Прямой эфир

Дамба, КАД, «Газпром»: топ-7 вещей, за которые Петербург благодарен Матвиенко

Анна Федорова
7 апреля, 13:15
Валентина Матвиенко правила в Петербурге восемь лет. В былые времена у экс-губернатора хватало критиков, но большое видится на расстоянии. Вспоминаем, как градоначальница изменила Северную столицу.
Коллаж 78.ru: council.gov.ru

1. Приняла с сумой, оставила с портмоне

Валентина Матвиенко возглавила Петербург в 2003 году, когда он полностью оправдывал статус «великого города с областной судьбой». Пожалуй, произошедшие за восемь лет перемены ничто не иллюстрирует так ярко, как динамика роста городских расходов. В 2003-м в бюджет было заложено всего 77 млрд рублей. В бюджете на 2012 год, последнем, который готовила Матвиенко, расходы составили уже 430 млрд рублей. Рост в 5,5 раз! Такими темпами не может похвастаться ни один её коллега за всю 300-летнюю историю.

Для сравнения, за следующие восемь лет после ухода Матвиенко городские расходы не выросли даже вдвое. К 2020 году они едва превысили 700 млрд и лишь в последние годы снова стали существенно увеличиваться.

Конечно, в «тучные нулевые» стремительно богатела вся страна, однако одни регионы включались в этот тренд, а другие из него выпадали. Валентине Матвиенко удалось привести в город крупных федеральных налогоплательщиков во главе с «Газпромом», а также обеспечить инвестиционный бум. Его символом считается автомобильный кластер в Шушарах, но, пожалуй, не менее важным является и формирование фармацевтического кластера.

2. Снесла часть Биржи, чтобы дать урок инвесторам

Считается, что при Валентине Матвиенко крупные инвесторы действовали в режиме максимального благоприятствования. Рост бюджетных доходов, строительство новых школ и поликлиник, появление удобных ТЦ — это хорошо, но у этих процессов была и своя тёмная сторона. Скажем, несколько крупных продовольственных сетей захватили 80% рынка, а масштабное строительство, в том числе в пределах исторического центра, привело к утрате сотни исторических зданий. Появление одного только «Стокманна» обернулось разрушением двух домов на Невском.

Фото: yandex.ru/maps
Фото: yandex.ru/maps

Когда вспоминают итоги правления Матвиенко, эти 100 памятников вспоминают часто. Но почему-то забывают, что именно при ней началось совершенствование городского законодательства в области защиты культурного наследия. Появились такие ключевые документы, как Правила землепользования и застройки с новым высотным регламентом, а также Закон о защите зелёных насаждений.

К 2003 году город оказался не готов к инвестиционному буму, но за восемь лет сумел адаптироваться, и в результате к концу правления экс-губернатора число градостроительных скандалов стремительно шло на убыль.

Ещё Валентина Матвиенко всё-таки прислушалась к мнению градозащитников и приняла сложное решение о переносе проекта «Охта-Центра». Но большее значение имел другой шаг. Когда инвесторы новой «Биржи» проигнорировали высотные ограничения, и ещё один уродливый новострой стал портить исторические панорамы, Валентина Матвиенко заставила снести два верхних этажа. Это стало хорошим уроком для строительного бизнеса. С тех пор высотный регламент там свято чтят.

3. Упростила жизнь автомобилистам

Часто говорят, что власти Петербурга проспали автомобильный бум. С ростом доходов и появлением доступных кредитов количество личных машин в городе резко выросло. В результате узкие улицы в центральных районах встали в пробках. Однако ситуация могла быть намного хуже, если бы не реализация ряда масштабных дорожных проектов.

Самым важным и крупным из них стала Кольцевая автомобильная дорога (КАД), сданная в 2010-м. Она протянулась на 115 км. Ради неё пришлось возвести более полусотни мостов, два туннеля и около двух десятков транспортных развязок. При этом проект сдали на два года раньше срока, что на фоне уже привычных цейтнотов и срывов дедлайнов звучит как новость из параллельной вселенной.

К 2020-му году Матвиенко обещала построить КАД-2. Этот проект впоследствии был отложен в долгий ящик. Но начатое в 2005-м году строительство Западного скоростного диаметра через несколько лет после ухода губернатора было благополучно завершено.

4. Защитила город от наводнений

Комплекс защитных сооружений — это, пожалуй, самый масштабный долгострой, завершённый в городе при Валентине Матвиенко. За 300-летнюю историю Петербурга комплекс защитных сооружений пережил примерно 300 наводнений, несколько из них имели катастрофические последствия. Дамбу начали строить в 1979 году, однако проект забуксовал ещё в 80-е, а в 90-е окончательно встал. Валентина Матвиенко возобновила активные работы, которые были благополучно завершены к 2011 году.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Уже 28 ноября 2011 года КЗС позволил городу предотвратить наводнение, которое нанесло бы ущерб на 1,3 млрд рублей. 29 октября 2013 года благодаря дамбе удалось сэкономить ещё 19,2 млрд. В дальнейшем в Смольном просто перестали считать эти цифры, ведь к хорошему быстро привыкаешь.

5. Сделала Петербург удобнее

Масштабный снос торговых ларьков — это ещё одно решение эпохи Валентины Матвиенко, считающееся спорным. Ведь взамен предлагался проект «магазинов шаговой доступности», который в итоге не взлетел. Однако объективно торговых точек в городе всё равно хватает, зато вплоть до эпохи электросамокатов путь ко многим станциям метро стал удобнее, спокойнее и свободнее.

Ещё одно принципиальное решение касалось владельцев городских кафе. Их попросили открыть свои туалеты для прохожих. Решение носило рекомендательный характер, а с прекращением действия соответствующего постановления утратило свою силу, но многие рестораторы всё равно прислушались и до сих пор лояльно относятся к гостям, которые идут в отхожее место, но ничего не заказывают.

А от энергетических компаний Валентина Матвиенко потребовала прекратить летние отключения горячей воды.

— В наше время отключать горячую воду стыдно. Хватит издеваться над людьми. Попробуйте сами принимать душ под холодной водой, — предложила экс-губернатор главам компаний-монополистов.

6. Изменила представления об общественном транспорте

Именно Валентина Матвиенко впервые поставила вопрос о транспортной реформе и появлении в городе удобных автобусов. Чтобы сделать более мобильными мам с колясками и людей с ограниченными возможностями.

— Низкопольные автобусы нужны. Женщинам на каблуках и в узких юбках тоже неудобно. А водителей… если не в дипломатическую академию отправлять, то курсы этики проводить надо. Сплошные грубость и хамство! — объясняла Матвиенко.

При ней же в Петербурге появилась первая в России совмещённая автобусно-трамвайная выделенная полоса на Лиговском проспекте. Благодаря таким «выделенкам» автобусы быстрее ездят и легче вписываются в расписание.

А в 2007 году у метро «Ладожская» сдали первую перехватывающую парковку. Теперь их уже 20.

7. Научила чиновников ценить красоту

Валентина Матвиенко всегда ценила прекрасное. Чего стоят одни её знаменитые наряды. Но и своих подчинённых она приучала к тому же. После сноса ларьков у станций метро пропала ставшая уже привычной грязь, а крысы перекочевали в менее приметные места.

Фото: Federation Council of Russia/globallookpress.com
Фото: Federation Council of Russia/globallookpress.com

С Невского проспекта Валентина Матвиенко заставила убрать рекламу. Малые архитектурные формы стали оформлять в едином стиле. После ремонта главной улицы с неё исчезли и все маршрутки. Так что и этот пункт транспортной реформы начали реализовывать ещё в эпоху Матвиенко.

Порой горожанам такое упорство не нравилось. Например, когда встал вопрос о штрафах за стеклопакеты, портящие фасады исторических домов. Да и мысль о губернаторе, заглядывающем к тебе на балкон, не всем показалась одинаково вдохновляющей.

— Тут я проезжала по Ленинскому проспекту — чего только нет у горожан на балконах. Вот уже скоро 1 мая, а у многих там еще ёлки новогодние стоят. Не говоря уже о другом хламе, — с такими словами Валентина Матвиенко обращалась к горожанам после очередного объезда.

Однако красота — это общее дело. Со многими проблемами даже губернатор не сможет справиться в одиночку. Но если каждый примет посильное участие, то выиграют в итоге все.