Формат продаж горящих путевок зародился в РФ около 15 лет назад. Пик его популярности пришелся на 2015—2018 годы. По этой схеме многие россияне ездили в дешёвые по тем временам Турцию и Болгарию. По внутренним направлениям горящие путевки традиционно пользовались меньшей популярностью.
Из-за ограничений в пандемию формат стал практически экзотикой и начал было восстанавливаться, но затем последовала череда санкций и закрытие границ для РФ с недружественными странами. Та же Турция из дешёвой превратилась в дорогую страну, которая обгоняет по ценам даже ОАЭ.
Сменилась за эти годы и психология туристов. В попытках сэкономить и «забить» себе направление некоторые стали делать брони сильно заранее. Выясняем, есть ли вероятность в этих условиях возвращения массовых горячих туров и какие сюрпризы они могут таить в себе за исключением дешевизны.
Как вспоминает генеральный директор «Едем в отпуск» Ирина Семенова, были времена, когда по системе горящих путевок можно было отдохнуть в Египте за 78 долларов. Так произошло, потому что в какой-то момент в стране имелось много туроператоров, они конкурировали между собой, была широко развита сеть перевозчиков.
Чтобы отели не пустовали, а самолеты не летали полупустыми, и придумали формат. Но затем на перегретом рынке в 2014—2015 годах произошли банкротства туристических компаний. Соответственно, вылетов и бронирований из того же Петербурга стало намного меньше, «в Москве чуть побольше».
В 2018 — 2019-х была протестирована и запущена система раннего бронирования, позволяющая тогда экономить примерно до 20%. Уже в те годы пошло переключение на нее.
— Нельзя сказать, что горящих туров сейчас нет в принципе. Но это больше не работает так, как раньше. Нельзя позвонить и сказать, найдите мне горящий тур прямо сейчас. Его придется теперь подождать, покараулить. Такого как раньше, типа «Магазина горящих туров», точно больше не будет. Я не вижу к этому никаких предпосылок, — констатировала Ирина Семенова.
По мнению президента Альянса туристических агентств России Андрея Гаврилова, на самом деле горящие туры это — в основном рекламный ход компаний.
— В чистом виде мы говорим о таком продукте, когда человек действительно по факту отказывается от поездки за 10 и менее дней. В этом случае, часть внесенных клиентом денег компания оставляет себе, но даже эти средства не возмещают ей расходы на бронирование гостиницы и билетов. Поэтому туроператору выгоднее хоть кого-нибудь отправится, чтобы тоже кресло в самолете и номер в отеле не простаивали. Вот такая классическая схема встречается крайне редко, — поясняет эксперт.
Как напоминает Андрей Гаврилов, в типовых договорах об указании туристических услуг всегда предусматриваются форс-мажорные обстоятельства, по которым деньги все же можно вернуть. Это, например, природные стихийные бедствия, масштабные общественные явления и т. д. Формально к форс-мажорам тяжелые болезни и ситуация, когда человек попадает в больницу, не относятся. Но большинство уважающих себя турфирм и в таких случаях деньги возвращают.
Андрей Гаврилов уверен, что под видом горячих туров распродают сейчас то, что на что по каким-то причинам и так было решено сделать скидку в 10 — 30%. Например, можно провести аналогию с желтыми ценниками в «Пятерочке». На них изначальная условная цена в 500 рублей перечеркнута, а написано, допустим, 300. Но этот товар никогда 500 рублей и не стоил в принципе, а шел по 350 — 400. Примерно также поступают и некоторые маркетплейсы в «Чёрную пятницу» или другие нашумевшие распродажи.
— Собственно, как мы ищем горящие туры? Мы либо набираем соответствующий запрос в Интернете, либо каким-то образом связываемся с туроператором (звоним, пишем, приезжаем в офис и т.д), а затем тот предлагает какие-либо варианты. И здесь кто-то считает, что это и есть минус горящих туров — отсутствие возможности выбора. Но, на мой взгляд, это не так. Даже когда речь не идет о покупке горячего тура, то мы приходим или заказываем примерно так: нужен Кемер, 5 звезд, желательно первая линия, есть примерно столько-то денег. Никто же никогда не говорит: хочу Мармарис, 5 звезд, номер люкс конкретно на третьем этаже в зеленых цветах, за три двери от лифта, и чтобы горничную непременно звали Фарида, — приводит пример эксперт и добавляет, что у горящих туров нет каких-то особенностей, за исключением того, что они дешевле.
Опрошенные участники рынка считают, что, увы, особенно по внутренним направлениям, остались точно в прошлом и не имеют шансов на массовое возрождение. Руководитель российского департамента «Премьеры» Татьяна Бисерова готова более подробно рассказать, как возникает такой формат.
Туроператор блоками выкупает у отельеров и перевозчиков номера и рейсы, платит за это вперед вне зависимости от фактической наполненности. Затем, в какой-то момент он может понять, что люди перестали покупать продукт по высокой цене или до дат осталось немного времени. А 100% наполненности нет, тогда цены и снижаются, чтобы хоть кто-то поехал.
— Сейчас номера в отелях сами продаются как горячие пирожки. С перелетами ситуация далеко не лучшая, цены там все знают, какие. В этих условиях нет никакой экономической целесообразности покупать что-то блоками в РФ, — пояснила Татьяна Бисерова.
Руководитель отдела продаж турагентства «Бон Тур» Моника Беляцкая согласна с тем, что горящих туров летом 2024-го не будет. Многие уже давно переключилась на схему, когда путевки приобретаются не просто заранее, а очень сильно заранее, иногда даже за год, ловятся все скидки на перелеты, и только тогда выходит дешевле.
— Раньше горящие туры стоили в среднем на 20 — 30% дешевле обычных. Это и был их главный плюс. К минусам можно было бы отнести применяемые некоторыми операторами системы, типа «Фортуна». Речь шла о том, что человек приобретал наугад по цене 4* гостиницу 5*, но какую именно, он до заселения не знал. А сами такие отели сбивали в некие пулы. И предоставляли номер там, где они были свободны. В итоге, был риск угодить не в самую лучшую 5*. А все понимают, что даже, несмотря на внешне одинаковую звездность, объекты могут сильно отличаться друг от другу по уровню и качеству обслуживания, еде и т. д., — констатировала она.
Генеральный директор «Петротура» Игорь Мазулов вспоминает, что в 2014 — 2018-м потребители распробовали продукт и убедились, что хоть он и сильно дешевле на 40 — 50%, но статистика такова, что на одного выигравшего в цене и хорошо отдохнувшего приходился один, напоровшийся либо в принципе на банкротство туроператора либо откровенно низкое качество отдыха. Вот по этой причине и начали «умирать» горячие туры.
По словам Игоря Мазулова, пандемия попросту значительно ускорила их уход со сцены и ожидать их серийного возвращения точно не стоит. Сейчас теоретически прямо перед вылетом найти что-то можно. Но надо отчетливо понимать, что это будет то, что никому «не гоже и не нужно» или ещё можно переиначить как «остатки с барского стола».