Идея строительства высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой озвучивалась ещё в 1960-х годах. Раз за разом её поднимали и в 1980-х, и в 1990-х, и, наконец, в 2000-х — именно тогда стало казаться, что благодаря западным партнёрам наконец появился шанс воплотить идею в жизнь.
ВСМ планировалось проложить не только между двумя столицами России, но и ни много ни мало до самого Берлина. Однако вскоре от межгосударственного проекта отказались, а вот строительство ВСМ по территории РФ становилось всё более насущным.
Разрыв отношений с Западом в 2022 году во многом сорвал планы строительства: Siemens отказалась строить поезда, санкции серьёзно «побили» бюджет, а перестройка экономики потребовала решения первостепенных задач, среди которых такой масштабный и дорогой проект, как высокоскоростная магистраль, не значился.
Однако в августе 2023 года стало понятно: ВСМ в России быть, поскольку об этом заявил президент Владимир Путин, и первой линией станет именно магистраль между двумя столицами.
С тех пор новости стали поступать одна за другой: и Москва, и Петербург, и Ленинградская и Московская области активно выделяют земли под строительство ВСМ, а группа «Синара» представила концепт поездов для неё, которые планирует построить начиная с 2026 года. Сама же первая ветка магистрали должна быть проложена до 2028 года, когда она и будет запущена в работу.
В четверг, 15 февраля, президент Владимир Путин провёл в Свердловской области совещание по строительству ВСМ, где были озвучены важные параметры проекта: к ним относятся инвестиции и загрузка магистрали.
В августе прошлого года финансирование проекта вызывало большие вопросы: было очевидно, что вложения потребуются немалые, и вряд ли все затраты возьмёт на себя федеральный бюджет. А ведь в них входит не только сама постройка трассы, но и разработка и закупка подвижного состава на отечественной промышленной базе. На совещании наконец была озвучена базовая структура финансирования.
Выяснилось, что часть от Петербурга до Зеленограда будут строить по принципу концессии (1,755 трлн рублей), затраты на выход из Москвы взяла на себя РЖД за счёт своей инвестпрограммы (221 млрд рублей), закупка поездов на первом этапе потребует ещё 148 млрд рублей. Строительство в рамках концессии профинансируют Фонд национального благосостояния (580,6 млрд рублей под 3% до 2050 года), федеральный бюджет (299,4 млрд рублей на поддержку деятельности в 2028–2038 годах), облигации пенсионного фонда «Газфонд» (290 млрд рублей) и — самое интересное — банки, которые предоставят кредиты. Именно эти займы и составят половину финансирования — 903,8 млрд.
Об участии в проекте в качестве займодателей уже заявили Сбербанк, ВТБ и «Газпромбанк». По мнению независимого экономиста, основателя Telegram-канала Angry Bonds Дмитрия Адамидова, причина интереса банков к ВСМ такая же, как и в строительстве платных дорог.
— Это отчасти бизнес, отчасти «госзадание», точно так же, как это было по концессиям по платным дорогам. Но, в отличие от платных дорог, ВСМ, мне кажется, будет как бизнес поинтереснее, особенно если банки будут в основном финансировать покупку подвижного состава, — отметил эксперт.
Президент на совещании призвал бизнес активно включаться в инвестирование строительства ВСМ, и это не случайно. Инвестиции в инфраструктуру всегда дают надёжный долгосрочный положительный эффект, дополнила доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук Дарья Щербакова.
— Для обеспечения выгоды проекта будет сокращено число поездов по «старой» дороге. Будет отменено большое количество перелётов с данного направления. Плюс туризм обеспечит пассажиропоток, — пояснила она.
Уже сейчас заявлено, что от открытия ВСМ может пострадать Пулково: согласно подсчётам, его потери пассажиропотока составят 1–2 млн пассажиров. Впрочем, сам аэропорт считает эти потери не критичными. А вот для РЖД это станет существенным плюсом: согласно данным 2022 года, пассажиропоток «Сапсанов», которые можно с натяжкой назвать высокоскоростными, составил около 5 млн человек в год, и прибавка в 1–2 млн для таких объёмов весьма ощутима. С одной стороны, это станет нагрузкой на инфраструктуру, но с другой — чем больше пассажиров, тем больше доход.
Кроме того, отмечается, что строительство ВСМ разгрузит основные железнодорожные пути между двумя столицами, — а это позволит ускорить передвижение в первую очередь грузовых поездов, а также электричек.
— При запуске «Сапсанов» расписание пригородных поездов было очень сильно порезано, что ухудшило сообщение со многими станциями, а товарные вообще перенесли на удалённые ходы. Это привело к падению фактической скорости грузоперевозки и росту цен, так как железная дорога выставляет тарифы не от А до Б, а по фактически пройденному грузом расстоянию. Сумма таких потерь неизвестна, но так как экономическая активность в Центральном и Северо-Западном регионах одна из высочайших в стране, то и они, очевидно, весьма существенны, — рассказывал директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
Выше скорость — меньше плата — дешевле товары, вот и вся нехитрая формула логистики. ВСМ существенно облегчит жизнь для бизнеса, поэтому инвестиции в неё — серьёзный задел на будущие прибыли.
На том же совещании 15 февраля министр транспорта России Виталий Савельев заявил, что ВСМ позволит кратно сократить время в пути: так, от Москвы до Петербурга он займёт 2 часа 15 минут, от Москвы до Твери — 39 минут, от Петербурга до Великого Новгорода — 29 минут. При этом поезда, по словам министра, будут ходить с частотой 10–15 минут.
— Фактически данные города станут одной, единой агломерацией с огромным положительным эффектом для каждого жителя нашей страны, — резюмировал Виталий Савельев.
Министр этот положительный эффект не конкретизировал, однако экономическое укрупнение и связанность регионов — это всегда серьёзный шаг, в первую очередь для бизнеса. Ускорение взаимодействия означает масштабирование бизнес-процессов, выход на более широкую аудиторию потребителей, упрощение логистики.
Речь не только о связи двух столиц, речь и об областных городах: так, к 5,6 млн петербуржцев прибавятся не только 13,1 млн москвичей, но и 415 тыс. жителей Твери, и 223 тыс. жителей Великого Новгорода, а потенциально — и других ближайших городов Московской, Ленинградской и Новгородской областей.
Однако для обычных жителей Москвы и Петербурга вряд ли это станет серьёзным фактором в повседневной жизни и работе, считают опрошенные 78.ru эксперты.
— Скорее это будет способствовать развитию делового взаимодействия, ускорит приезд сотрудников государственных структур в случае экстренных вызовов, направит в Петербург туристов с Востока. А также будет способствовать однодневному посещению обеих столиц в случае необходимости, сократив расходы на оплату отелей, сделав переезд более комфортным и менее затратным по времени, — констатировала Дарья Щербакова.
Дмитрий Адамидов же отметил, что поезда с интервалом в 10–15 минут вполне соответствуют возможному пассажиропотоку — в том числе за счёт транзитных пассажиров.
— Думаю, что спрос будет, так как приличное число транзитных пассажиров, направляющихся в города СЗФО, поедет на ВСМ. Например, в Псков из Москвы дорога сократится на 4 часа, в Петрозаводск на 2,5 часа, хотя в километрах вроде бы получается больше, — отметил он.
Согласно статистике РЖД, основную загрузку «Сапсанов» в 2022 году (как и в предыдущие годы) составили туристы, и именно туризм обеспечит как инвестиционную привлекательность проекта, так и его обоснованность с точки зрения пассажиропотока. По словам Дмитрия Адамидова, ВСМ позволит создать новое качество жизни для жителей двух столиц.
— Съездить в Москву на совещание или в Питер одним днём на спектакль в Александринку и потратить на это в общей сложности не сутки, а 6–7 часов — это прекрасно, — оценил он.
Владимир Путин, комментируя скорость поездов на ВСМ, отметил, что 2 часа 15 минут между столицами — это мало: «Внутри Москвы люди до работы добираются больше по времени. Это будет совсем другая история». Однако вряд ли это позволит петербуржцам ежедневно кататься в Москву на работу.
— На работу будет ездить точно дорого, — отметила Дарья Щербакова.
Стоимость билета на поезда ВСМ по-прежнему покрыта тайной: ранее утверждалось, что они будут стоить не дороже «Сапсанов», а их цены начинаются от 2400 рублей за эконом-класс, и это только на текущий момент — что будет в 2028 году, учитывая инфляцию, неизвестно. Такие суммы точно не подойдут для ежедневных поездок, поэтому рассчитывать на рабочие места в столице петербуржцам не стоит (как и бояться за свои из-за наплыва москвичей).
ВСМ между Петербургом и Москвой — только «первая ласточка» в России, по сути пилотный проект. В дальнейшем магистраль планируется проложить до Нижнего Новгорода, Воронежа, Рязани, Казани, Ростова-на-Дону, Адлера и Екатеринбурга — таким образом, вся европейская часть страны станет огромной агломерацией. Если, конечно, «пилот» удастся.
— Надо понимать, это только первый проект, по его реализации будет понятен экономический и социальный эффект, что станет стартом или финишем строительства ВСМ на всей территории РФ, — указала Дарья Щербакова.
Идея разгрузить основные магистрали и связать крупные города страны между собой крайне привлекательна, однако планируемый экономический эффект может сильно отличаться от реального. На московско-петербургском «пилоте» станут понятны многие подводные камни: это и стоимость строительства, и эффективность инвестиций, и технические возможности российской промышленности. Если каждый из них окажется преодолим, это позволит развивать проект дальше.
И учитывая его, без преувеличения, стратегическую значимость для страны, особенно важно не «похоронить» проект в очередной раз.