 до 2 литров составит с 1 октября 556, 2 тыс. рублей. Ценник поднимется, соответственно, с ныне действующего на 255, 6 тыс.

«Железные кони» с объёмом двигателя от 2 до 3 литров обойдутся в расходах на сбор в 1,563 млн. Здесь переплатить уже придётся 718 тыс. рублей.

Машины с объёмом двигателя от 3 до 3,5 потянут на затраты в 1,795 млн. Для них изменения «выльются» в 824,6 тыс. рублей.

За авто с объёмом двигателя свыше 3,5 л придётся раскошелиться на 2,285 млн, а переплата составит свыше 1 млн рублей.

— Первым погибнет параллельный импорт. Тут, думаю, и пояснять нечего. Много у нас богатых, которые, разучившись считать деньги, накинут сверх старой цены ещё 1 млн? — задал риторический вопрос Вячеслав Жиганов.
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com

Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин напомнил, что по итогам первого полугодия 2024 года китайские марки заняли 57% рынка, большинство моделей оснащено двигателями с объёмом 1,5 литра.

— Соответственно, после повышения утилизационного сбора они могут подорожать примерно на 255,6 рублей. Например, Chery Tiggo 7 Pro Max, стоимость которой сейчас без учёта скидок составляет 2,72 млн рублей после 1 октября текущего года может стать дороже на 9,3%. А Geely Monjaro с мотором 2 литра — на 17%, — констатировал он.

Как уточнили в «АВТОСТАТе», самые продаваемые новые автомобили в 1 полугодии 2024 года (топ-5 моделей): LADA Granta, LADA Vesta, Haval Jolion, Chery Tiggo 7 PRO Max, LADA Niva Travel. Это модели с объёмом двигателя 1,5—2 литра.

— Насколько, они могут подорожать, говорить рано, так как планируется поэтапная индексация. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и прочие факторы (инфляцию, колебания валютных курсов и пр.), — добавили там.

Любителей автокаров стоит обрадовать: для них тоже ничего не изменится с 1 октября. Сбор по-прежнему составит 32,6 тыс. рублей. Но уже в 2025 году удовольствие обойдётся в 667, 4 тыс.

Бума больше не будет?

Отметим, что в прошлый раз коэффициенты для утильсбора выросли на 1,7 — 3,7 раза с 1 августа 2013 года. А перед этим предшествовал бурный всплеск продаж. По осени они пошли на резкий спад. Рынок начал восстанавливаться после начала 2024 года, когда на рынке пошел слух, что весной коэффициенты опять пойдут вверх. Так за первые 4 месяца этого года продажи выросли на 71% по отношению к аналогичному периоду 2023 —го. Об этом официально рапортовал сам Минпроторг.

В итоге пересмотра коэффициентов не случилось, но зато, как уже упоминалось, в апреле ужесточились правила провоза через таможни ЕАЭС. Рынок опять пошел на спад.

Фото: Jochen Tack/globallookpress.com
Фото: Jochen Tack/globallookpress.com

Во взрывной рост новых покупок на фоне предстоящего увеличения сбора участники рынка в основном не верят.

— Пока ажиотажного спроса в автосалонах не наблюдается, наоборот, по итогам второй недели июля продажи новых авто сократились на 20% по сравнению с периодом 1 — 4 июля 2024 года, — поделился Евгений Житнухин.

Как пояснил Вячеслав Жиганов, спрос снижается 4-й месяц подряд, июль снова хуже июня. В конце месяца практически наверняка поднимется ключевая ставка, что в сочетании с повышенным с 1 июля коэффициентом риска по автокредитам окажет ещё более угнетающее давление на спрос.

— Мы видим это уже в сегменте авто с пробегом: в июне продажи снизились. Здесь кредитные ставки 20 — 22%, а будут ещё выше. Клиентам проще положить деньги на депозит Спрос перед повышением утильсбора, конечно, несколько активизируется, но в среднем будет компенсирован описанными негативными факторами. Мы ожидаем продолжения нисходящей траектории: примерно в пределах 2% ежемесячно до октября включительно. В ноябре и декабре падение ускорится до 10% после распродажи ввезённых до повышения утильсбора авто, — констатировал Вячеслав Жиганов.

В «АВТОСТАТе» ситуацию прокомментировали коротко: спрос, возможно, разогреется. Покупатели зачастую уверены, что подобные меры приводят к росту цен и поспешат купить автомобили заранее, то есть, до их возможного удорожания.

Заманим ли «китайцев» на локализацию?

В отношении планов Минроторга принудить локализовать производство иностранцев, в частности «китайцев», большинство экспертов настроены пессимистично.

Фото: Julian Stratenschulte/globallookpress.com
Фото: Julian Stratenschulte/globallookpress.com

Как подчеркивает Вячеслав Жиганов, никто не спорит с тем, что локализация провозглашена фундаментальной ценностью государственной промышленной политики. Формально двери широко открыты для инвесторов из дружественных стран.

— Но давайте посмотрим на вопрос вооружённым взглядом. Для чего сейчас нужно повышать сбор? Ответ очевиден: для защиты от конкуренции с китайскими автопроизводителями. Теперь следующий вопрос: что будет делать Минпромторг, когда в России локализуется 3 — 4 бренда из Китая? Думаю, намёк вполне прозрачен. Но наши восточные партнёры прекрасно понимают такую перспективу, поэтому и не спешат с инвестициями, — признает Вячеслав Жиганов.

Примерно такой же точки зрения придерживается и Евгений Житнухин. По его словам, партнеры из Поднебесной не спешат, во-первых, потому, что опасаются вторичных санкций со стороны западных стран, во-вторых, в связи с тем, что РФ не является для них ключевым рынком сбыта.

— Так, по итогам первого квартала 2024, года китайским автоконцернам Geely, BYD, Chery, Great Wall Motor, SAIC, JAC и Changan удалось занять более 30% глобального рынка новых автомобилей -с 21,05 миллионами реализованных авто. В то время как в Россию за этот же период было завезено всего около 140 тыс. авто из КНР, — делится данными Евгений Житнухин.

По информации «АВТОСТАТа», сейчас в России есть производства ряда моделей Haval, BAIC, Kaiyi.

Между тем Вячеслав Жиганов готов обратить внимание на еще один любопытный момент в проекте проставления. Речь идет о пункте 1. а) этого документа. В этом пункте говорится об освобождении от утильсбора переселенцев из Туркмении и Латвии.

Фото: Bodo Schieren/globallookpress.com
Фото: Bodo Schieren/globallookpress.com

Эксперт готов вспомнить времена, когда утром жители Нарвы большими семьями вместе со всем автопарком переселялись на ПМЖ через речку в Иван-город, а вечером уже налегке — обратно.

— Разница потенциала в 1,5 млн. за какой-нибудь премиальный 3-литровый «паркетник» пробьёт любую таможенную изоляцию, — считает Вячеслав Жиганов.

По его мнению, «ноу-хау» Минпроторга может стимулировать появление новых мошеннических схем со стороны перекупщиков, из-за чего опять пострадают конечные покупатели.