В Государственном Эрмитаже есть шедевры самых разных стран, веков, направлений искусства. Есть и малозаметные, но не менее интересные раритеты, связанные с жизнью хозяев Зимнего. Но сегодня мы принесли вам под елку истории, о которых умалчивают экскурсоводы. Представляем вашему вниманию: мистические легенды и будоражащие реальные истории о главном музее страны.
Если вы любите ходить в музеи, советуем также обратить внимание на эти лучшие музеи Петербурга, которые стоит посетить хотя бы раз, а также еще несколько сокровищниц города, куда стоит сходить в Петербурге после Эрмитажа и Кунсткамеры. Для увлеченных историей доблестных сражений России, станут интересны военно-исторические музеи Петербурга.
Египетский зал. Именно здесь в специальном саркофаге хранится мумия жреца Па-ди-иста.
Экспонат, возраст которого более 3 тысяч лет, всегда насмешливо улыбался туристам, но однажды… заговорил.
Он описал Атлантиду, раскрыл тайну пирамид и потребовал вернуть своё тело в Египет. По крайней мере, так утверждал человек, который все это слышал и считал себя учеником жреца.
А в 2004 году смотрительница увидела, как экспонат зашевелился и ожил, но всё же не ушел в сторону Гизы, а остался в музее.
Но самым зловещим артефактом Египетского зала хранители считают скульптуру Сехмет.
Легенда гласит, что время от времени в полночь у ног воинствующей богини разливается кровь, которая к утру успевает высохнуть.
Можно над этим смеяться, но факт есть факт: нижняя часть скульптуры иногда покрывается оранжевым налётом. Последний раз так было в 1991 году.
Часы «Павлин». Визитная карточка Эрмитажа. Конечно, у такого чуда не может не быть своей тайны.
В 1777 году часы купил князь Григорий Потёмкин в качестве подарка для Екатерины Второй. Но сюрприз не удался: павлин пострадал при перевозке и отказался работать. Реанимировать механизм князь поручил гениальному русскому мастеру - Ивану Кулибину.
Тот с задачей справился и даже усовершенствовал часы. Когда механизм заводили, птица распускала хвост, поворачивалась, скажем так, спиной к публике, и ненадолго замирала. По легенде, этим жестом Кулибин выражал своё отношение к трону.
Перенесемся от оживающего золотого павлина к посмертной золотой маске. Она была найдена в саркофаге, где, наряду с женскими останками, нашлось и немало украшений.
Археологи предположили, что это гробница жены Боспорского царя Рескупорида, но, если приглядеться: у маски ярко выраженные мужские черты.
Над этой тайной учёные бьются до сих пор, и эта история по загадочности превосходит любые художественные вымыслы.
Но факт остается фактом: маска появилась в Эрмитаже благодаря Николаю Первому. По легенде, залы музея по ночам наполняются призраками, но именно Николай Павлович появляется тут чаще других.
Можно сказать, ходит как на работу.
А вот восковой Пётр постоянно встаёт со своего трона и даже кланяется.
В ходе реставрации в 20 веке у фигуры первого императора на самом деле были обнаружены шарниры, но этот факт для мистиков показался неубедительным, и легенда о поднимающемся Петре существует до сих пор.
По количеству мифов оживающие в Эрмитаже картины и разгулявшие призраки могут конкурировать только с легендами о подземных ходах.
Самая известная байка про тоннель, прорытый к особняку балерины Матильды Кшесинской, известной близкими отношениями с несколькими Романовыми.
Другой тайный ход якобы начинается за престолом в Малом тронном зале и связывает Эрмитаж с Главным штабом.
А вот настоящий стеклянный пол, и он же потолок в Эрмитаже существует, хотя его видят только сотрудники музея.
Это изобретение архитектора Штакеншнейдера, который занимался переделкой дворца.
В Зимнем дворце даже после революции, гражданской войны и блокады чудом уцелело несколько окон с историческими стёклами.
На одном из них сохранилась надпись на английском: «Ники 1902 смотрит на гусар».
Её сделала Александра Фёдоровна, супруга Николая II и это реальная история.
А самый расхожий миф об Эрмитаже описал в «Легендах Невского проспекта» Михаил Веллер. Якобы секретарь обкома выдавал дочь замуж и решил попользоваться царским сервизом. О его планах узнал один из хранителей Рыцарского зала. И решил поступить, как рыцарь.
Когда товарищи из Смольного приехали в Эрмитаж, он, желая их напугать, надел на себя доспехи.
А музей тогда охраняли злые овчарки, которые и покусали его за единственное неприкрытое латами место. «Призрак» взвыл, и операция провалилась.
Легендами окутана и гробница Гомера, правда, не имеющая никакого отношения к древнегреческому поэту, и феодосийские серьги, секрет которых не разгадан до сих пор, и Черный квадрат Малевича с его необъяснимой энергетикой… Перечислить все мистические раритеты у нас вряд ли получится.
А вот сделать так, чтобы исполнилось ваше желание – вполне реально. Благодаря усиленному натиранию больших пальцев на ногах могучих атлантов, которые являются символом не только Эрмитажа, но и всего города.
Исполинские фигуры выстояли, даже в тот момент, когда во время блокады прямо в портик попал снаряд. И это уже совсем не легенда, а самая настоящая наша с вами история!
Адрес Государственного Эрмитажа: Дворцовая набережная, 38
Официальный сайт: hermitagemuseum.org
Музеи Санкт-Петербурга можно разделить на художественные, естественнонаучные, литературные, театральные и музыкальные, исторические, музеи политической истории и истории религии, музеи истории блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны, военно-исторические, историко-бытовые, музеи-памятники, дворцово-парковые музеи-заповедники, музеи науки и техники, а также выставочные залы и комплексы.