Ингеборга Дапкунайте родилась 20 января 1963 года в Вильнюсе — тогда столице Литовской ССР. Её отец, Пятрас-Эдмундас Дакунас, был дипломатом, а мать, Ингеборга Дапкунене, — метеорологом. Они оба работали в Москве, в то время как их дочь жила в Вильнюсе. Фактически её воспитывала бабушка Геновайте Сабалене, которая всю жизнь проработала в местном Театре оперы и балета администратором. К родителям юная Ингеборга ездила, только когда у них был отпуск, однако не винила их за это.
— Всегда чувствовала, что меня все очень любят: и те, которые уехали, и те, с которыми я оставалась. В детстве редко задаешь себе вопросы «Как?», «Почему?». Родители уезжают — так надо. С ними надо было проводить отпуск — ну ладно, не с друзьями, а с ними. У меня очень дружная семья. Если мне и удалось как-то справиться с профессией, то только потому, что во всех моих начинаниях, во всём личном, неличном, публичном семья меня поддерживает, — делилась актриса.
В юности Ингеборга много занималась спортом: делала успехи в фигурном катании, играла в баскетбол — практически национальный вид спорта Литвы. Кроме того, она ходила в музыкальную школу и посещала драмкружок. Наконец, к старшим классам школы она окончательно определилась с будущей профессией и поступила в Литовскую консерваторию на факультет хорового и театрального искусства, курс Йонаса Вайткуса.
Не обошлось и без скандалов: спектакль «Уроки литературы», поставленный по мотивам «Маленького принца» Экзюпери в консерватории, где играла Ингеборга, был запрещён ЦК, и выпускникам выдавали дипломы практически в тайне.
Можно сказать, что началу карьеры Ингеборги поспособствовала бабушка: именно по её протекции ещё в 4 года будущая актриса сыграла небольшую роль в постановке «Чио-Чио-сан». Однако после этого она долго не могла привыкнуть к драматическим ролям: после оперного представления они казались ей пресными.
Тем не менее, окончив консерваторию, Дапкунайте поступила в Каунасский драмтеатр, затем работала в Молодёжном театре в Вильнюсе. В кино она дебютировала в 1984 году — в картине «Моя маленькая жена».
Пик её актёрской карьеры пришёлся на советскую перестройку и 1990-е годы — именно тогда она снялась в самых известных своих картинах «Интердевочка», «Циники», «Подмосковные вечера» и «Утомлённые солнцем». Кроме того, в это время она много играла в театре — как в России, так и за рубежом. Особенно много она играла в Чикаго и Лондоне вместе с известным актёром и режиссёром Джоном Малковичем (спектакли «Ошибка речи» и «Либра»).
— Без Ингеборги я как раз без рук! — как-то признался Малкович.
До 2022 года Дапкунайте работала в московском Театре наций, где играла в постановках «Идиот», «Цирк», «Жанна» и других.
За свои актёрские работы Дапкунайте получила несколько наград: «Золотой овен» за фильм «Циники», специальный приз жюри Международного Женевского кинофестиваля за «Подмосковные вечера», премию «Ника» за лучшую женскую роль в «Подмосковных вечерах». В 2014 году она стала обладательницей премии Олега Янковского, а в 2019 году её наградили Благодарностью президента России за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Помимо этого, в начале 2000-х годов Дапкунайте работала на телевидении: снималась в клипах, была ведущей реалити-шоу «Большой брат» на ТНТ, участвовала в проекте «Звёзды на льду» в паре с Александром Жулиным, объявляла баллы на «Евровидении» 2009 года.
Кроме актёрской карьеры, Дапкунайте много занималась благотворительностью: она была сопредседателем попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», продюсировала спектакль с участием слепоглухих людей «Прикасаемые», состояла в попечительском совете фонда «Друзья». Однако после 2022 года её участие в этих проектах остановилось.
В копилке Ингеборги Дапкунайте много ярких актёрских работ. Одна из них — роль проститутки Кисули в фильме «Интердевочка», мелочной и жадной. После неё актриса получила огромную популярность.
— Потому что в Советском Союзе не было секса, тем более проституток, а мы говорим о фильме, который был советской «Красоткой». Это была история Золушки в СССР. Люблю этот фильм, хотя сейчас он выглядит чуть-чуть наивно, — объясняла она.
После «Интердевочки» и съёмок в культовом фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» Дапкунайте пригласили в Голливуд — там она в 1996 году сыграла небольшую роль в фильме «Миссия невыполнима», а в 1997 году снялась в картине «Семь лет в Тибете». В первой она играла в паре с Томом Крузом.
— В Тома Круза невозможно не влюбиться! Я не видела ни одного человека, который бы после знакомства с Томом не сказал: «Боже мой! Какой он замечательный!», — делались Дапкунайте.
Были у неё и другие иностранные работы: фильмы «На опасной земле», «Письмо с востока», «Солнечный ожог», «Секс и смерть», «Поцелуй жизни», «Ганнибал: Восхождение», эпизод в сериале «Главный подозреваемый 6». Однако больше всего она снималась всё-таки в российских картинах, среди которых «Шик», «Морфий», «Новая Земля» и другие.
В 2011–2014 годах она снималась в российском сериале «Небесный суд», в 2013 году сыграла роль миссис Хадсон в сериале «Шерлок Холмс» в постановке Андрея Кавуна. 2014 год отметился ролью императрицы Александры Фёдоровны в картине «Григорий Р.». В 2017 году Дапкунайте сыграла Марию Фёдоровну в скандальном фильме «Матильда», а также снялась в одной из главных ролей российской адаптации сериала «Мост». Одной из запоминающихся её работ стала также роль Иры в сериале «Беспринципные».
В 2019 году на экраны вышел нашумевший фильм «Союз спасения», где Дапкунайте сыграла княгиню Бельскую, а в 2022-м — его продолжение «Союз спасения. Время гнева».
Помимо актёрских работ, Дапкунайте также делала озвучку иностранных фильмов — так, она озвучивала Карен в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» и Э.Д.И.Т. в фильме «Человек-паук: Вдали от дома».
Дапкунайте была замужем трижды — за литовским актёром Арунасом Сакалаускасом, режиссёром Саймоном Стоуксом и ресторатором Дмитрием Ямпольским. С последним она развелась в 2017 году, и с тех пор о её личной жизни известно мало.
В том же 2017 году у неё родился сын. Ингеборга Дапкунайте не распространялась о том, кто его отец. Также, поскольку актрисе на тот момент было уже 54 года, СМИ задаются вопросом, она родила сама или нет. Предполагают, что она воспользовалась ЭКО либо услугами суррогатной матери.
С первым мужем Ингеборга познакомилась ещё в консерватории — они были однокурсниками. Арунас долго скрывал свои чувства к ней.
— Инга была похожа на порхающего эльфа. Я мучительно осознавал, что недостоин… — вспоминал он.
Однако в конце концов они признались друг другу в любви и начали встречаться тайно. Вскоре они устроились работать в один театр, и там скрывать отношения уже стало сложно — настолько, что спустя какое-то время они расстались.
— В отношениях пропал нерв, оставалась неустроенность в быту. Но главное — Ингеборга строила карьеру, а я топтался на месте. Она постоянно ездила сниматься, возвращалась с массой новых впечатлений — от людей, от съёмочного процесса. И я уже толком не мог поддержать разговор о кино. Мы оба ощущали: между нами наметилась трещина, — рассказывал Сакалаускас.
В 24 года Арунас ушёл в армию, и когда он вернулся, отношения прекратились. Тем не менее два года спустя роман возобновился и на этот раз закончился свадьбой. Брак долго не продлился: уже через полтора года они развелись. По словам Арунаса, бесконечные командировки Ингеборги разрушали их семью, а провожая жену на съёмки за границу, он понимал, что, скорее всего, она не вернётся.
— Наши друзья тоже были немного влюблены в Ингеборгу. Нельзя было не влюбиться! Подозреваю, что и наш мастер неровно к ней дышал. Один раз даже отчитал при всем курсе: «Разве у нас только одна девушка? Что вы обступили Дапкунайте?» Инга в ответ только освещалась своей невинно-лукавой улыбкой. Она всё про себя прекрасно понимала… — рассказывал Сакалаускас.
Действительно: уехав в Лондон и обосновавшись там, Ингеборга призналась мужу, что полюбила другого — режиссёра Саймона Стоукса.
Точных сведений о том, как развивались отношения Дапкунайте со Стоуксом, нет. Известно только, что Стоукс был режиссёром в спектакле, где Ингеборга играла с Джоном Малковичем — «Ошибка речи». Там они и познакомились.
— Едва увидев эту литовскую красавицу-актрису, я понял, что она будет моей женой, — делился Саймон в одном из интервью.
Действительно: пара поженилась прямо в фойе театра. Об их жизни в браке практически ничего не известно, хотя они прожили вместе десять лет. Именно Стоукс, по мнению сплетников, поспособствовал тому, чтобы Ингеборга попала в Голливуд. При этом за время брака Дапкунайте приписывали множество романов — от Тома Круза и Бреда Питта до Эмира Кустурицы.
— Мне хорошо с этой женщиной, она великолепна, — говорил Кустурица, которому слухи о романе с актрисой стоили собственного брака.
Со Стоуксом Ингеборга развелась в 2009 году, и точную причину развода никто не знает: возможно, отсутствие детей, а возможно, измена одного из них.
Когда Дапкунайте вступила в третий брак, ей было 50 лет, а её новому мужу, адвокату и ресторатору Дмитрию Ямпольскому — всего 38. При этом ради звезды он бросил другую актрису — Олесю Поташинскую.
— Мужчинам часто хочется разнообразия. Им даже от полной гармонии становится скучно… Он ушёл к Дапкунайте. Я всё делала, чтобы сохранить наш союз. Но есть такие вещи, когда уже бессмысленно бороться, — рассказывала Поташинская.
Свадьба проходила в обстановке строжайшей секретности — гостям вместе с приглашением даже раздавали договор о неразглашении информации, чтобы о церемонии никто не знал. Тем не менее скоро об этом стало известно и прессе, и поклонникам.
Как свадьба, так и жизнь новой пары проходила в атмосфере тайны. Брак продлился всего пять лет, в 2017 году Дапкунайте и Ямпольский развелись, однако и об этом стало известно не сразу. Как и о рождении сына Алекса, которого актриса показала в документальном фильме только три года спустя.
После начала в 2022 году специальной военной операции России на Украине Дапкунайте стала одной из тех, кто не только высказался против неё, но и поспешил покинуть Россию. Более того, она заявила литовскому СМИ, что зря не уехала раньше.
— Жаль, что не уехала из России раньше — сразу после присоединения Крыма в 2014 году. Если бы можно было предсказать будущее и изменить прошлое... Я совершила ошибку, и у меня для себя нет оправданий, — сказала она в интервью.
Из Москвы она переехала в Брюссель, объясняя это тем, что здесь находится её семья.
— Я давно уехала из России. По разным причинам, но, возможно, самая важная заключается в том, что проводится так называемая специальная военная операция... И я здесь, потому что здесь моя семья, моя сестра и моя мама, — говорила она.
При этом она заявила, что всегда чувствовала себя в России гостьей.
— Думала, что смогу оставаться непричастной к тому, что происходит в России. Я иностранка, из Литвы, но часто снималась в России, это была своего рода эмиграция, — оправдывалась она.
Также она говорила в разных интервью, что не скучает по современной Москве.
— Бессмысленно скучать по тому, чего уже нет. Не могу говорить о нынешней Москве, потому что я её уже совсем не знаю. Сейчас она другая, по ней летает огромный слон, который называется [спецоперация], — заявляла она.
Тем не менее спустя некоторое время она изменила мнение и сообщила, что всё-таки не исключает возможности вернуться в Москву.
— Сложности и проблемы затронули каждого, но многие молчат. Все видят, как меняется мир. У каждого разные обстоятельства. Мне невероятно жалко, что пришлось покинуть большую часть своей жизни и людей, которых я люблю и которым благодарна. Я надеюсь, что всё изменится и можно будет думать по-другому, — подчёркивала она.
По сообщениям СМИ, вероятно, смена позиции связана с неудачами в карьере на Западе: несмотря на то что её там многие знают, 60-летней актрисе устроиться сложно. Кроме того, в России у неё осталось много имущества: так, сообщалось, что она продала трёхкомнатную квартиру в Москве, а кроме неё владеет домом в элитном посёлке «Резиденция Бенилюкс» и 50% школы скорочтения и развития «SKILLS Академия», вторая половина которой принадлежит её бывшему мужу Ямпольскому.
— Иногда общаюсь с друзьями из России. Это не просто, с другой стороны, меньше любить этих людей я не могу. Для меня это потеря, потому что я очень скучаю по Москве, — призналась она, вопреки предыдущим заявлениям, в конце 2023 года.
Однако её директор Раиса Фомина опровергала возможность возвращения актрисы «на заработки».
— Она улетела из России больше года назад. Она ни с кем не сотрудничает из людей в РФ. Мир полон фальши, лжи. Ингеборга полностью порвала все связи с Россией, — заявила она.
Российские коллеги встретили отъезд и высказывания Дапкунайте резкой критикой.
— Свалила ещё одна шпрота. И слава богу! Выговорить её имя неудобоносимо было, да и по лицу было понятно, что мы ей не ровня. Очень уж высокомерная мадамка. Жрала с наших рук, но от лотка категорически отказывалась, — высказался в соцсетях актёр Иван Охлобыстин.
Нелестно о Дапкунайте выразился ещё один артист.
— Фальшь с её стороны была всё это время. Есть и другие уважаемые люди, которые стыдятся, что они русские. У меня, собственно, вопрос: почему вы все ещё здесь? Всё просто объясняется — люди в России зарабатывают большие деньги. Очень большие. А тратят за границей! — возмущался актёр Виктор Добронравов.
Сейчас Дапкунайте живёт в Брюсселе вместе с мамой, сестрой и сыном, а работает в Таллине и гастролирует по Европе с моноспектаклями. При этом она является гражданкой Великобритании благодаря второму мужу, что облегчает её жизнь. Однако зарабатывать она стала значительно меньше: в России гонорары достигали 5000 евро за съёмочный день, однако таких денег она больше не получает.
— Эмиграция — это тяжёлая штука, переселение в другую среду не проходит легко. Для актёров особенно. Мне повезло, я говорю на других языках. Я из Литвы, но часто снималась в России, это была своего рода эмиграция, потом я переселилась в Великобританию. Для меня это было шоком. Затем появилась Россия, теперь назад в Лондон. При этом у меня много привилегий: я знаю язык, у меня есть документы, — делилась она в одном из YouTube-шоу.
Однако вся её работа сегодня ограничивается спектаклями и съёмками «для своих», как и у многих сбежавших из России «звёзд». В 60 лет начинать карьеру заново не просто ни для кого.