Одни называют его гением, а другие уходят посреди спектакля. После брака с Ксенией Собчак Константин Богомолов стал не только популярнее, но и обеспечил себе место в истории современного театра.
Константин Богомолов родился 23 июля 1975 года в Москве в непростой семье. Его отец, Юрий Александрович Богомолов, был известным в СССР киноведом и телевизионным критиком. Мать, Ольга Георгиевна Ульянова, была кинокритиком, помимо этого она написала множество работ об истории кино. Костя стал вторым ребёнком в семье, у него есть старшая сестра Ольга.
Стоит ли говорить, что прославленные интеллигентные родители делали всё, чтобы привить своим детям любовь к культуре и искусству. Старшая дочь не стала отступать от традиций семьи и тоже стала кинокритиком. О Константине расскажем подробнее.
Костя рос в благополучии и достатке, наблюдал за светской жизнью, которая его окружала. Учился в столичной гимназии, занимался одним из самых дорогих видов спорта — теннисом. С ранних лет проявлял склонность к гуманитарным наукам. С упоением он зачитывался книгами, обожал поэзию и даже сам стал сочинять стихи. В 12 лет мог похвастаться публикациями в школьном альманахе. Википедия сообщает, что Константин Богомолов уже в 15 лет был издан в литературном журнале «Мы» и поэтическом сборнике «Семнадцатое Эхо».
Богомолов поступил на филфак МГУ. Отучившись год в аспирантуре того же ВУЗа, он решил получить ещё одно образование — мог себе позволить. Константин захотел стать режиссёром и поступил в ГИТИС на соответствующий факультет. Его привлекал мир театра.
Через весь творческий путь Богомолова прослеживается любовь к литературе. Его «фишкой» в театральных постановках можно назвать современную интерпретацию классических произведений. Идея не нова и всегда вызывает бурю обсуждений. Но Константин — дипломированный филолог, — не пропадать же литературным познаниям. Ещё одна «слабость» режиссёра — обнажённые актёры и эротические сцены.
— Многие идут в театр для того, чтобы отдохнуть. Привычное успокаивает. Непривычное — тревожит. Любое нестандартное прочтение мы воспринимаем как агрессию. Мы начинаем этому сопротивляться. Моя стратегия такова: с одной стороны, делать вещи, которые нарушают все стандарты, хулиганские, безумные, с другой — психологические, тонкие, сложные постановки. Театр не может существовать без игры, без скандала. Театр не может существовать без сосредоточенной внутренней работы, — поделился режиссёр.
Карьера Богомолова пошла в гору в 2007 году после постановки на шекспировскую комедию «Много шума из ничего» в театре на Малой Бронной. За этот спектакль молодого режиссёра наградили премией «Чайка».
В 2013 году Богомолов представил зрителям МХТ постановку на произведение Оскара Уайльда «Идеальный муж». По задумке режиссёра подвешенная над сценой актриса с голой грудью должна была изображать Иисуса Христа. Несмотря на волну негодования, спектакль до сих пор можно увидеть в театре.
— У меня имидж якобы скандального режиссера. Но 70% моих работ — это психологический, тонкий театр, не имеющий никакого отношения к скандалу и эпатажу. Он строится на тщательной, кинематографичной работе с артистами. Он весь — на крупных планах. Тем не менее мой образ в медиа-пространстве строится на 30% спектаклей типа «Идеального мужа», «Карамазовых», «Гамлет in Moscow». Когда ты делаешь что-то хулиганское, это приобретает больший резонанс, чем тонкие, сложные вещи, — сетовал режиссёр.
За свою карьеру Константин Богомолов переделал «под себя» такие классические произведения как «Отцы и дети» Тургенева, «Волки и овцы» Островского, «Чайку» Чехова, «Идиота» Достоевского, «Борис Годунов» Пушкина и многие другие.
— Я свободно обращаюсь с драматургическим материалом. Люблю менять гендеры, люблю брать актеров в возрасте на роли молодых и наоборот. Главное в театре — это энергия. Ты видишь в человеке энергию, а не его пол, возраст. У меня есть мечта инсценировать «Ромео и Джульетту» с пожилыми артистами. Разве могут юные отказаться от жизни из-за смерти любимого? Разве юные смогут это убедительно сыграть? Нет. Потому что инстинкт жизни для молодых людей сильнее инстинкта любви. А влюбиться люди могут в любом возрасте. Только с годами жизнь становится менее важна, чем близкий человек, — делился планами режиссёр.
Долгое время Богомолов работал под руководством Олега Табакова, который положительно отзывался о работе Константина.
— Самым совершенным, на мой взгляд, и самым любимым моим спектаклем, который поставил Костя Богомолов в подвальном театре, является «Старший сын» Александра Вампилова, — говорил Табаков.
В кинематографе Богомолов отличился сериалом «Содержанки». Картина о светской жизни запомнилась зрителем обилием постельных сцен и длинными сценами с обнажёнными актрисами.
В 2019 году Константин Богомолов стал художественным руководителем театра на Малой Бронной. А в 2024 году его назначили худруком театра Романа Виктюка.
— Я сделал выводы и выработал в себе глубокое равнодушие к залу. Я всегда говорю артистам: вы должны научиться не быть зависимыми от зрителя. Ведь тех, кто хочет угодить, понравиться, могут и приласкать, и отхлестать. Тех, кто просто делает своё дело, уважают. Такие люди, независимые от чужого мнения, могут вызывать разные чувства, но их уважают. С «Идеального мужа», который имел грандиозный успех, часть зрителей тоже уходила. Но они уходили с таким возмущением, оповещая всех знакомых, что это «такое безобразие, так возмутительно», что народ на постановку просто валом валил. Поэтому важна любая реакция: возмущение, восторг, любовь, непонимание. Только не равнодушие, — говорил Константин Богомолов о своём подходе к работе.
Известно, что во время учёбы в ГИТИСе у Богомолова был короткий, но бурный роман с актрисой Вероникой Пыховой. Девушка была на 4 года младше, Константин называл её своей музой. Но спустя пару месяцев они расстались, и режиссёр говорил, что зарёкся иметь дело с актрисами.
Сейчас в биографии Константина Богомолова трудно найти информацию о ещё одном гражданском браке – режиссёр тщательно скрывает, что был влюблён а актрису Юлию Захарову. Девушка прославилась ролью Лены Полено в сериале о Букиных «Счастливы вместе».
Этот союз длился намного дольше предыдущего – 7 лет. Девушка жила в коммуналке в Москве, а начинающий режиссёр – в большой столичной квартире с родителями. Юля хотела семью, а Костя не торопился жениться, хотя у избранницы были тёплые отношения с его родителями и она хотела родить Богомолову ребёнка. Юлия поддерживала гражданского мужа, когда он только начинал свою карьеру.
Но чем больше были его успехи, тем холоднее он становился по отношению к ней. А когда светское общество окончательно приняло театрала в свои круги, Константин стал и вовсе стыдиться своей пассии. Отношения он завершил и попросил никому не рассказывать о том, что между ними было.
— Однажды он написал мне, мол, пожалуйста, не говори в интервью, что я твой муж. Я ещё так обиделась, — пожаловалась актриса.
Всё изменилось, когда в его жизни появилась Дарья Мороз. Богомолов пригласил актрису исполнить роль в спектакле «Волки и овцы». Молодые люди так сработались, что режиссёр забыл о данном себе слове, а актриса ушла от мужа. Через год они поженились, а спустя несколько месяцев после свадьбы родилась их дочь — Анна.
Богомолов снял свою первую жену в фильме «Настя». А потом и в нашумевшем сериале «Содержанки», где Дарья появлялась обнажённой. Долгое время актриса зарабатывала больше, чем начинающий режиссёр. А когда это изменилось, отношения дали трещину. Спустя 8 лет супруги развелись. Дарья Мороз объяснила причину расставания так:
— Это сугубо личностные причины. В первую очередь, мои. Я наткнулась на внутреннюю стену и поняла, что мне нужно выходить. Я не хотела разрушать весь мир, — сказала она.
Пока Дарья Мороз не хотела «разрушать весь мир», Константин Богомолов уже вовсю крутил роман с Ксенией Собчак. Точку в этой истории поставил на тот момент законный муж светской львицы, Максим Виторган. Узнав, что происходит у него за спиной, Виторган церемониться не стал и хорошенько врезал герою-любовнику.
К такой сцене режиссёр оказался не готов. Богомолов несколько раз упал, а потом бросился прочь. В ответ на такую грубость Константин подготовил сильную метафору.
— Рассматриваю это как желание прикоснуться к прекрасному… Мне искренне понятна его боль, и я не в обиде. Хочется верить, когда-нибудь мы сможем нормально общаться, —заявил он.
В сентябре 2019 Богомолов и Собчак поженились. Они устроили «свадьбу года». Режиссёр дал волю фантазии, а светская дива всегда любила эпатаж. Всё смешалось в тот день: венчание, катафалк с надписью «пока смерть не разлучит нас», Собчак в образе монашки, танцующая стриптиз.
Пара вместе уже 5 лет. Но злые языки постоянно твердят про развод Богомолова и Собчак. Даже в творчестве режиссёра усмотрели предзнаменование скорой разлуки. В конце 2023 года на экраны вышел сериал Константина Богомолова «Кеша должен умереть» с ним же в главной роли. Сюжет и игра актёров поклонников не сильно впечатлили. Зато все обсуждали, как реалистично муж Собчак изображал интим. Ксения поспешила оправдать супруга.
— Огромное количество вопросов было на премьере сериала «Кеша». Мол, как же так, ваш муж играет постельные сцены с другими женщинами. Как же надо нас не понимать, чтобы так формулировать. #БоннииКлайд, — написала Собчак в соцсети.
Вот только известная парочка Бонни и Клайд, на которых хочет быть похожа Собчак, вместе грабила банки. А Ксения и Константин с завидной периодичностью появляются на светских мероприятиях по-отдельности. Он — в театре, она — на голой вечеринке Ивлеевой, например.
К тому же Константин и Ксения живут в разных квартирах. Пара практикует прогрессивный тип отношений — гостевой брак.
— Чем меньше вместе живешь, тем лучше друг друга знаешь. Это результат гостевого брака, —заявила о плюсах Ксения.
Даже бюджет у Богомолова и Собчак — раздельный. Ксения очень высокооплачиваемый специалист. Многие отмечают, что её доход составляет 1 млн. $ в месяц. В то время как Константин только строит свою карьеру. Зарплата Худрука на Малой Бронной всего 300-400 тыс. рублей месяц. Есть у Богомолова и другие проекты, но до жены ему ещё работать и работать.
— С Константином у нас раздельные бюджеты. У него есть свои деньги, он хорошо зарабатывает. У меня — свои. Но есть какие-то общие семейные траты. Например, можем что-то для дома купить. В какие-то дни Костя водит меня в ресторан, а я позже оплачиваю что-то другое, — призналась Ксения.
Из-за этих фактов Константина стали обвинять в неискренности. После брака с Ксенией, дочерью Анатолия Собчака и Людмилы Нарусовой, его положение заметно улучшилось. Много лет он был обычным режиссёром, а после штампа в паспорте стал руководителем сначала одного, а вскоре и другого театра.
— Пока Богомолов не станет зарабатывать сопоставимые с женой суммы, уходить ему от неё никак нельзя. Кто договорится о руководстве театром? Кто купит новый костюм? Кто полезной еды в дом принесёт? На чём, в конце концов, в театр ездить — не на каршеринге же и не на самокате ведь! — писала скандальный блоггер Лена Миро.
На заре своей карьеры Константин был замечен в среде либеральной элиты. Богомолов был одним из участников протестного движения 2010-х годов. В своих постах в социальных сетях он призывал всех выйти на Болотную площадь.
На выборах мэра Москвы молодой режиссёр был наблюдателем мобильной группы. А после победы Сергея Собянина остался недоволен результатом и повторял лозунги оппозиции.
Богомолов считался одним из самых ярких представителей либеральной театральной интеллигенции. В 2018 году он неожиданно для всех выступил в роли доверенного лица Сергея Собянина на выборах в мэры Москвы. В либеральных кругах поползли слухи, что Константин Юрьевич изменил свою позицию. А уже через год он раскритиковал оппозицию.
— Я ненавижу эти разговоры на кухне. У меня эти разговоры вызывают брезгливость. Эти все разговоры русской интеллигенции о добре и зле, перетекающие с кухонь на Facebook*, — это особая прекрасная площадка для трусоватых людей, которые прибегают (покричат), а в глаза-то не смотрят, — написал Богомолов.
Окончательную точку в этом вопросе поставил Богомолов в 2021 году. В либеральном СМИ режиссёр опубликовал манифест под названием «Похищение Европы 2.0», в котором раскритиковал европейские ценности и назвал Европу «Новым этическим рейхом».
После начала СВО Константин Богомолов сообщил, что не собирается покидать родину.
— Я устал не от работы. Я устал от вопроса — уедете из России? Нет. У меня нет причин уезжать из России. Это моя страна, которую я очень люблю. Лучшая страна на Земле, — заявил режиссёр.
Вскоре после этого Константин Богомолов окончательно завершил свой новый положительный образ, раскритиковав покинувших Россию артистов.
— Трудно, когда ты покинул страну, смириться с тем, что жизнь в стране идет и развивается. Трудно принять, что талантливое и умное не обязательно должно быть тех же взглядов, что и ты. И вообще, что жизнь после тебя есть. <…> Так что собаки лают — караван идет, — заявил он.
Режиссёр Богомолов погряз в скандалах. Несмотря на патриотические манифесты, его творческий подход не претерпел никаких изменений. Постановщик делает то, что умеет — безбожно кромсает классику, за что сталкивается с волной негатива. Особенно возмутила зрителей постановка «Кармен», в которой Богомолов дал главной героине вместо розы окровавленный тампон. Всех возмутившихся новоиспечённый худрук назвал «дураками».
— Назло дуракам выкладываю. Успех и доказательство того, что жизнь, дыхание сценического счастья и свободы, переживаемых артистами, вовлеченность публики, увлекательность истории вкупе с виртуозностью исполнения — важнее «правил», возмущений хранителей пыльной вечности, — констатировал режиссер.
Скандальное заявления вызвало ещё большую волну критики. На защиту «дуракам» встали известные культурные деятели.
— А вы удивляетесь почему у Константина Богомолова в постановке Кармен была с одесского Привоза и вместо розы сжимала окровавленный тампон. Манеры Привоза вам в ленту. Хамство — отвратительно, — указывает публицист Михаил Шахназаров.
После громких постановок режиссёра многие артисты отказываются играть в его спектаклях. Так, Александр Олешко заявил, что ни за какие деньги не согласится играть в спектаклях Богомолова.
— Я предпочитаю играть в тех спектаклях, где нет никаких перегибов, недостойности, пошлостей. Таким образом я создаю свою маленькую чистую Вселенную. Конечно, хочется, чтобы театр был нравственным, культурным, особенным. Но не везде это удается. Наверное, просто время такое сейчас, — рассуждает Александр Владимирович.
Несмотря на сплетни, отношения Богомолова и Собчак продолжаются. Общих детей у них нет. Константин старается проводить много времени со своей дочерью Анной. У Ксении есть сын Платон от первого брака.
Поклонники считают, что Собчак мечтает родить от Богомолова, но у неё это не получается. Хейтеры заметили, что стабильно раз в год у теледивы появляется округлившийся живот и «расплывшееся лицо», она начинает неуклюже прятать увеличившиеся формы. Кадры «беременной Ксении Собчак» попадают в сеть, скрыть интересное положение, которого на самом деле и нет, становится трудно. Однако пополнения в семье всё нет и нет. Якобы жена режиссёра принимает гормональные таблетки, но сохранить беременность никак не получается. По слухам, Богомолова это сильно злит.
«Ксения, поздравляю с беременностью, вам очень идет»
«Ксюша раздобрела внезапно, видимо, скоро в роддом поедет, поздравляю»
«Ксения, такое уже не скрыть, когда объявите о малыше?», — то и дело пишут в комментариях.
Вскоре после назначения Константина худруком театра Романа Виктюка, произошёл громкий скандал. Спустя месяц после назначения Богомолов избавился от наследия Виктюка. Он переименовал учреждение в Театр-Сцену «Мельников» и убрал практически все постановки, произошли и кадровые перестановки. Нашлись недовольные.
— Расставание со спектаклями, как и с прошлым, — всегда болезненно. И мы отлично осознаем это, но полагаем принимаемые решения единственно верными. Театр — не музей, и жив театр только когда открыт к переменам, — объяснил Богомолов.
Помимо этого, режиссёр сообщил о том, что на него ополчился «либеральный обком», но он и его театр стойко выдерживают все нападки из-за границы.
— Некоторые СМИ, которые «оттуда» вещают, сделали репортажи о наших спектаклях, в тональности которых — «ай-ай-ай, какой кошмар, наши молодые талантливые ребята, которые когда-то составляли надежду русского театра, теперь работают с этим Богомоловым на государственном проекте, они нас предали». Кого они предавали? Под чем они подписывались и на чем клялись? — возмутился режиссёр.