Экономика
09:2621 мая 2024

Не покупайте это! Почему в крупных магазинах блокируют покупки молочной продукции

С 1 мая в крупных магазинах заработала система, которая в некоторых случаях блокирует покупку молочной продукции, причём как на обычной кассе, так и на кассе самообслуживания. С чем это связано, можно ли обойти систему и почему «под раздачу» попало именно молоко — разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: Petrov Sergey/globallookpress.com, freepik.com, flaticon.com/Peerapak Takpho

Честная покупка

Наверняка многие сталкивались на кассе самообслуживания крупных магазинов с неприятностью: при попытке отсканировать штрихкод система начинает ругаться и просить отсканировать какой-то другой квадратный код, похожий на QR, который неизвестно где искать. В худшем случае приходится звать сотрудника магазина для помощи, и это обнуляет саму ценность кассы самообслуживания как более быстрого способа купить товар.

Однако на самом деле это кажущееся неудобство стоит на страже интересов покупателя. Квадратный код, похожий на QR, — это код DataMatrix, который свидетельствует о том, что продукт зарегистрирован в системе маркировки «Честный знак».

— В России работает система маркировки «Честный знак», когда на каждую единицу продукции наносится специальный код — DataMatrix, где фиксируются данные всей цепочки производства — когда, кем и где был произведён данный товар. В системе зафиксирован ряд категорий продукции в стране — табак, пиво, молочная продукция, вода, антисептики, БАДы, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи, безалкогольные напитки, медицинские изделия, — рассказал в беседе с 78.ru операционный директор логистического оператора GLP Данил Сальников.

Система «Честный знак» действует в России с 2017 года и призвана отслеживать движение товара, предотвращать продажу контрафакта и, конечно, просрочки. Ежегодно к системе присоединяются всё новые группы товаров, и молочная продукция — одна из них. Причём присоединение это идёт постепенно: так, молочную продукцию начали отслеживать через «Честный знак» уже 3 года назад. Сначала маркировка затронула сыры и мороженое, затем — продукцию со сроком годности более 40 дней, следом — со сроком годности 40 дней и менее, затем постепенно все предприятия, кроме фермерских хозяйств, обязали перейти на электронный документооборот.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Текущая итерация маркировки молочной продукции — внедрение так называемого разрешительного режима продажи, он стартовал с 1 мая 2024 года. Такой режим означает, что кассовая аппаратура синхронизируется с «Честным знаком», и если через неё попытаться пробить просроченный товар, касса это сделать не позволит. Пока это касается только крупных торговых сетей и производителей, однако уже с 1 сентября к системе подключатся все розничные продавцы и, что тоже немаловажно — фермерские и крестьянские хозяйства, а также сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Почему именно молочка

На самом деле первой группой товаров, которые начали продавать через разрешительный режим «Честного знака», стали табачная продукция и разливные слабоалкогольные напитки, включая пиво, — просроченные товары этих категорий блокируются на кассе уже с 1 апреля. А с 1 мая к «Честному знаку» и его разрешительному режиму присоединилась не только молочная продукция, но и бутилированная вода.

Однако именно возможная блокировка молока на кассе вызвала наибольший интерес у граждан и СМИ, и это понятно, учитывая социальную значимость молочной продукции. Потому она вошла в разрешительную систему продажи одной из первых, пояснила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих.

— Можно объяснить включение данной продукции в «Честный знак» необходимостью усиления контроля её качества. Маркировка, как известно, нацелена на отслеживание товара в пути от производителя до потребителя. И такие товары, как молочная продукция, одними из первых должны были попасть в эту систему (это товар с невысоким сроком использования и, кроме того, поскольку производителей продукции из молока достаточно много и ассортимент её очень широк, необходимо тщательно отслеживать качество и выявлять нарушения технологии изготовления), — рассказала эксперт.
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Интересно, что «Честный знак» — это далеко не единственная система, которая отвечает за проверку качества молочной продукции. Так, например, её отслеживают при помощи информационной системы «Меркурий», которая отвечает за сертификацию и отслеживание грузов, поднадзорных государственному ветеринарному надзору. И «Честный знак» его не заменяет, а дополняет.

В целом молочка, поскольку это скоропортящийся товар, требует строгого контроля на каждом этапе, и не только в производстве, но и в логистике, объяснил Данил Сальников.

— Вся молочная продукция должна перевозиться исключительно в рефрижераторах при доставке от производителя до мест продаж, согласно законодательству и здравому смыслу. Продукция весьма скоропортящаяся, поэтому всегда необходима низкая температура в кузове, водители должны иметь санитарные книжки, кузов должен проходить санитарную обработку с необходимой периодичностью, — отметил эксперт.

Кроме того, перевозки в рефрижераторах недёшевы, и это требует особого внимания к логистике — чем ближе производитель к месту продажи, тем меньше времени займёт перевозка и, соответственно, дешевле логистика. Неудивительно, что вокруг Петербурга, Москвы и других крупных городов есть большое количество производителей молочной продукции: спрос в миллионниках всегда присутствует, а возить туда проще, ближе и дешевле, чем в более отдалённые и менее населённые районы.

Внедрение «Честного знака» на кассы, таким образом, — последний этап контроля за качеством продукции. Если раньше потребитель мог проконтролировать срок годности только с помощью приложения «Честный знак» (его требовалось установить и считать код DataMatrix для получения данных), то теперь этим займутся кассы в автоматическом режиме.

— Система синхронизируется с кассами магазинов через системы оплаты и будет сигнализировать о приближающемся конце срока годности, в результате чего система попросту не пропустит продажу продукта. Тем самым продать товар с заканчивающимся сроком годности в супермаркете не будет возможности. <…> Соответственно, стоит понимать, что истории, когда к потребителю на современном этапе может попасть испорченная продукция, сведены к минимуму, поскольку на каждом этапе логистической цепочки ведётся строгий контроль и учёт, регламентируемый правилами, санитарными нормами и коммерческими интересами, — резюмировал Данил Сальников.
Фото: Alexey Belkin/globallookpress.com
Фото: Alexey Belkin/globallookpress.com

И даже если это всё же произойдёт — скажем, по недосмотру сотрудников магазина, — риск купить просроченную продукцию сведётся к минимуму. Если, конечно, магазин работает честно.

На цене не скажется

Известно, что любые изменения в правилах продажи каких-либо товаров вызывают в экспертной среде, а также у производителей одинаковую реакцию: предупреждения и угрозы повышения цены. Внедрение «Честного знака» в своё время встретило серьёзное противодействие именно по этой причине, и государство приняло её в расчёт — поэтому система внедряется постепенно, через процесс экспериментов по маркировке и поэтапного введения.

Однако современный этап с разрешительным режимом продажи на цене молочки не скажется, уверена Линда Рыжих. Более того, по мнению эксперта, это создаст для официальных производителей конкурентное преимущество.

— Работу производителей это (система «Честный знак». — Прим. ред.) нисколько не усложнит, а наоборот, оптимизирует её. Законные производители, поставщики и продавцы, работающие с официальным маркированным товаром, получают конкурентное преимущество и гарантию безопасности с помощью «Честного знака» ― его можно нанести только на легальный и подтверждённый товар. Организация этой работы обеспечивается государственным субсидированием, поскольку для рационализации процесса контроля качества необходимо специальное оборудование, технологии и упаковочные материалы, — пояснила эксперт.

Это радует, ведь у молока и так достаточно причин для подорожания в 2024 году — и дорогая логистика, и ослабление рубля, и подорожание упаковки и сырья. То, что маркировка в ним не относится, обнадёживает.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

В целом, как объяснила Линда Рыжих, «Честный знак» внедрялся не для того, чтобы увеличить поступления в бюджет. Конечно, штрафы за работу без маркировки могут стать ещё одной статьёй доходов (и немалой: продажа товара без маркировки может обернуться штрафом до 1 млн рублей, а производство, хранение, перевозка и сбыт с поддельными кодами — до 300 тыс. рублей, и всё это — преступления, за которые может последовать и наказание в виде лишения свободы), но это не было основной задачей системы.

Главное — борьба с нелегальным товарооборотом, и для молока как скоропортящегося продукта это особенно актуально.

— На рынке (это касается и молочной продукции) существует множество подпольных организаций, которые создают поддельные товары, выдавая их за оригинал. И он не просто не соответствует ГОСТу, а по-настоящему может нанести вред здоровью. <…> В целом, маркировка позволит существенно увеличить российский бюджет за счёт налоговых поступлений: производители продают больше качественных товаров, увеличивают свой доход и платят больше налогов. При этом цены на товары не повышаются, — отметила Линда Рыжих.

О том, насколько эффективно работает разрешительный режим продажи, можно судить по отчёту оператора «Честного знака» о блокировке просроченной и нелегальной табачной и алкогольной продукции. Согласно его данным, за месяц продажи контрафакта упали практически до нуля, а продажи с нарушением цены сократились на 62%.

Пока в отношении молочной продукции вряд ли будут столь существенные цифры: ведь, как выше рассказали эксперты, и до этого её производство, перевозка и реализация серьёзно контролировались. А вот действительно серьёзных сдвигов можно ждать с 1 сентября, когда маркировать продукцию обяжут фермеров. Тогда и станет понятно, насколько у них отлажена логистика и как они подготовились к торговле по «взрослым» правилам — на это у них есть ещё больше трёх месяцев.

Новости партнеров