Экономика
13:012 августа 2024

«Дыра» для котиков: как справляются в России с дефицитом импортных кошачьих кормов

Один из главных трендов современности — следить не только за своим питанием, но и своего питомца. Именно поэтому в России до 2022 года были так популярны зарубежные корма, особенно премиум-сегмента. Однако санкции с одной стороны и запреты Россельхознадзора с другой оставили российских котов без большей части импортных кормов. Чем россияне сегодня кормят котиков и как восполняется дефицит на рынке
Коллаж 78.ru: freepik.com, flaticon.com/iconixar

Импортное — не значит качественное

На самом деле активная борьба с импортными кормами для котов началась в России ещё до 2022 года и специальной военной операции на Украине. Россельхознадзор положил ей начало в 2021 году, когда временно ограничил поставки всех кормов и кормовых добавок с завода популярной марки Hill’s Чехии. Причина была более чем весомой: во время выездной проверки обнаружилось, что происхождение продукции для изготовления корма не фиксируется, а термическая обработка не соответствует требованиям России и Евразийского экономического союза.

Впрочем, можно сказать, что к этому всё довольно долго шло: на корм Hill’s покупатели жаловались на протяжении нескольких лет, публикуя в социальных сетях фото червей и личинок, обнаруженных в упаковках. В результате с 7 августа 2023 года Россельхознадзор приостановил поставки с нидерландского завода Hill’s, а с 6 февраля 2024 года и вовсе приостановил ввоз кормов Hill’s в Россию, поскольку при выездной проверке на одном из немногих оставшихся предприятий — итальянском — обнаружил отсутствие лабораторного контроля за компонентами в их составе.

Подобная же ситуация произошла с кормами другой популярной марки — Farmina. В их составе обнаружили мышьяк, чьё содержание превышало норму, в итоге с 31 января 2024 года ввоз в Россию корма Farmina временно ограничен. Запрет затронул не только итальянские, но и сербские заводы, где производятся эти корма.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Ещё одна марка, которая оказалась под запретом в России, — Monge. На неё также регулярно поступали жалобы, а в кормах выявлялось несоответствие заявленному составу — то есть в корме, где заявлено 30% крольчатины, кролика не было вовсе, питание из тунца и лосося оказалось сделано из птичьего мяса. Поэтому с 31 января 2024 года поставки и этой марки в Россию ограничили.

— Если на упаковке написано «утка», а там утки нет, наши коты обижаются, — пояснял глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в интервью РБК.

Помимо указанных компаний, под запрет попали и другие производители — Petfood, La Normandise, Agranda Petfood, Nestle Italiana Spa. В кормах каждого из них были обнаружены отклонения в составе и многочисленные нарушения. По итогу Россельхознадзор за три года заблокировал около 50 иностранных брендов.

В результате на рынке кормов для кошек в России образовалась внушительная дыра — как раз по форме и размеру ушедших или запрещённых компаний. Много лет российские котовладельцы покупали импортные корма, а в сегменте диетических кормов их доля доходила до 100%. Сегодня же из-за санкций и запретов на рынке сложился дефицит.

Однако с момента запрета прошло полгода, а россияне, как и вся экономика страны в целом, показали завидное умение приспосабливаться к ситуации. Сохраняется ли дефицит до сих пор?

Премиальный дефицит

К сожалению, дефицит по-прежнему ярко выражен, это объективно, рассказала в беседе с 78.ru основатель и генеральный директор компании — производителя кормов для кошек и собак Nu:Treat Анна Казак.

— Только с ноября 2023 по февраль 2024 года из России по разным причинам ушли несколько десятков европейских брендов премиум, супер-премиум, холистик. У каждого из них был свой клиент. Это тысячи животных, — констатировала эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Однако надо обратить внимание, что дефицит этот не тотальный — касается он по большей части высокого ценового сегмента. Кроме того, есть дефицит ветеринарных кормов, которые производили почти все запрещённые компании. Например, Hill’s считается одним из лучших производителей специализированных кормов, а достать их сегодня сложно — владельцы подключают параллельный импорт и готовы переплачивать, лишь бы их приобрести. Объясняется это просто: больным котикам бывает сложно подобрать подходящий корм, и за тот, который им подошёл, устраиваются настоящие битвы.

— Здоровым животным подойдёт и сбалансированный корм, объёмы выпуска которого в рамках политики импортозамещения у нас увеличиваются. А вот что касается специализированного питания, то здесь наблюдаются определённые проблемы. Импортные варианты, когда они были доступны, обеспечивали наш рынок на 100%. Конечно, эта задача (производство лечебных кормов) будет решена у нас, но на это потребуется время (ведь мало создать продукт, нужно ещё осуществить его апробацию и только после этого можно предлагать на рынке), — рассказала в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих.

При этом выраженного дефицита в сегменте универсальных кормов как для кошек, так и для собак нет, подчеркнула эксперт. Однако, как пояснила Анна Казак, в России рынок кормов для кошек сдвинулся в сторону премиум и супер-премиум сегментов, поскольку владельцы животных следят за своим питанием и за питанием питомцев, и паттерн покупки клиента меняется. Но именно этот сегмент, премиум и супер-премиум, в России сейчас просел.

— С уходом европейских кормов на рынке остались корма, сырьевая себестоимость которых от 70 до 150 рублей за килограмм, есть ли в них хорошее мясо вообще или это мясокостная мука из субпродуктов, обрезков/отходов мясокостного производства и золы? Ответ очевиден. Аналитика показывает, что в 2023 году в Новосибирске клиенты готовы были тратить от 3500 рублей в месяц на одного питомца, если это супер-премиум корм. Уход зимой-2024 европейских брендов поднял эту сумму до 4200 рублей из-за параллельного импорта, — констатировала Анна Казак.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

О похожей тенденции 78.ru рассказали в пресс-службе онлайн-магазина «Зоозавр», который входит в группу компаний «Детский мир». Здесь отметили, что покупатели, которые раньше приобретали корма в высоком ценовом сегменте, разделились на два лагеря.

— Одни продолжают искать единичные остатки дефицитных кормов онлайн и офлайн, выкупая эти остатки, а вторые перешли на корма от других импортных производителей, которые ещё присутствуют на рынке, — указали в пресс-службе.

С дефицитом активно борются — не только потому, что к этому вынуждает ситуация, но и потому, что производство кошачьих кормов — серьёзная по потенциальной прибыльности ниша, которая раньше была практически монополизирована несколькими иностранными фирмами (в основном Mars и Nestle). Сегодня импортозамещение в этой области идёт высокими темпами: по данным Анны Казак, в России уже действуют свыше 200 предприятий по производству кормов. Однако только несколько из них заходят на рынок с премиум и супер-премиум кормами, остальные работают в более низком ценовом сегменте. И это объяснимо.

— Спрос на российские корма есть, и он увеличивается, только российские корма пользуются повышенным спросом в сегменте средний, средний +, — отметили в пресс-службе «Зоозавра».

Подтянуть надо примерно всё

На самом деле импортозамещением кошачьих кормов в России занялись далеко не в 2022 году — заделы были созданы, как ни странно, ещё в сложные 1990-е годы, когда отечественные компании, высоко оценив перспективность рынка, позиционировали на нём свою продукцию и заняли немалую долю, рассказала 78.ru Линда Рыжих.

— Вообще важно отметить, что «идеального» корма никогда не существовало, даже в импортной линейке, поэтому нельзя рассматривать импортозамещение как какую-то отчаянную и вынужденную меру. Оно идёт своим чередом, компании (на фоне достаточно серьёзной конкуренции на рынке) стараются создать оптимальную продукцию, тщательно работают над ингредиентами и составом, расширяют ассортимент, — указала эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Объёмы выпуска отечественных кормов показывают уверенный рост, открываются новые предприятия, появляются новые марки, а конкуренция остаётся достаточно жёсткой даже несмотря на уход иностранных фирм. Однако и Линда Рыжих также отмечает проблему с кормами класса супер-премиум и холистик, которую необходимо решать, а на это требуются немалые средства.

— Это качественная и достаточно дорогая продукция, с высоким содержанием свежего мяса в сухом корме и комплексом важных для организма витаминов и микроэлементов, в основном натурального происхождения (ягоды, растения). Для того чтобы производить такую продукцию, необходимо очень дорогое оборудование, которого у нас нет, а также специалисты-технологи, обладающие необходимыми знаниями (с этим тоже некоторые проблемы, ведь подобных специалистов не готовили, не обучали, поскольку до недавнего времени практически все такие корма были привозными). Такая же ситуация и со многими диетическими кормами, где с технологией ещё сложнее: нередко нужны особые добавки, которых нет в обычном корме, и состав ни в коем случае не должен зависеть от объёмов партии сырья, это жизненно важно для питомца, — рассказала эксперт.

О «приключениях», которые переживают производители премиум-кормов, чтобы выйти с ними на рынок, рассказала Анна Казак. Проблемы существуют буквально на каждом этапе, начиная с технологического и контроля качества, о котором упомянула Линда Рыжих. Есть, действительно, и трудности с сырьём, особенно качественным.

— Здесь ситуация ещё более критическая. Огромная часть качественной рыбной муки, в которой содержание белка соответствует заявленному в сертификате, идёт на экспорт. А в Россию завозится китайская со значительно более скромными показателями. Это стало настоящим многомесячным квестом — поиск российской качественной рыбной муки. Ситуация с мясокостной мукой не менее тяжёлая. Интернет пестрит предложениями, но никто из них не пройдёт первую же лабораторию на предмет процента содержания золы и белка. А на качественную муку идёт настоящая охота. А ещё витаминные комплексы, минералы, добавки. Да даже чечевицу нужного качества и количества мы искали несколько недель! — поделилась эксперт.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Немногие производители могут позволить себе подобные затраты — не только денежные, но и трудовые, которые выбиваются из производственных планов. В результате себестоимость такого корма превышает 200 рублей, что, с учётом наценки магазинов, становится довольно рискованным для спроса. Поэтому бренды редко заходят в этот сегмент, даже крупные — это риск для прибыли, масс-маркет продаётся значительно легче.

— Да, в этом рынке есть что подтянуть. Подтянуть придётся примерно всё, — резюмировала Анна Казак.

Жёсткий ГОСТ — не помеха?

Есть и ещё одна проблема, касающаяся российского рынка кормов для кошек: по заявлению Роскачества, 83% кормов на нём не соответствуют ГОСТу. Учитывая объёмы рынка и активное импортозамещение, выглядит достаточно странно. Мнения экспертов о причинах такого положения дел разделились.

— Я считаю, что в большей степени эта проблема касается самого ГОСТа. В России пока не существует эффективного инструмента в виде технического регламента, который бы регулировал рынок кормов для домашних животных (основной нормативно-правовой акт, в котором содержались бы требования к самой кормовой продукции и к процессам, связанным с её производством). Единственный документ, который на сегодняшний день регулирует качество, это ГОСТ Р 55453. Все корма должны ему соответствовать, — отметила Линда Рыжих.

По мнению эксперта, в новый документ нужно включить нормы по содержанию и допустимым отклонениям веществ в кормах для домашних животных — это поспособствует оптимизации контроля качества такой продукции.

Анна Казак выразила иное мнение: по её словам, ГОСТ вполне актуален, и Роскачество также приводит корректную статистику — а проблема в том, что российскому ГОСТУ соответствовать сложно.

— Нашему ГОСТу действительно сложно соответствовать, потому что необходимо пройти много лабораторных проверок и исследований, мы с этим справились, — рассказала она.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

По её словам, на разработку кормов премиум-сегмента уходят многие месяцы, и это не только из-за поиска ингредиентов, которых может насчитываться в одном корме больше 30, но и из-за большого количества проверок. Каждый ингредиент отдаётся в государственную лабораторию на проверку качества, отбираются лучшие, затем полученные в итоге корма проверяются в гослаборатории двойным контролем. Это долго, сложно и трудозатратно, неудивительно, что предприятия с неохотой заходят в этот сегмент.

Тем не менее на российском рынке появляется всё больше кормов отечественного производства, в том числе ветеринарных и премиум-сегмента. Среди них AlphaPet, Blitz, Lapico, Petdiets, Best Dinner, Acari Ciar, Sirius, Delicana, Karmy, Florida, «Будь здоров», «Мираторг». Не у всех из них есть лечебные линейки, в основном ветеринарные корма представлены кормами для животных с проблемами пищеварения, болезнями почек, мочевыводящих путей, печени, у некоторых есть и гипоаллергенные корма. Однако и это направление постепенно развивается, хотя сказывается недостаток квалифицированных кадров, которые способны разрабатывать такие корма.

— Как уже было сказано, рынок производства кормов в РФ очень перспективен и экономически выгоден. Это, безусловно, оценивают крупные игроки, такие как «Мираторг». Эта компания ещё в 2019 году запустила завод по производству кормов для кошек и собак и сегодня успешно наращивает объёмы и расширяет ассортимент. Конечно, это очень рентабельно для предприятия, и это направление, уверена, будет активно развиваться, — считает Линда Рыжих.

Некоторые из перечисленных брендов раньше производили свои корма на заводах за рубежом, однако после 2022 года перенесли производство в Россию. Те, кому повезло больше других или кто раньше всех озаботился решением технологических проблем, успели приобрести и дорогое оборудование для переработки мяса до введения санкций — именно они сегодня выходят на рынок премиум и супер-премиум кормов. Некоторые заводы хвастаются и тем, что переманивают специалистов с иностранных предприятий, хотя это не массовое явление.

Импортозамещение постепенно набирает обороты, «дыра» по форме ушедших фирм на рынке кормов для кошек понемногу закрывается. Однако до момента, когда она закроется полностью, пройдёт ещё несколько лет, и котовладельцам пока всё же придётся помучиться с подбором корма, а некоторым — и побегать за остатками импортных, особенно ветеринарных кормов.

ЖивотныеТорговля
Новости партнеров