Прямой эфир

GTA опять угнали: как построить многомиллиардную франшизу на репутации «симулятора убийцы»

Иннокентий Майоров
5 декабря 2023, 12:23
Как серия игр Grand Theft Auto остаётся одной из самых известных в мире за счёт плясок на грани общественной морали.
Коллаж 78.ru: gamerficial.com, Rockstar Games, flaticon.com/juicy_fish

Во вторник, 5 декабря, в сети должен был состояться официальный релиз трейлера шестой части скандальной серии видеоигр GTA от Rockstar Games, которые решили оправдать своё название. После анонса из аккаунта игры в запрещённой соцсети исчезла вся лента — прогрев достойный рок-звёзд, но не столь привычный для компьютерной игры, что показывает уровень ожидания. Удивительным образом и релиз трейлера умудрился пройти «с перчинкой»: ролик оказался в сети на несколько часов раньше обещанного и многие игроки узнали о том, что действие игры вернётся в Vice City из видео с прилепленной рекламой биткоина. Создателям пришлось публиковать видео через час после «утечки».

Видео: Rockstar Games

Очень хочется написать, что видео «слили», но это слово относительно «рокстаров» уже используешь с опаской. Дело в том, что вся серия в течение почти трёх десятилетий строит свою PR-кампанию на скандалах, оттого с каждым годом в «хакеров» веришь чуть меньше, чем в грамотных «прогревщиков».

Наймём пиарщика убийцы

В компании давно поняли всю прелесть феномена, когда твой продукт набирает популярность через людей, которые очень-очень его ругают. Механизм знаком друзьям фанатов ток-шоу на федеральном ТВ: «Ой, какая пошлость! Ужасно, зачем это показывают?! Не выключай!». К тому же, если вы хотите, чтобы подростки чем-то заинтересовались — желательно всем взрослым вокруг упоминать, как это страшно и неправильно.

Серия GTA началась ещё в 1997 году с 2D-игры с угонами и видом сверху, которая была жестокой по меркам времени, но, вероятно, не получила бы свою репутацию, если бы не найм разработчиками печально известного публициста Макса Клиффорда.

Пиарщик был, в числе прочего, например, известен тем, что работал в качестве публициста с О. Джеем Симпсоном, американским футболистом, которого гражданским иском признали виновным в гибели жены и её любовника и назначили штраф в 33,5 млн долларов, при этом смертного приговора он избежал благодаря адвокатам, в числе которых был, кстати, отец сестёр Кардашьян. Суд над О.Джеем в США был назван «процессом века» и очень широко освещался в прессе, причём сочувствовавших спортсмену было крайне немного. Тот же Клиффорд заявлял, что ему угрожали из-за этой его работы.

Вот такого персонажа привлекли к рекламной кампании самой первой игры, отличительной чертой которой были угоны, нарушения ПДД и прочих статей уголовного и административного кодексов. Как и можно было ожидать, Макс начал смаковать жестокие элементы, «возмущаясь» продукту, тем самым продвигая всё как «симулятор убийцы». Кстати, Mortal Kombat к тому моменту уже пять лет как вышел, а там можно было позвоночник из противника достать — GTA до такого было далеко.

Слишком рано

Вторая часть серии не получила большого внимания, но вот переход в 3D, произошедший в третьей части 2001 года, наделал шуму. Игре всё ещё предъявляли претензии за «реалистичный» угон машин и убийства, детальность которых на экране выросла благодаря переходу в объёмный мир и камере от третьего лица. Из-за кровавости третью часть даже запретили в Австралии, точнее ей просто не смогли выдать никакого возрастного рейтинга, оттого продукт автоматически нельзя было распространять на территории страны. В итоге, кстати, выяснилось, что деньги Rockstar любит гораздо больше крови и была сделана австралийская версия GTA III с рейтингом 15+. Позднее и другие части будут подготавливать под «австралийский релиз».

Фото: wikipedia.org/DMA Design
Фото: wikipedia.org/DMA Design

Была и другая деталь. Либерти-сити, где происходит действие игры, имеет очевидный реальный прототип — Нью-Йорк. Игра вышла в октябре 2001 года и уже можно догадаться, в чём проблема: с момента 11 сентября прошло всего-ничего и жителей города, как, впрочем, и ещё сотни тысяч американцев, вполне обоснованно не радовали геймплейные ролики со взрывами и стрельбой на улицах, вот только что переживших теракт.

Истерика, которую построил Джек

Следующая часть, GTA: Vice City, на движке от третьей части вышла всего через год, в 2002-м. Если познакомились большинство современных 30-летних с серией игр в третьей части, то эта та, в которую влюбились. Вспомнить хотя бы «миссию с вертолётиком», которая стала элементом в том числе и российского неофольклора.

Эту часть, конечно, тоже обвинили в склонении подростков к насилию: в частности, на Take-Two, издателя игры, подали иск в суд родственники погибшего во время стрельбы в Теннесси. Виновники, сводные братья 13 и 16 лет, в полиции якобы заявили, что «подражали GTA». Связь «массшутингов» и игры установить пытались и раньше, и позже это будут делать, потому что, видимо, игры убивают, а свободный доступ к изделиям, созданным для убийства — нет. Эта история важна тем, что впервые встретились GTA и американский адвокат Джек Томпсон, который представлял сторону истца по судебному иску. Юрист на десятилетие станет главным обвинителем серии, не вылезая из эфиров на телевидении с рассказами о том, что «компьютерные игры создают убийц» и «только киллеры и геймеры стреляют в лицо». Судебное разбирательство, кстати, закончилось ничем — иск отозвали. Тем не менее, если Макс создал репутацию игры, то Джек её укрепил.

Был и другой интересный иск из всё того же 2003 года: калифорнийские группы мигрантов с Кубы и Гаити обвинили игру в расизме и «подталкиванию» пользователей к убийству представителей этих национальностей. В игре есть этнические группировки, отсюда фраза «иди, убей гаитянцев» относится скорее к «корпоративной» принадлежности, но звучит очень и очень плохо, конечно. В итоге из игры убрали часть реплик.

Самый горячий кофе

Наверное, самый громкий скандал за всю серию произошёл после выхода GTA: San Andreas в 2004 году. Ранее в серии присутствовали: убийства, грабежи, угоны, кражи, употребление и продажа наркотиков, похищения, но есть кое-что гораздо более возмутительное — секс по обоюдному согласию.

Фото: Rockstar North
Фото: Rockstar North

Честно говоря, с трудом верится, но главный скандал серии вообще не связан с немотивированной жестокостью, всё ровно наоборот. Как станет позже ясно из внутренней переписки между членами Rockstar в игру на стадии разработки начали добавлять внутриигровые ролики, по сути мини-игру, с демонстрацией коитуса в различных конфигурациях. Правда, Rockstar предпочитают деньги не только крови, но и другим жидкостям — от секса отказались, довольно разумно оценив, что это слишком сильно повлияет на продажи. В итоге, в игре не осталось никакой эротики, кроме угловатых стриптизёрш и целомудренно трясущейся машины (серьёзно, такой половой акт можно отнести к тантрическому — модельки оставались сидеть на местах).

Однако наработки, хоть и не были видны, но остались «вшиты» в код, что и обнаружила команда моддеров, ребят, которые делают на движке новые элементы для любимой игры, а иногда и целиком отдельные произведения. Причём разбирать всё на винтики они начали ещё с релиза на PS2. К тому моменту, когда вышла ПК-версия, её главный «секрет» уже знали посвящённые. Из тех же внутренних переписок компании следует, что секс-сцены не вырезали не просто так — планировалось сделать издание только для взрослых (21+) уже после выпуска игры на ПК, однако им не суждено было сбыться: любительский мод Hot Coffee (назвали так в честь одного из использованных в игре эвфемизмов), раскрывающий весь скабрезный потенциал, был опубликован в июне 2005-м, вместе с выходом игры на компьютерах.

Эффект был разорвавшейся бомбы: мод за четыре недели скачали больше миллиона раз, фанатские страницы просто сходили с ума. Не прошло и месяца, прежде чем ESRB, американское агентство, раздающее возрастные рейтинги, заявило о начале расследования инцидента.

Историю подхватили и СМИ, Джек Томпсон надел лучший пиджак, а у дома автора скандального мода буквально в палатке поселились журналисты. Rockstar решили, что лучшая атака — это нападение, а точнее, что нужно срочно искать «стрелочника» и выпустила заявление, в котором обвинила во всём «группу целеустремлённых хакеров, которым пришлось сильно поработать, чтобы изменить сцены из официальной версии игры». Позднее компания даже начала отзывать версии с остатками эротических сцен в коде, параллельно работая над пуританской вариацией. В тот момент игру перестали продавать четыре крупнейших ритейлера США, а апогеем можно считать выступление будущего кандидата в президенты, а тогда сенатора Хиллари Клинтон, которая потребовала провести дополнительное расследование, что и было сделано Федеральной торговой комиссией страны.

Хиллари Клинтон/ Фото: Aaron Schwartz/globallookpress.com
Хиллари Клинтон/ Фото: Aaron Schwartz/globallookpress.com

История с «Горячим кофе» кончилась только в 2009, когда разработчики рассчитались с 20-миллионным иском и с тех пор, видимо, даже не думают добавить «немного любви» в свои игры.

Мамы против пьянства за рулём и GTA

GTA IV вышла в 2008 году, но проблемы начались ещё до этого. Упомянем микроскандальчик с участием российской звезды: внешность для главного героя, сербского иммигранта Нико Беллика, хотели одолжить у Владимира Машкова, но тот отказался. Черты, впрочем, всё равно подрезали, отчего сходство актёра и персонажа заметно. Но, конечно, самую громкую истерику поднял Джек Томпсон, который ещё с 2007 года начал требовать введения дополнительных ограничений при продаже игры. Это привело к тому, что они с Rockstar «покидались» друг в друга исками и пришли к соглашению всё в том же 2007 году.

Останавливаться на претензиях Томпсона или на других подобных нет особого смысла — игра жестокая, в ней можно взрывать машины и бить людей ножом. Впрочем, даже если никого и не убивать, проблемы увидят: запретить GTA IV пытались не только медийные адвокаты, но и, внезапно, организация «Мамы против пьяного вождения». Догадаться, что вызвало их возмущение, можно из названия.

Кстати, важно сказать, что в игре действительно можно и пьяным водить, и в прохожих стрелять, но вообще это не обязательно: да, есть устланный трупами сюжет, но при желании можно и таксистом работать, пока не надоест. Другое дело, что в игре-песочнице вы скорее захотите сделать что-то такое, что не стали бы ни за что и никогда в реальной жизни.

Фото: Rockstar North
Фото: Rockstar North

Кстати об этом, GTA IV предлагает ощутить себя в шкуре педофила. К счастью, не так, как с «Горячим кофе»! Просто во внутриигровом интернете есть страница, название которой можно вольно перевести как «неожиданное представление маленькой Лэйси». Название отсылает к бренду нижнего белья из Vice City, Little Lacy Surprise, но тут ресурс вполне понятный — если зайти на него, то на странице вместо омерзительных фото будет сообщение с текстом, если кратко: «Мы знаем, что ты делаешь и идём за тобой». После этого за игроком начинает охоту вся городская полиция. Несмотря на очевидное отношение авторов, многим показались неуместными шутки на подобную тему. Впрочем, недовольных «пасхалками» Rockstar ещё со времён оружия в виде фиолетового фаллоимитатора из San Andreas было достаточно.

Пытки, сексизм и Линдси Лохан

Следующая часть серии вышла незадолго до того времени, когда ругать мораль в видеоиграх станет общим трендом, правда, фокус сместится с жестокости на другой аспект — гендерный. Конечно, в игру сразу, ещё в 2011-м, кидались камнями за сцену, в которой один из главных героев пытает человека электричеством, но это даже как-то не впечатляет.

Громадный же скандал, названный в итоге Геймергейтом (по аналогии с Уотергейтом), который затронул всю индустрию, начался в 2014-м и не с GTA. У этой истории множество аспектов, но если сделать очень краткую выжимку без исторических справок: ряд журналистов и блогеров обвинили игроков и всю индустрию в систематическом сексизме. Речь шла и о том, что женщин-разработчиков значительно меньше, и о том, что игры делаются в основном с расчётом на мужскую аудиторию, и, конечно, что женщины в играх объективируются и становятся либо «наградой» за выполнение задания, либо предметом для безнаказанного насилия. GTA V, естественно, в разговоре всплывает сама собой: в частности, её критиковала Анита Саркисян, блогер-феминистка, ставшая одним из главных лиц Геймергейта.

Фото: pr scr youtube.com/Rockstar Games Россия
Фото: pr scr youtube.com/Rockstar Games Россия

Обидели Rockstar не только всех женщин в общем, но и одну в частности. Актриса Линдси Лохан подала в суд на компанию из-за того, что в рекламной кампании пятой части и самой игре используется похожий на неё внешне и биографическими деталями персонаж. Иск в итоге не удовлетворили. Машков как знал…

Банда GTA

В России серия известна даже тем, кто джойстик в жизни не держал, по громким заголовкам. В частности, по статьям о банде с прижившимся названием «ГТА». Преступники с 2012 по 2014 год убили 17 человек, большую часть из которых на трассе М-4, после угнав их автомобили — из-за почерка к бандитам и приклеилось название, хотя сами они могли и не знать ничего об игре.

Этот пример показывает не прямое воздействие, а скорее то, насколько большим и понятным брендом стало GTA. Разработчики со старта выстроили имидж «противников общественной морали» и ужасающего продукта, хотя, если говорить объективно: GTA — близкая к техническому идеалу «песочница» с криминальным сюжетом и огромными возможностями для «пошалить», но она проигрывает буквально десяткам других и по жесткости, и по кровавости. Для примера, есть такая «стрелялка» по комиксам «Каратель», где можно просверлить человеку голову или насадить кого-нибудь на носорога и это описание только «особых» действий, буднично пытать кулаками под реплики Дюжева (он озвучивал российскую локализацию) можно хоть каждую минуту. Игру критиковали за всё это, но много ли людей вообще знает о «Карателе» за пределами геймерских сообществ?

Скриншот игры «Каратель
Скриншот игры «Каратель"/ Фото: соцсети

Феномен GTA во многом даже ироничен, ведь вся его маркетинговая стратегия и бренд выстроены на идее, что, может, это и не стоит делать и продавать, но влететь на вертолёте в здание так весело и так хочется (хотя иногда «рокстары» трусливо и зарывают свои хотелки в код). Настоящая «банда GTA» — это разработчики, маркетологи и противники игры, которые лишь подогревают интерес, причём настолько, что иногда задаёшься вопросом, а не на зарплате ли они.

Это ОПГ провернуло уже несколько краж: обвиняли создателей ГТА не только в заимствовании лиц, но ещё и граффити в GTA III, музыки из четвёртой части, можно допустить, что воровали они и у самих себя: часть подробностей из трейлера, в частности, что мы вернёмся в Vice City, уже была известна с 2022 года от «хакеров»: тяжело сказать, утечка ли это или просто дополнительный способ рассказать пару подробностей о работе в «криминальном» стиле. Но все эти мелочи ради главного дела жизни — воровства общественного внимания в корыстных целях. Вот это в компании проворачивают регулярно и успешно.