Культура
22:1122 января 2024

Критиковал рок, умер за день до 52-летия: чем жил лидер Marksheider Kunst Сергей Ефременко

Поздно вечером 22 января стало известно о смерти вокалиста, гитариста и автора текстов петербургского рок-коллектива Marksheider Kunst Сергея Ефременко, которого поклонники называли Ефр. 78.ru соболезнует всем поклонникам рокера и вспоминает важные вехи в биографии легендарной команды.
Фото: Надежда Кузькина/vk.com/markscheiderkunst

Последние дни жизни Сергея Ефременко

Первые звоночки в отношении здоровья Сергея Ефременко стали поступать в середине декабря. Но так как у группы были запланированы гастроли, музыкант держался и старался не обращать внимание на проблемы. Это его и довело. Последние концерты рокер дал буквально накануне: 19 января Marksheider Kunst выступила в честь дня рождения солиста, а 21 января у него прошло мероприятие с проектом Tres Muchachos & compaeros. До конца месяца коллектив должен был дважды выступить в Москве… Но этому не суждено сбыться.

— Перестаю понимать, что происходит. Умер Ефр. Такого не может быть. Такого не бывает. Только в дурном сне, — пишет известный концертный директор Кирилл Рейн.

Ефременко умер 22 января в Покровской больнице. Информацию уже подтвердили директор коллектива Денис Рачков, как и жена Сергея, написавшая пост в соцсетях.

Близкие артиста говорят, что Сергей переносил недомогания на ногах и лишь недавно стал заниматься здоровьем. 23 января ему бы исполнилось 52 года, — пишут друзья и знакомые музыканта.

Сергей Ефременко и Marksheider Kunst

История коллектива берёт начало в 1992 году, когда студенты-маркшейдеры (это горный инженер или техник, специалист по проведению пространственно-геометрических измерений в недрах земли и на соответствующих участках её поверхности с последующим отображением результатов измерений на планах, картах и разрезах при горных и геолого-разведочных работах — Прим. 78.ru) решили организовать команду.

— И вообще, рок-н-ролл придумали мальчики, чтобы нравиться девочкам. Поэтому девочки должны танцевать, когда приходят на концерты. Тогда и мальчики придут. И будет сбор. И продадим билеты. Вот и всё, — шутил Сергей.

Изначально стиль напоминал рокабилли (смесь рок-музыки и кантри), но ближе к 2000-м в репертуаре стали проскальзывать элементы блюза, к которым добавился латино, ямайские и этнические мотивы.

— Знаете, мы этим делом занимаемся довольно серьёзно. Та радость, которая звучит в мажорных аккордах и беспечных словах, — это на поверхности. А на подводной стороне айсберга — это ежедневные многочасовые репетиции, индивидуальные занятия, ругань, ссоры, примирения, снова ругань, ссоры и примирения, творческий поиск: «так, я облажался», «нет, что-нибудь получится», вся вот эта ерунда. Мы играем не какое-то солнечно-легкомысленное «тра-ля-ля-ля-ля», это довольно сложная музыка, на самом деле. И хорошо её играют в нашей стране, не побоюсь этого слова, очень немногие люди, — считал Сергей.
Фото: youtube.com/prt.scrn
Фото: youtube.com/prt.scrn

За свою более чем 30-летнюю историю музыканты выпустили 10 полноценных альбомов, а также переиздание St. Petersburg — Kinshasa TRANSIT. Сергей на протяжении всего существования группы был не только вокалистом и солистом, но и автором большинства текстов.

Большую роль в жизни коллектива сыграл экс-виолончелист группы «Аквариум» Сева Гаккель, организовавший модный в 90-е питерский клуб «Тамтам». Выступить там молодому коллективу считалось за честь, а сам рок-легенда казался небожителем для многих.

— Да что вы! Это человек, который вообще ни разу в жизни никого носом не ткнул в свою «святость». Я не раз видел вегетарианцев, которые говорили: «Что ты делаешь? Не ешь это при мне! Ты поедаешь трупы!». Сева — никогда. Сказано: спасайся сам! Вот он сам и спасается. Никого не трогает, только своим примером демонстрирует, как можно по-другому себя вести. И он действительно на очень многих людей, не только на меня, производил и производит прекрасное впечатление. Я рад тому, что мы с ним друзья, — говорил Ефременко в одном из интервью.

Личная жизнь Сергея Ерфеменко

У Сергея Ефременко есть супруга и две дочки. Он не скрывал, что жил на Васильевском острове, где регулярно посещал Андреевский собор и ходил на Смоленское кладбище. Именно в церкви он крестил детей, которые после ходили в воскресную школу.

Несмотря на статус рок-музыканта Сергей был верным и честным человеком, который любил семью и делал всё для комфортной жизни супруги и дочек. Хотя, даже с ним случались курьёзы.

— Я как-то раз пришёл с супругой на юбилей своего учителя в Театр эстрады. Через два дня супруге звонят и говорят: «Купи газетку такую-то. Там твой муж с любовницей». А в газете моя фотография с женой и написано: «ЕФР с новой пассией». Вот такие вещи случаются сплошь и рядом — даже с таким не очень популярным парнем, как я, — шутил артист.

Сергей Ефременко и критика рок-музыки

Ефр всегда отличался набожностью. Группу даже стали называть «православным роком», хотя лидеру это не нравилось. По его мнению, воображение рисует странных людей с балалайкой и гуслями.

— Меня это пугает больше, чем если они заявят, что они сатанисты. Потому что это хотя бы смешно. А тут — клиника. Православная рок-группа? Они на хоругвях играют, что ли? — смеялся рокер.
Фото: Соцсети
Фото: Соцсети

Кроме того, он считал, что уже давно нет никакой рок-музыки, которая была популярна в 80-х и 90-х. Даже испарился тот флёр таинственности, присущий звёздам тех лет.

— Время рока прошло. Остался пафос, от которого наши ребята всё никак не могут отделаться. Когда ты с чувством юмора на себя смотришь как бы со стороны — тогда возникает хоть что-то интересное. А когда на полном серьёзе думаешь, что ты действительно кое-чего достиг, потому что сочинил песню, которую, прищурив глаз, ты сейчас так мощно запоёшь в толпу… это смешно, — рассуждал петербуржец.

По его словам, интерес к русскому року возник в перестроечные времена, когда людям было любопытно, они искали смыслы и тяготели к чему-то новому. Сейчас же весь пафос русского рока ушёл, а если человек на сцене хорошо играет, то уже не сильно важно, на каком языке он исполняет ту или иную композицию.

— Главное — три кита: музыка, танец, ритм. Это обязательно должно быть танцевабельно, это должно быть распевабельно и это должно быть барабабельно. Вот в чём рок-н-ролл, — рассуждал Ефр.

По материалам «Фонтанка.ру», «Правмир», газета Metro, News.ru, «Ъ», ТАСС, «Комсомольской правды».

Утраты
Новости партнеров