Быть красивой женщиной, да ещё и во времена советского кино — это тяжёлое испытание. И хоть тогда ещё не существовало жёлтой прессы, слухи разносились моментально. Был ли у Басилашвили и Пилецкой роман? Почему её уничтожала Доронина? Кто был мужем Пилецкой? От кого она родила дочь Наталью и почему даже в 96 лет она играет в театре — разбирался 78.ru.
Будущая звезда советского и российского кино появилась на свет 2 июля 1928 года в Ленинграде, тогда её фамилия была Урлауб. Дело в том, что её предки были немцами — ещё в XIX веке они перебрались в Санкт-Петербург. Отец Людвиг Урлауб стал работать инженером-химиком, который в последствии женился на русской девушке Евгении — у них родился сын Владимир, а позже дочь Татьяна.
Тяга к творчеству в Пилецкой была именно от отца — он прекрасно пел, играл в народном театре, а его близким другом был художник Кузьма Петров-Водкин (он-то и стал крестным артистки). Интересно, что великий художник однажды нарисовал портрет маленькой Татьяны, который назвал «Девочка с куклой». Картина сейчас находится в экспозиции таллинском музее Куму.
Крестный заботился о «дочери», поэтому посоветовал отдать Таню на балет в знаменитое Ваганьковское училище. Несколько лет она ездила заниматься танцем, только театр её привлекал больше — она с удовольствием играла в постановках «Снежная королева» и «Голубое или розовое».
Увы, в планы будущей актрисы вмешалась Великая Отечественная война, её эвакуировали на Урал, а родители остались в блокадном Ленинграде. Её брат погиб, когда ушёл на фронт.
Родных она увидела лишь в 1942 году, но семью выслали на Урал. Когда СССР победил, дочке и маме позволили вернуться в Ленинград, а вот с отцом ситуация была намного сложнее — как немца его репрессировали и до 1960 года отправили в ссылку. Пилецкой даже пришлось сменить отчество на Львовну, чтобы не было лишних вопросов от руководства страны.
— Когда мне пришло время получать паспорт, в графе «национальность» я ничего не написала о немецких корнях, указано было «русская». А как быть с отчеством Людвиговна? Мы с мамой решили, что я теперь буду Татьяна Львовна. Тяжело было отказываться от папиного имени, но это был вопрос жизни, — рассказывала актриса в интервью.
Жизнь Людвига Урлауба сложилась на новом месте жительства — у него появилась другая жена, а позже мужчину реабилитировали. С дочкой он продолжил общение, но виделись они крайне редко. Отсутствие кормильца с престижной профессией серьёзно ударило по финансовому состоянию семьи, которая в послевоенные годы фактически жила в нищете. Матери пришлось пойти работать сторожем.
— У нас не то что богатства, достатка не было — мы постоянно относили вещи в ломбард, — вспомнила артистка.
Актриса в начале 50-х хваталась за любую работу, чтобы получить хоть какие-то деньги. Например, пошла танцевать в кордебалете, после отправилась в Театр музыкальной комедии на Площади Искусств. Иногда её приглашали показывать наряды в Ленинградский дом моды.
Её анкета была и на «Ленфильме» — именно там она начала свой актёрский путь с массовки, играя в таких фильмах как «Солистка балета», «Золушка» (роль была настолько крохотная, что актрису даже не внесли в титры) и других.
В картину «Пирогов» она попала благодаря хитрости. Ассистент режиссёра искал девушек, которые умеют кататься верхом. Пилецкая сказала, что может и её тут же взяли, но обман вскрылся быстро — более того, на следующий день из-за сильной боли, она не могла нормально двигаться, но не сдалась и пошла отрабатывать смену дальше.
— Режиссёр Григорий Козинцев — эталон интеллигентности и профессионального мастерства. Он понимал, как мне, совсем молоденькой и неумелой актрисе, трудно в окружении больших мастеров, кумиров Советского Союза. Козинцев работал со мной очень осторожно. Благодаря ему роль Даши Севастопольской в «Пирогове» оказалась заметной, и после неё я стала получать другие приглашения, — говорила актриса.
Затем актриса оказалась за Полярным кругом, так как вышла замуж за мужа-офицера. Там актриса устроилась в школьный театр и ставила спектакли с детьми, а также выступала на радио и в местном Доме офицеров. Пробыв там несколько лет, звезда вернулась в Ленинград — и познакомилась с Александром Вертинским, который помог ей получить роль Веры в фильме «Княжна Мери».
После фильма её пригласили в фильм «Разные судьбы» — режиссёр взял актрису без проб на роль Татьяны Огневой, а снималась она с Юлианом Паничем, Татьяной Конюховой и Георгием Юматовым. Этот фильм запомнился зрителям и сделал из Пилецкой звезду.
Правда, слава имела и обратный эффект — дело в том, что в актрисе видели строптивую и тщеславную Огневу, её не хотели брать на другие роли. В начале 60-х она фактически осталась без ролей.
Тут-то и появился в жизни театр имени Ленинского комсомола (который позже стал называться театр-фестиваль «Балтийский дом»), где служит уже более 60 лет. За её плечами более 50 ролей в различных постановках по произведениям Островского, Гоголя, Дюма и других.
Чуть позже в середине 60-х она снялась в фильмах «Зелёная карета» и «В старых ритмах», но позже сосредоточилась на театральной карьере.
— Каждая кинопроба стоила мне невероятных усилий, нервов. Я долго играла эпизодические роли. И в «Зелёной карете», и в «Прощании с Петербургом», и в «Сильве» приходилось доказывать, что ты что-то можешь, что ты лучше других, — скала Пилецкая.
Возвращение на экраны происходило несколько раз, в том числе и в 80-х, а затем в 2000-х. Например, она сыграла главную роль в сериале «Вербное воскресенье», а в 2010-х снялась в картине «Скоро будет счастье», сыграв бывшую балерину. Также её позвала в свой проект Рената Литвинова, которая снимала фильм «Северный ветер».
Кстати, после того, как Литвинова уехала из страны, Пилецкая достаточно жёстко высказалась по этому поводу.
— Иначе как помутнением мозгов я это назвать не могу. На съёмках Рената произвела на меня впечатление неглупого человека. И вот такое сотворить! Мне никогда не понять артистов, уехавших из родной страны. Как можно предать родину? Я в своё время была на многих кинофестивалях в Италии, Франции, Чехословакии. И всегда думала об одном: скорее бы домой, в мой родной Ленинград! А эти люди взяли и сами лишили себя отчизны. Безумие, — заявила артистка aif.ru.
Личная жизнь красавицы Пилецкой всегда била ключом. Об этом она сама откровенно рассказала в мемуарах. Впервые замуж она вышла, когда ей исполнилось 18 лет за Константина Пилецкого, взяв его фамилию. Вместе они прожили 15 лет и ради офицера она даже оставила карьеру на время, но затем вернулась в Ленинград.
Муж также оказался ревнивцем и не просто так, ведь она играла с первыми красавцами Советского Союза — Олегом Басилашвили и Марком Бернесом, с которыми ей приписывали романы.
— Мы снимались с Басилашвили вместе. Влюблён, наверное, был, но это не значит, что нужно разводиться и устраивать скандалы с Дорониной. Каждый по-своему сходит с ума. Доронина на меня обиделась, но это очередная глупость. Себе жизнь исковеркала, — объясняет актриса.
Пресса также писала, что за ней ухлёстывал Алексей Баталов.
— С Лёшей Баталовым у нас были очень нежные отношения. Он был человек весёлым, компанейским, увлекался живописью, всегда носил с собой этюдник. Но мы не могли себе ничего позволить, уж слишком строг был режиссёр, — призналась Татьяна Львовна.
В итоге отношения исчерпали себя, и звезда решилась подать на развод. Актриса благодарна мужу за те счастливые годы, а также за то, что у них родилась общая дочь Наталья.
— Развелись из-за того, что он начал меня страшно ревновать. У нас сохранились прекрасные отношения, пусть он и не помогал воспитывать дочь Наташу. Единственное, она ездила к нему летом на дачу, — откровенничала знаменитость.
Вторым супругом стал актёр Вячеслав Тимошин — кстати, в него она влюбилась, ещё будучи в браке с первым супругом. Счастье длилось 10 лет, пока Народный артист РСФСР не закрутил роман с Людмилой Сенчиной, и не ушёл от актрисы.
Личное счастье она обрела лишь в зрелом возрасте, когда в 70-х познакомилась с Борисом Агешиным — их свела певица Маргарита Шумская. В итоге пара прожила вместе 45 лет. Агешин работал в ансамбле «Дружба», но в каждую свободную минуту ехал к любимой супруге. Он умер в 2018-м, Пилецкая тяжело переживала его уход, но нашла в себе силы вернуться на сцену.
— Я до сих пор не могу прийти в себя. Я одна, и это очень плохо. Только когда прихожу в театр, я оживаю. Если бы я не ушла в театр, не знаю, как сложилась бы моя биография, — отметила она в программе «Однажды» на НТВ.
Актриса отметила 95-летие в 2023-м. В театре-фестивале «Балтийский дом» состоялся её бенефис, после чего она снялась в нескольких шоу на федеральных каналах — например, в программе «Малахов».
— У меня много планов. Недавно закончила сценарий о муже. Пишу стихи и уже думаю о новой книге, хотя недавно вышла пятая по счету. В общем, на месте сидеть не могу и не хочу. Мне ещё рано подводить итоги, — сказала актриса.
Борису Корчевникову Пилецкая рассказала, что изначально фильм «Разные судьбы» назывался «Знакомые судьбы», но изменить название заставила Фурцева, которая посчитала, что «таких девушек с подобной судьбой в СССР нет».
— Моя жизнь — то густо, то пусто. Очень тяжёлый период, все мои подруги ушли из жизни, учеников не осталось. Спасает только работа. Это меня очень печалит и портит характер», — говорит Пилецкая в эфире шоу «Малахов» на «России 1»
Сейчас в театре у неё три спектакля, а также иногда её приглашают в кино. По большей части она работает с начинающими студентами-кинематографистами, помогая им начинать свой творческий путь.
— Боженька меня любит, а сцена лечит, — сказала актриса в недавнем интервью, отметив, что следит за здоровьем.
В статье использованы материалы «Малахов», News.ru, «Аргументы и факты», «Комсомольской правды», «Вечернего Петербурга», «Санкт-Петербургских ведомостей», «Судьба человека».