Будущий худрук Малого театра родился 18 июня 1935 года в Чите. Оба его родителя были связаны с музыкой — мама Зинаида Ананьевна была преподавателем музыки в городском Доме пионеров, а отец Мефодий Викторович подрабатывал в музыкальной школе.
Соломин рассказывал, как в детстве пережил страшную трагедию — он увидел, как сотрудники НКВД пришли за его дедушкой Ананием Моисеевичем. После этого мальчик больше никогда его не видел, а реабилитировали родного человека только в 50-х годах — уже посмертно.
У Соломина был ещё и младший брат Виталий, родившийся в 1941 году. Он тоже стал актёром и прославился на всю страну.
Родители также взяли после войны под опеку 16-летнюю девушку Веру Овчинникову, которая работала в кукольном театре.
Несмотря на то, что в доме Соломиных всегда звучала музыка, оба брата не слишком тяготели к инструментам — им больше нравилось актёрство. Маленький Юра отправился в театральный кружок для малышей при Доме пионеров. С выбором будущей профессии он определился, когда посмотрел по телевизору документальный фильм «Малый театр и его мастера».
После школы он отправился поступать в Щепкинское училище, хотя ехать из Читы до Москвы было не близко. Поддерживать сына поехал отец Мефодий. Вместе они подготовились, и на вступительных экзаменах Юрий прочитал «Стихи о советском паспорте» Владимира Маяковского, отрывок из «Василия Тёркина» и монолог Нила из «Мещан». Как потом вспоминал актёр — советская подборка произведений в совокупности с его внешностью (рост 178 сантиметров, щуплое телосложение) произвели вау-эффект и его допустили до второго тура. А потом и глава экзаменационной комиссии Вера Пашенная сказала, что возьмёт студента на курс.
— Поступать в Москву из родной Читы я поехал вместе с папой. Прошёл два отборочных тура, готовился к третьему. Но случилась неприятность — у папы на вокзале украли деньги и документы. Жить в Москве было не на что. Нужно было уезжать домой. Папа предложил пойти прямо к художественному руководителю курса — Вере Пашенной. Я попал к ней на приём и объяснил, что-либо она берёт меня сейчас на курс без третьего тура, либо я уезжаю домой. Она улыбнулась и сказала: «Ну, оставайся!», — вспоминал Соломин.
Юрий Мефодьевич был прилежным студентом и много занимался — ему предрекали большое будущее не только его однокурсники, но и преподаватели. Вот поэтому четыре года спустя после окончания вуза его уже пригласили… преподавать в Щепкинском училище, где он занимался с такими легендами театра как Василий Бочкарёв, Людмила Полякова, Сергей Еремеев. Занимался Соломин и со своим младшим братом Виталием.
Вся жизнь Юрия Соломина была связана с Малым театром, поэтому, получив диплом в 1957 году, он сразу же был принят в труппу. Здесь он прослужил 66 лет, из которых 35 был руководителем. При этом Соломин не отказывал себе и в съёмках в кино и сериалах, которые в 60-70-х годах прошлого века активно развивались в Советском Союзе.
Одной из первых работ в Малом театре для Соломина стала роль сапожника Пэпино в комедии Мдивани «Украли консула!». Но свой талант он по-настоящему раскрыл, сыграв Хлестакова в «Ревизоре».
Затем ему доверили Кисельникова в «Пучине» Островского — роль интересна тем, что за три часа Соломину приходилось играть персонажа от юности до старческого безумия.
Признание к нему пришло и после того, как Малый театр решил ввести его в спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» после Иннокентия Смоктуновского (который ушёл во МХАТ) — причём, режиссёр был против юного актёра. Эту роль он играл 30 лет!
Соломин показал свою силу и в начале 90-х, когда в Малом решили взяться за пьесу Кузнецова «И аз воздам…», где он сыграл Николая II. В спектакле шла речь о последних днях жизни царя.
В 2000-х он наконец-то исполнил свою мечту и сыграл в водевиле, исполнив роль смешного и трогательного актёра-неудачника Сен-Феликса в «Таинственном ящике».
История помнит и то, как Соломину удалось познакомиться с британским монархом. В 1994 году Елизавета II посетила Россию с визитом и захотела встретиться с дипломатическим корпусом именно в стенах Малого театра.
Юрий Мефодьевич тогда решил удивить королеву и сделать необычный подарок. В итоге ей преподнесли шкатулку из палеха с изображением Малого театра. Королева была поражена, ведь они попали точно в цель.
— Откуда вы знаете, что королева коллекционирует шкатулки? — поинтересовались дипломаты после.
Чтобы как-то отблагодарить знаменитого режиссёра, через несколько месяцев Елизавета II прислала посылку из Англии со своей фотографией в день коронации, подписав её: «На память Юрию». Соломин повесил её на стене в кабинете.
Как режиссёр Юрий Мефодьевич чаще всего тяготел к классике — публика скупала билеты на его «Чайку», «Три сестры», «Бесприданницу» и «Ревизора».
Несмотря на преданность театру, Соломин активно снимался в кино, причём, ему доверяли совершенно разных персонажей. Впервые он появился в фильме «Бессонные ночи» в 1960 году, где ему досталась роль молодого инженера Павла Каурова, который отправился на работу в Сибирь.
Талант Соломина заметили и за границей, и в 1969-м его пригласили в советско-итальянский проект Михаила Калатозова «Красная палатка» (в основе сюжета была история о покорении Арктики). Партнёрами советского актёра стали Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Харди Крюгер, Никита Михалков и другие.
Уже будучи театральной звездой, ему никак не удавалось нащупать ту самую роль, которая бы сделала его звездой всесоюзного масштаба. Но в итоге она пришла в 1971 году. Фильм «Адъютант его превосходительства» обессмертил Соломина, который сыграл красного разведчика Кольцова. Картину показали не только в СССР, но и многих других странах.
А уже после пошли роли Телегина в «Хождении по мукам», Генриха Айзенштайна в «Летучей мыши» (кстати, в этом фильме братья Соломины впервые сыграли вместе), а после Славина в «ТАСС уполномочен заявить».
В 70-х ему удалось поработать и с легендарным Акирой Куросавой в фильме «Дерсу Узала». Японец, конфликтовавший с Голливудом, обратил свой взор на актёров СССР и не мог не заметить Соломина. В поле его зрения попали романы Достоевского и Гоголя, но затем ему захотелось экранизировать произведения русского этнографа Владимира Арсеньева — и его роль доверили Соломину. Фильм позже получил «Оскар» как «Лучший иностранный фильм», но актёра не пустили в Штаты на вручение, так как реально подумали, что он разведчик.
— Когда Акира Куросава приехал в СССР для съёмок «Дерсу Узала», «Мосфильм» представил ему шесть популярных советских артистов для выбора на главную роль. Я был шестым в списке. Куросава попросил продемонстрировать лучшие киноработы кандидатов. Потом мне рассказали, что ему показали две серии «Адъютанта его превосходительства», после чего он решил посмотреть сериал целиком. И утвердил меня на роль без всяких худсоветов, — вспоминал Соломин.
В конце 70-х Марк Захаров приглашает Соломина в музыкальный фильм «Обыкновенное чудо», где он исполнил роль возлюбленного Эмилии.
В 80-х актёр много работал над разными проектами, а в 90-х чаще всего его можно было увидеть в телеверсиях спектаклей Малого театра. А в 2000-х зрители могли видеть его в драме «Московская сага», «Чайке», «Исаев», «Точка кипения» и других.
О преданности Соломина Малому театру слагают легенды, но мало кто помнит, что преданным он был и в личной жизни. Ещё в детстве он мечтал жениться раз и прожить с любимой до конца дней. Так и получилось — его судьбой стала Ольга Николаева, с которой он познакомился ещё студентом театрального училища.
Впервые они увиделись на уроке хореографии, когда опоздавшая милая девушка села рядом с Соломиным, а затем у них завязался разговор. Год спустя состоялась роспись, а вот на свадьбу денег не хватило. В 2017-м уже широко пара отметила бриллиантовую свадьбу.
В семье вскоре появилась дочь Даша — она, в отличие от отца и дяди, решила пойти по музыкальной стезе и окончила консерваторию. Девушка гастролировала по разным странам, а одно время вместе с мужем даже жила в Великобритании. Соломин затем стал дедушкой внучки Александры, которую обожал — она тоже выросла дипломированной пианисткой.
Отметим, что жена Юрия Соломина скончалась в 2019 году. Ольга Николаевна долгие годы преподавала актёрское мастерство в Щепкинском училище, а также руководила курсом.
Друзья и коллеги говорят, что здоровье Юрия Соломина подкосила смерть жены. Несмотря на востребованность в жизни и театре, режиссёр перестал находить смысл в существовании без любимой супруги. Появились болезни, такие как гипертония, атеросклероз, а также болезни сердца.
По настоянию врачей он регулярно проходил обследования и занимался здоровьем, но силы стали покидать его в начале 2020-х, когда проблемы стали хроническими.
Несколько раз в 2020-х появлялись новости о госпитализации Юрия Соломина, но всегда он поправлялся и возвращался в строй. Поэтому мало кто поверил в серьёзность проблемы, когда 6 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич потерял сознание у дома, когда шёл к машине.
Позже врачи поставили диагноз: инсульт. Целый месяц медики стабилизировали состояние режиссёра Малого театра, его даже перевели из реанимации в обычную палату. Со временем он вернулся в строй — речь вернулась, он узнал родных, а также коллег по театру. После Нового года его должны были выписать.
— Я вам скажу, что мы с ним частенько виделись, иногда за границей. Замечательный, добрый, обаятельный человек, располагающий к себе. То, что артист хороший — это все знают, в кино видели. Он очень дружил с Лавровым. Они были просто как два друга. Встречались. Но когда один в Москве, другой в Петербурге — это всегда сложная дружба между двумя городами. Мы много ездили в Англию, Францию, часто пересекались с его семьёй. Виделись с его отцом, матерью. С Юрием мы снимались не раз. Он и его брат Виталий — талантливые актёры, из хорошей семьи. Культура у них была ленинградская. Юра — талантливый человек, руководил театром одним из самых лучших в Москве и в России, — сказал Георгий Штиль в беседе с 78.ru.
Юрий Мефодьевич был выписан из больницы 9 января 2024 года. Пока непонятно, отправили ли «врачи его умирать» или же они реально почувствовали улучшение. Но факт остаётся фактом — поздно ночью 11 января легенде театра и кино стало плохо и около часа ночи он скончался во сне. Новость о том, что его больше нет, появилась позже днём — её подтвердили в Малом театре.
— Это очень печальная новость. Нас покидают великие артисты, их практически не осталось. Юрий Мефодьевич — это символ настоящего мужчины, офицера и блистательного актёра. Он долгие годы был руководителем Малого театра, блестяще выполняя свою работу. Он — мощнейшая фигура российского и советского искусства. К сожалению, таких как он, почти не осталось. Светлая память ему и мои соболезнования родственникам, всем близким и театру, который, как я думаю, осиротел без него, — сказал для NEWS.ru Дмитрий Певцов.
На данный момент есть предварительная причина смерти Юрия Соломина, которую озвучил инсайдер. Это почечная недостаточность. Она стала осложнением на фоне перенесённого инсульта с поражением височной области и множественными кровоизлияниями в мозг.
— Юрий Мефодьевич был многогранной личностью и одарённым мастером сцены, который внёс колоссальный вклад в развитие отечественного искусства. 35 лет он руководил Государственным академическим Малым театром России, заслужив уважение и признание коллег. Легендарный актёр, талантливый педагог — во всех этих амплуа он беззаветно был предан профессии и зрителям. Бережно сохраняя великие традиции русской драматической школы, он приумножил их и передал своим ученикам, — признался глава Следственного комитета Юрий Бастрыкин.
Уже известна дата и место прощания с Юрием Соломиным. Об этом рассказали в руководстве Малого театра.
— В Малый театр пришло непоправимое горе — не стало художественного руководителя Малого театра, народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина. Не стало нашего любимого Капитана. Знаем, что наши с вами сердца, дорогие зрители, сейчас вместе. Прощание состоится 15 января в 11:00 на Исторической сцене, — написали в социальных сетях театра.
Отметим, что после гражданской панихиды похороны пройдут на Троекуровском кладбище.
— Юрий Мефодьевич был, наверное, последним из плеяды великих советских артистов, которые определяли смыслы жизни в стране долгие десятилетия. Все его киноработы, театральные роли — это не просто классика, а классика обязательная к просмотру. То, что он возглавил театр и так долго его вёл, это, конечно, тоже пример того, как нравится кому-то или нет, но Малый театр сохранил тот «имперский» театр, не поддались не новым непонятным веяниям в режиссуре, не новой, порой неприличной драматургии. Их за это критиковали, но Юрий Мефодьевич был всегда непреклонен — сохранял традиции, которые были заложены отцами-основателями и императрицей при создании Малого театра России. Это тоже человеческое и гражданское мужество. Желаю театру в эти тяжёлые дни стойкости, и чтобы он дальше сохранял своё лицо и не был ни на кого похож, — сказал Кирилл Крок, директор Вахтанговского театра.
По материалам ТАСС, РБК, «7дней», News.ru, «СтарХит», Telegram-канала Shot, Telegram-канала Mash.