«Киберпонедельник» — это большая распродажа, третья в череде крупных распродаж после акции 11.11 и «Чёрной пятницы». На Западе это первый понедельник после Дня благодарения и «Чёрной пятницы», и у него есть важная специфика: акция распространяется в основном на онлайн-магазины.
«Киберпонедельник» появился в 2005 году, когда маркетологи обратили внимание на всплеск онлайн-продаж в первый понедельник после «Чёрной пятницы». Они связали это с инерцией после рождественских закупок в пятницу: приходя в первый день на работу, люди продолжали делать покупки, хотя акции уже прошли. Интернет тогда был не особенно развит, многие могли им пользоваться только в офисе. Тогда маркетологи решили использовать этот всплеск во благо и организовали акцию, которая позволяла покупать и при этом не ходить по магазинам — «Киберпонедельник».
Первая распродажа 2005 года имела большой успех, поэтому традиция прочно закрепилась в акционном календаре.
— «Киберпонедельники» ориентированы в основном на интернет-магазины. Соответственно, ключевые участники этой акции — онлайн-ретейлеры и их потребители. В эпоху бурного развития цифровых технологий «Киберпонедельники» приобретают особую актуальность, — рассказала в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих.
В Россию «Киберпонедельник» пришёл в 2013 году и сразу с большими отличиями. Главным из них стало то, что эта акция никак не привязана к «Чёрной пятнице» и другим распродажам, даже наоборот, удалена от них максимально далеко. «Киберпонедельник» в России приходится на последний понедельник января и не только: одни магазины действительно отводят для него всего день, некоторые — три дня, а другие — неделю.
На фоне предыдущих больших распродаж 11.11 и «Чёрной пятницы» «Киберпонедельник» кажется излишним, однако, как отметила Линда Рыжих, такая «распродажная активность» может быть связана с желанием торговцев увеличить оборот на фоне инфляции.
— В условиях роста цен реальные доходы населения падают, потребительская активность снижается, люди начинают экономить (сокращают ассортимент покупок до минимально необходимого). Всё это в итоге отрицательно сказывается на объёмах так называемых «эмоциональных» покупок. В ответ производители и ретейлеры вынуждены приспосабливаться к данной ситуации на рынке. С этой целью они совершенствуют свои программы лояльности (участвуют в большем количестве распродаж, увеличивают число акций, размеры скидок и т. п.), формируя более интересное и привлекательное для потребителя предложение, — пояснила она.
Более того, именно в текущей ситуации, когда у россиян по-прежнему завышены инфляционные ожидания, включается психологический фактор распродаж — они привлекают больше внимания.
— В условиях нестабильности курсов валют и некоторого снижения покупательной способности рубля люди ожидают дальнейшего повышения уровня цен и тем самым, когда видят выгодные предложения в рамках распродаж, сразу же проявляют к ним повышенный интерес. Таким образом, все участники акции в выигрыше: производители за счёт роста объёмов сделок, а покупатели за счёт удовлетворения своих потребностей по приемлемой стоимости, — констатировала Линда Рыжих.
В России «Киберпонедельник», как уже было сказано выше, в основном длится три дня.
В 2024 году дата его начала выпадает на 29 января, он стартует ровно в 00:00.
Закончится «Киберпонедельник» 31 января в 23:59.
Однако это общее правило — разные магазины устанавливают разные сроки для этой акции.
При этом во всём остальном мире «Киберпонедельник-2024» состоится ещё не скоро — 2 декабря, поэтому не стоит в конце января искать распродажи на сайтах зарубежных магазинов, например, AliExpress. Кроме того, согласно графику акций китайской платформы, они в этом году не планируют участвовать в «Киберпонедельнике», поэтому на вопрос, когда «Киберпонедельник» на «Алиэкспресс», можно осторожно ответить, что он состоится точно не в этом году.
Прежде всего в «Киберпонедельнике» участвуют маркетплейсы:
«Яндекс.Маркет»: акция «Киберскидки» пройдёт 29—31 января, стартует в 10:00 по московскому времени, отдельные товары вместе с их количеством и ценами уже указаны на сайте,
«Вайлдберриз»: «Киберпонедельник» на Wildberries уже идёт — он стартовал 22 января и продлится до 31 января, в его рамках компания обещает скидки до 90%,
«Мегамаркет»: акция «#Кибер Недели. Плачу за техно» также уже идёт, она началась 16 января и закончится 31 января, в рамках акции предоставляются скидки и кешбэк на покупки до 50%,
«Озон»: акция «Кибердни» в целом продлится до 6 февраля, однако на разные товары могут быть установлены разные сроки действия скидок.
Также участвуют магазины электроники:
«Эльдорадо»: с 19 по 29 января действует акция «Кибер Комбо», в рамках которой предоставляются рассрочка, скидки и кешбэк 20% за оплату онлайн,
«М.Видео»: условия аналогичны «Эльдорадо» — 19—29 января предоставляются скидки, рассрочки и кешбэк на оплату онлайн в рамках акции «Кибер Комбо»,
«Ситилинк»: акция «Кибернедели» идёт с 16 января и закончится 5 февраля, скидки доходят до 60%,
DNS: акция «Киберпонедельник» идёт с 19 января по 5 февраля, в её рамках предоставляются скидки или рассрочки на разные категории товаров,
«Технопарк»: акция Cyber Weekend идёт с 25 по 31 января, анонсированы скидки до 60%,
Redmond: акция «Неделя киберскидок» действует 25—31 января и предполагает скидки до 60%.
Помимо этого, участие принимают интернет-магазины косметики:
«Подружка»: акция «Кибернеделя» длится с 22 по 31 января и даёт скидки до 70%,
«Улыбка радуги»: Киберпонедельник пройдёт 29—31 января, скидки предполагаются до 50%.
В «Киберпонедельнике» также участвуют образовательные онлайн-платформы:
Skyeng: акция Cyber 2024 пройдёт с 22 января по 5 февраля, предоставляются скидки на курсы до 50%,
«Фоксфорд»: акция «Кибершкола будущего» продлится до 31 января и даёт скидки до 40%.
Это не исчерпывающий список — многие магазины заявляют о своём участии в акции лишь накануне или в день её начала.
В «Киберпонедельник» традиционно больше внимания уделяется покупкам техники и различным онлайн-услугам, например, образовательным. Линда Рыжих также рекомендует сосредоточиться в, а эти дни на покупках бытовой техники, электроники, гаджетов и аксессуаров к ним.
— Причём я бы рекомендовала заранее (ещё до начала старта распродаж) поместить товары, планируемые к покупке, в корзину в личном кабинете интернет-магазина. Это позволит вскоре проследить динамику реального изменения цен, сравнить их с ценами на других маркетплейсах и на этом основании принять окончательное и рациональное решение о покупке, — отметила эксперт.
Этим «Киберпонедельник» отличается от других распродаж: например, в «Чёрную пятницу» эксперты советовали сосредоточиться на товарах, которые постоянно в ходу, а к дорогим покупкам и, в частности, гаджетам относиться с осторожностью. Это объясняется тем, что техника часто и так участвует в различных акциях в связи с выходом новых моделей, поэтому в «Чёрную пятницу» выгода от приобретения значительно меньше. «Киберпонедельник» же, напротив, делает акцент на гаджетах, поэтому их и стоит искать в эти дни.
«Киберпонедельник», как и любая распродажа, требует соблюдения определённых правил покупок, чтобы не попасться на «липовые» скидки и не потратить деньги зря.
1. Составьте список желаемого.
Именно со списка покупок начинается разумное использование средств, иначе в распродажу есть шанс потратить больше, чем планировалось.
2. Добавьте товары в корзину для отслеживания цен.
Об этом выше говорила Линда Рыжих — «Киберпонедельник» хорош возможностью использовать преимущества онлайн-торговли, то есть заранее проследить за динамикой цен. Это позволит отсечь не только спонтанные покупки, но и «липовые» скидки, которыми часто грешат продавцы.
3. Сравните цены на разных маркетплейсах.
Ещё одно преимущество онлайн-покупок — возможность сравнивать цены, не вставая с дивана.
— Нужно учитывать тот факт, что на разных маркетплейсах цена на один и тот же товар может существенно отличаться (то же самое касается и размера предлагаемых скидок), поэтому до принятия решения о покупке следует внимательно всё сравнить, — рекомендовала Линда Рыжих.
4. Сравните цены в офлайне и в онлайне.
Хотя «Киберпонедельник» — дни онлайн-покупок, офлайн-торговля тоже в нём участвует, поэтому имеет смысл провести сравнение.
— Чаще именно в Интернете выгода для потребителя ощущается в должной степени: прежде чем отправиться, следуя рекламным призывам, например, в крупный сетевой гипермаркет, нужно сначала изучить аналогичные предложения на маркетплейсах и в небольших онлайн-магазинах. В большинстве случаев именно там можно найти наиболее выгодный вариант, — отметила эксперт.
5. Изучите отзывы о товаре.
— Именно онлайн-магазины дают возможность оценить рейтинг продукции и изучить отзывы на неё, — констатировала Линда Рыжих.
Помимо оценки качества товара в отзывах часто можно увидеть сведения о работе продавца и доставщика, о подводных камнях скидок и реальных ценах. Именно поэтому важно пользоваться возможностями интернет-торговли и внимательно изучать информацию.
6. Внимательно читайте условия акций.
«Киберпонедельник» — не чётко регламентированная распродажа, у каждого магазина её условия разные. Поэтому нужно внимательно читать условия акции, чтобы покупка действительно состоялась по той цене, которая вас привлекла.