На парочку ушлых «фотоживодёров», ошивающихся в центре Адлера, пожаловались неравнодушные прохожие. Они приставали к прохожим, уговаривая их сделать фото на память с обезьянкой. Полиция на такие жалобы с недавних пор вынуждена реагировать, поэтому наряд действительно выехал на «место преступления» и даже забрал мучителей в отделение. Однако из него предприимчивые охотники за лёгкими деньгами вышли на удивление быстро.
Оказалось, что все документы на обезьянку у дельцов в порядке, есть даже ветеринарный паспорт со всеми необходимыми прививками. Хотя всем известно, что такой «паспорт» можно купить в интернете за пару тысяч рублей — в Сети полно сайтов, которые предлагают оформить все документы удалённо, даже не привозя животное на осмотр.
В общем, придраться к нарушителям сочинские полицейские не смогли, а может быть, не очень хотели. Парочку поругали и отпустили восвояси даже без штрафа.
— В отношении нарушителей был составлен административный протокол, — отчитались в пресс-службе полиции.
Местные жители и другие неравнодушные граждане возмущаются тем, как легко в очередной раз отделались зверомучители. Люди требуют полностью запретить жестокий фотобизнес.
— Позор! Средневековье! Пусть зарабатывают деньги своим трудом, а не за счёт несчастных, беззащитных животных, истязаемых на жаре на потеху пьяному быдлу! — пишет одна из зоозащитниц в соцсетях.
— Их в шубы одеть и на жару на целый день без еды и воды. Живодёры! — поддерживает её другая пользовательница.
Многие считают, что наказание для садистов должно быть не только реальным, но и очень серьёзным. Только страх неминуемой расплаты, по их мнению, заставит дельцов отказаться от лёгкого и прибыльного бизнеса на страданиях живых существ.
— Твари, мучающие животных ради наживы, также являются живодёрами! Ввести смертную казнь для садистов и живодёров в РФ! — требуют пользователи соцсетей.
Эпопея с мучением животных на потеху подвыпившим отдыхающим тянется уже не один десяток лет. В 2019 году назад инициативная группа граждан даже составила петицию, обратившись к депутатам Госдумы РФ, тогдашнему главе Сочи Анатолию Пахомову и губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву.
— С началом летнего курортного сезона в Сочи, в парках, на улицах города и пляжах активизировались так называемые фотографы, предлагающие сделать фото с экзотическими животными. Сомнительный фотобизнес проник даже на территорию бюджетных учреждений. Так, на территории парка «Дендрарий», работает сразу несколько групп «фотографов», использующих редких животных, — говорилось в тексте петиции.
Авторы обращения уточняли, что мучители издеваются не только над обезьянками, но и над попугаями, совами, енотами, лемурами, львятами.
— Животные часами находятся на изнуряющей жаре без доступа к воде и возможности укрыться в тени. Сами работники этой индустрии часто имеют небрежный вид и ведут себя вызывающе и навязчиво по отношению к отдыхающим, о чём неоднократно последние жалуются в соцсетях с просьбой остановить этот бизнес, — писали авторы петиции.
Местные жители были едины во мнении, что фото с животными — позор курортного города. А зоозащитники призывали туристов не становиться «спонсорами концлагеря животных» и просили поддержки у властей.
Тогда сочинские власти, кажется, услышали мольбы активистов и даже разрешили провести пикет в защиту животных. А их оппонентам напомнили, что жестокое обращение с животными — это уголовная статья. Власти курорта заявили, что будут стараться пресекать все подобные случаи, «чтобы это явление не принимало массовый характер». Чиновники тогда пообещали, что все факты жестокого обращения с животными будут проверяться, а если они получат подтверждение, виновников строго накажут.
Увы, но все эти угрозы никакого действия не возымели. Несмотря на то, что дела по статье 245 УК РФ (Жестокое обращение с животными) в Краснодарском крае возбуждают регулярно, до суда и даже хотя бы до штрафа доходят только самые вопиющие случаи. Как правило, строго наказывают лишь фотографов с экзотическими или краснокнижными животными.
Так, в августе 2010 года у уличного фотографа изъяли краснокнижного орла-могильника, в 2014 года из лап «бизнесменов» спасли двух измученных львят, шесть обезьян и шесть попугаев, а в 2015 изумлённым полицейским пришлось реквизировать настоящего нильского крокодила.
Подобные громкие, но единичные случаи происходят практически каждый год. Летом 2017 года в Витязево у пляжных фотографов забрали африканского львёнка и попугаев ара, а в посёлке Сукко нашли полумёртвого белохвостого орлана. Обезьянок в Сочи спасают только при исключительных обстоятельствах — например, в 2020 году ошалевший от жары, а может, и не только от неё, фотограф пытался задушить несчастное животное.
Шокированные очевидцы тогда сняли видео, которое тут же разлетелось по соцсетям. Смотреть его без эмоций просто не получится:
— Мало того, что он таскал её за голову и болтал ею, как мягкой игрушкой, так еще и был в неадекватном состоянии, то ли под наркотиками, то ли пьяный, — писали возмущённые пользователи. Свидетели происходившего подчёркивали, что всё это происходило прямо на набережной на глазах детей!
— Когда уже прекратится это издевательство над бедными животными?! — недоумевали шокированные комментаторы.
Однако несмотря на массовые протесты, за эти годы принципиально ничего не изменилось. Уличные сочинские приставалы по-прежнему нисколько не боятся вести свой отвратительный бизнес — они прекрасно знают, что им грозит максимум небольшой штраф, который они «отобьют» за полчаса «работы» на набережной.
Не далее как летом 2023 года в Адлере задержали очередного мамкиного «фотографа», который предлагал прохожим снимок на память с обезьянками. 25-летнего мужчину отвезли в полицию, составили протокол по статье о самоуправстве и, разумеется, отпустили.
Через пару месяцев за подобную деятельность в том же Адлере задержали 27-летнюю девушку, которая настойчиво предлагала отдыхающим «экзотическую фотосессию» с животными. Все документы на зверюшек предсказуемо оказались в порядке, так что предъявить ей смогли только «предпринимательскую деятельность без регистрационных документов».
Той же осенью очередного молодого фотографа-живодера полицейские остановили в Хостинском районе Сочи. Но и у этого товарища с документами был полный порядок, включая паспорт с прививками. Правоохранители развели руками: составляем протокол и отпускаем.
Как ни прискорбно, большинство туристов, приезжающих на российские курорты, ничего такого уж ужасного в съёмках с животными не видят. Напротив, зачастую мамочки даже сами уговаривают своих чад сделать «фото с обезьянкой». Тем самым приучая детей к мысли, что жестокое обращение с братьями нашими меньшими — это вполне нормально.
— Как же мне жалко этих бедных замученных животных, и как же я ненавижу тупых, которые с ними фоткаются… Если бы вас не было, этот «бизнес» давно лопнул, — обращаются к таким «мамашам» зоозащитники.
— Фотографии с животными — это как живая ёлка на Новый год. Всё пережитки прошлого, — написала одна из пользовательниц соцсетей.
Ещё одна проблема заключается в том, что многие просто не знают, как и куда пожаловаться на фотоживодёров, поэтому в лучшем случае стыдливо отводят глаза и проходят мимо мучителей. Хотя на самом деле управа на обнаглевших дельцов есть.
Если раньше в полиции просто отказывались принимать подобные заявления, то теперь просто так от вас не отмахнутся — закон на вашей стороне. Дело в том, что в 2018 году в 245-ю статью УК РФ были внесены важные изменения.
Теперь живодёров можно наказать не только за гибель животного или нанесённое ему увечье, но и за «действия, причинившие боль и страдание». До суда такое дело, конечно, довести нелегко, но если удастся, то мучителю — в зависимости от тяжести преступления — может грозить как минимум штраф до 80 тыс. рублей или исправительные работы до одного года, а как максимум — лишение свободы на срок до трёх лет.
А если получится доказать, что над животным издевалась целая гоп-компания, да ещё и снимая всё это на камеру, да ещё и на глазах у детей, то наказание будет в разы серьёзнее. Это уже будет расцениваться как преступление, совершённое по предварительному сговору в присутствии малолетнего, с применением садистских методов и с публичной демонстрацией. Минимальное наказание за такой беспредел — штраф от 100 до 300 тыс. рублей, но можно и сесть на срок от трёх до пяти лет.
Вот что надо сделать, если вы заметили факт жестокого обращения с животными.
Впрочем, пока умиляющиеся мамы и папы будут готовы платить тысячи рублей за фото своих детей с полузадушенной, умирающей на солнцепёке обезьянкой или с облысевшим от стресса попугаем, искоренить этот жуткий бизнес, увы, едва ли удастся.